search
main
0

Театр Моссовета рассказал правдивую историю «Героя нашего времени»

В чем трагизм судьбы Печорина? Что предлагал Азамат Казбичу в обмен на его скакуна? Вашему выпускнику предстоит сдавать ЕГЭ по литературе, а он пока не знает ответов на эти вопросы? Тогда есть смысл посетить спектакль «Герой нашего времени» в театре Моссовета. 

Фото: Елена Лапина

Сетевое издание «Учительская газета» продолжает рассказывать о спектаклях, поставленных по произведениям русских классиков. Просмотр спектакля, конечно, не заменит чтение, но поможет современным школьникам понять образ литературных героев.

Приходить в «Моссовет» лучше заранее, чтобы почувствовать атмосферу театра. На стенах сотни фотографий великих актеров: Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Любовь Орлова, Валентин Гафт, Александр Филипенко, Сергей Юрский, Евгений Стеблов, Маргарита Терехова… От соприкосновения с историей испытываешь невольное волнение. У стенда, посвященного Раневской, – бусы, брошки, флакон с остатками духов. Стоит отойти на несколько метров, как попадаешь в комнату с пожелтевшими советскими афишами, здесь же хранятся эскизы и театральные костюмы.

Спектакль началось с последней главы романа – «Фаталист»

Звенит третий звонок, зал переполнен, среди зрителей много молодых людей. И это не случайно – режиссер спектакля Юрий Еремин, по праву считается одним из лучших интерпретаторов русской классики. Спектакль начинается с последней главы романа – «Фаталист». Офицер Вулич спорит с Печориным о существовании предопределения. Он стреляет в себя из пистолета, происходит осечка. Тут же офицер метит в свою фуражку, которая висит где-то там, в глубине сцены. Раздается выстрел. На заднем плане загорается экран с надписью: Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени».

Смена декораций – и вот мы уже переносимся на Кавказ. На экране горы, задувает ветер, моросит дождь. Два путника поднимаются по пологому склону. Один из них – штабс-капитан Максим Максимыч, которого сыграл актер Захар Комлев, второй – Михаил Лермонтов, эту роль исполнил Антон Аносов.

Путники останавливаются на ночлег. Максим Максимыч рассказывает о своем знакомстве с Печориным. На другой части сцены мы видим события, о которых повествует штабс-капитан. Вот появляется сам Печорин, его играет Дмитрий Подадаев. Внешне широкоплечий актер с бритой головой не вписывался в образ лермонтовского героя. Однако ему удалось великолепно передать характер главного персонажа. «Славный малый да вот только был немного странен», – вспоминает о Печорине штабс-капитан.

Максим Максимович рассказывает историю любви Печорина и Бэлы. На сцену то и дело выбегает княжеский сын Азамат (актер Павел Усачев), появление которого вызывает смех в зале. У Азамата на голове огромная овечья папаха, он неловко поправляет ее, пытаясь выстрелить в брошенную монету. Юный князь азартен и обидчив. Он помогает Печорину украсть Бэлу. Тот, в свою очередь, оказывает услугу Азамату – крадет для него коня у разбойника Казбича: «…Клянусь, ты будешь владеть конем; только за него ты должен отдать мне сестру Бэлу…»

Роль кавказской красавицы исполнила актриса Дарья Балабанова. Бэла была дика и непокорна, Печорину хитростью удается ее приручить. Позже княжеская дочь ему просто наскучит. Максим Максимович пытается утешить Бэлу, говорит, что ей не к лицу тоска.

«…Я буду весела». С хохотом Бэла начинает петь, плясать и прыгать. Однако спустя минуту девушка закрывает лицо руками и горько плачет. Проникаешься сочувствием к героине. В момент гибели Бэлы многие юные зрители не могли сдержать слез.

Фото: Сергей Петров

Вторая часть спектакля стала более музыкальной. Живая музыка, пение юной княжны…

Во втором акте спектакля в роли рассказчиков выступают Михаил Лермонтов и сам Печорин. Здесь мы знакомимся с княжной Мери, которую сыграла Екатерина Девкина. Эта часть стала более музыкальной. Живая музыка, пение юной княжны. Перед нами предстает светское общество времен правления императора Николая I, ставшего известным своими охранительными и консервативными взглядами.

Через весь спектакль сквозит ощущение бессмысленности существования главного героя, ненужности, невозможности совершить что-то действительно важное. «Скучающая молодежь» не была способна ни на глубокие чувства, ни на благородные поступки.

Во втором акте начинаешь обращать внимание на висящие над театральными подмостками громадные осколки зеркал. Они то отпускаются вниз, то поднимаются вверх. В них отражается все высшее общество. Точно так же, как отразились пороки современной молодежи в образе Печорина.

И если поначалу симпатизируешь простоте Грушницкого (его великолепно сыграл Алексей Трофимов), то к концу спектакля понимаешь, что этот персонаж еще более эгоистичный. Он не только мгновенно забыл о своей любви, но и попытался оболгать княжну Мери, заявив о том, что видел, как Печорин выпрыгнул из ее спальни. Дуэль двух приятелей стала одной из самых напряженных сцен спектакля.

Друзья Грушницкого дают Печорину незаряженный пистолет. На дуэли главный герой предлагает перемирие и просит бывшего друга отказаться от своей клеветы о княжне Мери. Но тот идет до конца, он обещает зарезать Печорина. Раздается выстрел, раненый Грушницкий падает с обрыва.

Фото: Елена Лапина

В конце разыгрывается еще одна трагедия. Печорин теряет свою возлюбленную – Веру (которую проникновенно сыграла актриса Лилия Волкова). Кажется, маски сняты, мы видим страдания и переживания главного героя. Вот та единственная женщина, которую он любил. Юрий Еремин показывает эту сцену как диалог двух возлюбленных. Из уст Веры мы узнаем содержание письма, которое было адресовано Печорину.

Эмоции накалены до предела. Главный герой рассказывает, как он пытался догнать любимую, как загнал коня, а когда понял, что ничего не выходит, то «упал в траву и заплакал как младенец». В конце спектакля, рассказчик сообщает:

«Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Это известие меня очень обрадовало: оно давало мне право печатать эти записки, и я воспользовался случаем поставить подпись под чужим произведением: Юрий Лермонтов!»

После спектакля хотелось возвращаться к героям вновь и вновь, всплывали их образы поступки. Юрий Еремин не сохранил хронологию романа, поэтому ответить на вопросы ЕГЭ, посмотрев только спектакль, не получится. Зато можно освежить знания, вспомнить забытые моменты. Ведь чтобы сдать Единый государственный экзамен по литературе на высокий балл, нужно не только знать произведение, но и уметь анализировать, сопоставлять характеры главных героев.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Эксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе. Заслуженный учитель республики Татарстан Лидия Ганина.

– ЕГЭ по литературе состоит из тестовой части, четырех развернутых ответов и сочинения. На всю работу отводится 3 часа 55 минут. Роман «Герой нашего времени» можно встретить в первой части, где для анализа дан фрагмент произведения, и во второй, где требуется написать сочинение. Конечно, поход в театр может помочь выпускникам осмыслить интерпретацию содержания и образов героев, сравнить постановку с романом Лермонтова. При этом предпочтение следует отдавать театрам, которые следуют классическому прочтению литературы.

Напомним, что в сетевом издании «Учительская газета» вы также можете прочитать первую рецензию из нашего специального цикла публикаций – на спектакль «Петр Первый». В основе сюжета противоречивая фигура императора. Сам спектакль был поставлен по произведениям Дмитрия Мережковского и Алексея Толстого.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте