search
main
0

Театр – источник образовательной мотивации

​Театр – особенная образовательная технология. За тридцать пять лет работы я попробовал сделать так, чтобы театр в школе был не прилагательным к образовательному действию, а равноправной частью образовательного процесса.

В начале восьмидесятых у меня родилась идея разговора с детьми на языке театра, художественных образов, действа. Системой образования это стало чуть позже, только в 1990-м мы соединили театр с общеобразовательными предметами. В 1981 году я пришел в школу, чтобы поговорить с детьми (так случилось), как это ни странно, о событиях 2-го съезда РСДРП, о том, что тогда у большевиков не было большинства, о красоте человеческой жизни, о ее ценности, о тех временах, когда об этом забывали. В частности, у нас был разговор, который в итоге вылился в спектакль. Это было абсолютно образовательное действие, абсолютно свободный выбор детей, которые принимали в этом участие. Происходило самое главное из того, что происходит в так называемом дополнительном образовании, – детский выбор. Кроме того, дети уже тогда имели возможность, как говорил Федор Достоевский, «выделаться в человека». Так что это была такая удивительная история. Что такое театр в школе? Это удивительный источник образовательной мотивации. Простая вещь: когда есть любой театр – взрослый или детский, – есть и разговор на языке ассоциаций. Наш общий результат, дело – спектакль, концерт или выставка. Театр – это способ научиться воспринимать мир, чтобы сыграть какого-то персонажа, надо уметь его понять, понять его логику, посмотреть на ситуацию его глазами. Театр – это способ воспринимать мир многоцветным, какой он на самом деле и есть. Мы говорим ребенку: «Представь, что-то должно быть так же ярко, как луна на картине Куинджи!». Он спрашивает: «Кто такой Куинджи?» Для того чтобы узнать, кто такой Куинджи, мы идем в Третьяковскую галерею. Потом я говорю ему: «Это звучит так же мощно, как оркестр играет тутти!» Он спрашивает: «Что такое тутти?» – и мы идем в консерваторию. И так далее. Сам по себе театр провоцирует на совершенно разные образовательные пути, о которых мы даже не подозреваем. Предположим, на уроке учитель химии рассказывает о растворах и смесях, которые именуют еще композитными материалами. Вот тут возникает вопрос о композиции, обо всем том, что связано с искусством, и о живописи, и о музыке, в том числе о театре, так как в театре большую роль играют композиция, мизансцены. Учитель может сказать: «Как вы помните, композиция – это сочетание разных элементов для получения нового качества. Как правило, это очень художественная работа, ее делают по определенным законам». Все это не относится буквально к спектаклю, но все это провоцирует к занятиям театром в общеобразовательном процессе. В этом смысле театр удивительная вещь. Математик, понимая, что за дети в нашей школе сидят перед ним, формулирует на уроке, что такое точка, он открывает инструмент и показывает, что в музыке стаккато – тоже точка. Кратчайшее расстояние между двумя точками можно сыграть. Что такое плоскость? Это унесенное многоголосье. Театральная педагогика помогает совершенно по-другому взглянуть на урок как на публичное действо. Артистов учат, как выйти на сцену в театре, как увидеть, попробовать взять и принести событие, которого не было на сцене. Это то, с чем и педагог должен входить в класс, «приносить» с собой событие урока, который будет вести. Этически это очень верно, урок ведь, как и спектакль, – публичное действие, а в театре есть такое правило: когда артист появляется на сцене, за ним «тянется» шлейф события, чтобы зритель сразу понял, откуда и зачем пришел этот человек. Так и урок должен начинаться именно с этого. Есть разные способы разговаривать с людьми: можно рассказывать ученикам то, чего они не знают, но это всегда несколько обидно и унизительно. Этически верно делиться тем, что знаешь сам. Условия школы, где такая дивная образовательная среда вместе с театром, помогают мне давать педагогам читать Станиславского, чтобы понимать, как можно вести урок. Мы пытаемся создать такую атмосферу в школе, чтобы она была максимально похожа на театр, потому что мы пытаемся делать то, что делают в искусстве, в театре, разговаривать с детьми. Смысл нашей школы, по сути, в том, чтобы сделать эмоциональную жизнь человека предметом образования, чтобы он не только знал, но и чувствовал, чтобы вернуть ему, помочь ему обрести чувство собственного достоинства, потому что это даст ему возможность жить счастливо.Театр, конечно, искусство синтетическое. Там много музыки, слова, живописи, танца, словом, всего, что с ним связано. Мы ведь погоду определяем не по тому, что знаем температуру, направление ветра или давление, а по тому, что видим голубое небо, ощущаем запах снега, слышим всевозможные звуки. Это говорит о том, что многие вещи человек определяет не по тому, что дважды два четыре, а по тому, что он чувствует, имеет такую природу. Чувство патриотизма, любви к Родине возникает не просто так, а как гордость за страну, как ощущение Родины. Бессмысленно говорить о любви к Родине человеку, который на хайвэе справляет нужду, бессмысленно взывать к его совести, у него не размассировано это качество. Искусство в этом смысле всегда источник, который помогает много увидеть. У Михаила Ломоносова на вратах первой школы, которую он создал, были написаны четыре столпа образования: арифметика, грамматика, гимнастика и стыд. Эмоциональное чувство, которое развивает театр, помогает понять, что такое хорошо, что такое плохо, что такое стыд. Это, по сути дела, и называется классическим образованием. Для чего нужен театр в школе? Некоторые думают, для того чтобы дети потом пошли в артисты. Один шведский футуролог и бизнесмен выпустил книжку, которая называется «Общество мечты» и в которой он написал: «Часы Павла Буре от часов «Полет» не отличаются ничем, только одни стоят 300 тысяч долларов, а другие – 30, и все дело в истории, которую придумали». Важны не сами по себе знания, которые мы всегда можем понять, а умение создать историю. Сегодня говорят, что общество будущего – эмоциональные интеллектуалы. Это то главное, что театр всегда позволяет делать в школе. Театр в школе – способ изучения литературы? Конечно, всегда в школе наше общение с детьми построено так, чтобы возникал продукт, умение что-то отдавать, публично, прилюдно отвечать за качество того, о чем ты говоришь и как ты это делаешь. В своей публичной нобелевской лекции Иосиф Бродский сказал очень важную вещь: эстетика – мать этики. В этом смысле театр, мне кажется, как инструмент, как технология незаменим. Сергей КАЗАРНОВСКИЙ, директор школы №686 «Класс-Центр», заслуженный учитель России, победитель первого конкурса «Лидер образования России», президент ассоциации «Театры, где играют дети»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте