search
main
0

Театр начинается в детстве

Театр, сказка, представление… Как чудесно звучат эти слова для детей!  Для них это синонимы слова «праздник». Но как сделать так, чтобы  каждый малыш вошел в этот мир искусства и как активный зритель, и как полноценный герой представления?  Как помочь ребенку преодолеть барьер  неуверенности  и страха перед публичным выступлением? Как научить его эмоционально проживать каждое представление?

В Центре развития ребенка – детском саду №1777 уделяется большое внимание развитию у детей творческих способностей в процессе разнообразных видов деятельности, которые проявляются в самостоятельном опробовании нового материала, в совместном со взрослым и другими детьми процессе освоения новых способов действия, но самое главное – в формировании замыслов и их реализации. Этому в немалой степени способствует программа «Развитие», разработанная учебным центром имени Л.Венгера, по которой работает  наше дошкольное учреждение. Программа включает в себя такие разделы, как «Изобразительное искусство», «Выразительное движение» и «Режиссерская игра». Работа по этим разделам направлена на развитие у дошкольников, с одной стороны, творческих способностей, в частности продуктивного воображения (основы любого вида творчества), а с другой стороны – невербального и вербального  общения.   С психологической точки зрения дошкольное детство  – благоприятный период для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.  Родители и педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.Мы стараемся сделать так, чтобы на занятиях ребенок мог проявлять свою природную непосредственность, вносить импровизацию, почувствовать атмосферу театрализованной деятельности. Дети сами ищут характерные особенности пластики персонажей, детали их поведения, обусловленные контекстом игровой ситуации; стараются выразительно исполнять образные движения, воссоздавая образ в целом. Как самостоятельно, так и с помощью взрослого  они находят условные движения, жесты, используют их в игровом взаимодействии, пытаясь создать «сценическую иллюзию». Самостоятельно или при поддержке взрослого ищут способы воплощения каждого эпизода сюжета,  как импровизационного, так и по согласованному с партнером замыслу, исполняют собственные импровизации от начала до конца. У нас богатый опыт театральных постановок. Одни постановки мы готовим просто как разыгрывание представления, а другие готовятся как большой проект, к которому подключены дети, педагоги, а главное, родители. Любой проект начинается с заинтересованности детей в какой-либо теме, а дальше задача педагогов закрепить этот интерес, создать условия к тому, чтобы у детей появилось желание узнать что-то новое, подключить родителей к поиску информации. Одним из таких творческих проектов стала сказка по произведению Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха». Работу мы  вели на протяжении всего года, и закончилась она  красочным музыкальным представлением. На мысль о проведении такого проекта нас навели дети. Гуляя осенью на площадке, дети старшей группы заметили, что обычно очень шустрые мухи ведут себя как-то вяло, заторможенно и даже дают поймать себя.  Поймав такую муху, дети подошли к воспитателю с вопросом о том, что же происходит с мухами осенью.  Это послужило началом тому, что дети сами стали собирать материал о мухах и других насекомых, как научный, так и сказочный. Работа велась в разных направлениях. На музыкальном занятии дети слушали музыку о насекомых. Это и «Бабочка» Сен-Санса, и «Полет шмеля» Н.А.Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане», и «Танец комара» А.Лядова. На занятиях по рисованию  дети знакомились с творчеством художников-иллюстраторов, делавших иллюстрации к произведениям Корнея Чуковского, самостоятельно иллюстрировали книгу, презентация которой происходила очень торжественно и празднично. На занятиях по хореографии дети самостоятельно придумывали танцевальные движения героев, готовили постановочные танцы. Каждый ребенок внес свою лепту в эту интересную работу. Итогом  стало музыкальное представление для родителей и детей всего детского сада. Афишу и пригласительные билеты дети рисовали самостоятельно, а декорации к спектаклю и костюмы готовили вместе с родителями.Следующим проектом стал художественно-театральный цикл «Цирк».  Началом этому проекту послужил приезд в Центр развития артистов с животными. По окончании представления дети стали расспрашивать педагогов, как можно научить животных выступать на арене. Так родился интерес к  цирковой теме. В течение длительного времени  дети собирали материал о цирке,  цирковых артистах, читали произведения, посвященные этой теме, была проведена выставка детских рисунков «Мой любимый цирк», сделана книга со стихами о цирке и иллюстрациями детей. На основании собранного материала был написан сценарий, придуманы костюмы, создана афиша. Завершением стало феерическое представление «Цирк, цирк, цирк…» Одним из самых интересных был проект «Золотые кольца Москвы». Он появился  после того,  как в группах решили создать уголки, посвященные тем местам Москвы, которые посетили дети с родителями. В результате группы пополнились альбомами, заполненными семейными фотографиями  не только с разнообразными видами города, но и интересными сопроводительными подписями. И тогда педагоги предложили  детям больше узнать о тех местах, где они побывали, почему они так называются, какова их история. Благодаря этому подобрался богатый материал, который был отредактирован педагогами в соответствии с возрастными требованиями детей. Этот материал дети сами доносили до сверстников в виде рассказов, иллюстрированных фотографиями. В дошкольном учреждении была устроена выставка детских работ на тему «Я – москвич». И как завершающий этап этой работы был проведен досуг с родителями «Золотые кольца Москвы», на котором дети и родители могли показать свои знания об истории города, его традициях.   Главным достижением мы считаем то, что на следующий год родители этой группы сами пришли к педагогам с предложением сделать совместное представление детей и родителей по сказке «Волк и семеро козлят на новый лад». Причем пришли с уже с готовым сценарием и даже с распределенными ролями. Подготовка к сказке  шла так:  сначала мы читали первоначальный вариант сказки, а потом предложили детям придумать разные варианты концовки, поменять характеры героев и обыграть их. Каждый ребенок мог выбрать себе роль и придумать образ.  Потом мы предложили детям послушать музыку, написанную композиторами Ж.Буржуа и Т.Попа к фильму «Мама», и разыграть роли пантомимой, опираясь на музыкальный образ героев. Следующим этапом было знакомство со сценарием будущего спектакля, где  распределились роли, причем  сразу было оговорено, что роль волка и козы будут играть взрослые, но кто именно, оставили  в тайне. При подготовке к спектаклю мы старались сделать так, чтобы каждый ребенок попробовал себя в разных ролях. С детьми придумывали и создавали декорации, костюмы,  атрибуты будущего представления. Для нас  важно было, чтобы каждый ребенок принял активное участие в обсуждении, почувствовал свою причастность к подготовке спектакля. Благодаря такому подходу к представлению сказка получилась веселой, захватывающей. Детей ждал сюрприз, который внес дополнительный положительный заряд: главных героев в сказке исполняли мама и папа воспитанников группы. Совместное творчество детей и родителей помогает не только налаживать особые взаимоотношения между детьми и взрослыми, но и повышает доверие родителей к дошкольному учреждению и интерес к событиям, происходящим в нем. Помня об этом, мы стараемся систематически проводить совместные досуги, где родители  – полноправные участники действия. Одним из таких досугов стал театрально-изобразительный конкурс «В стране Палитрии», где и взрослые, и дети смогли показать свое умение танцевать, импровизировать сценки, читать стихи и даже создавать совместные рисунки на больших листах ватмана. В подготовке к каждому представлению принимают участие все педагоги, работающие с детьми. На занятиях по изобразительной деятельности  мы обязательно прорисовываем персонажей, декорации, костюмы, организуем  выставки детских работ по выбранной теме, создаем книги с иллюстрациями к произведениям, выполненными детьми; на музыкальных занятиях слушаем музыкальные произведения на  выбранную тему, разучиваем песни; на занятии по хореографии импровизируем или готовим постановочные танцы; на  занятиях по сценической деятельности разыгрываем этюды на заданную тему, подбираем образы персонажей. В группах, как на занятиях, так и в свободное время,  мы поддерживаем у детей ненавязчивый интерес к  выбранной теме,  подбираем и систематизируем выбранный материал, перерабатываем их  для необходимой доступности детям.  Занимаясь с детьми творчеством, мы в первую очередь хотим сделать их жизнь интересной, содержательной, наполненной новыми впечатлениями. Но самое главное – это создание доброжелательной обстановки, когда каждый ребенок чувствует себя нужным, важным, а самое главное – уверенным, что его примут таким, какой он есть!    Наш Центр развития ребенка – детский сад №1777 тесно взаимодействует с Ресурсным центром «В таланты с малых лет». Педагоги дополнительного образования по изобразительной деятельности совместно с педагогами Ресурсного центра принимали участие в разработке мониторинга по выявлению уровня художественно-эстетического развития дошкольников. Для педагогов дополнительного образования по художественно-эстетическому  направлению, старших воспитателей  Москвы был проведен мастер-класс «Моделирование в графике, пластике, живописи. Анималистика». В апреле 2009 года наш Центр развития ребенка представлял в Департаменте образования выставку детских работ «Я раскрашу белый свет в самый свой любимый цвет!» в рамках Ресурсного центра «В таланты с малых лет». Рисунки воспитанников Центра развития ребенка №1777 участвовали в фестивале и выставке детского художественного творчества «Лукоморье», посвященной 210-й годовщине со дня рождения А.С.Пушкина, в Департаменте образования. Ольга ВОЛКОВА, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности Центра развития ребенка – детского сада №1777

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте