Жизнь Татьяны Федоровны БАКУЛИНОЙ могла бы разделиться на две половины: образование и театр. Но она сумела объединить их в одно целое: Бакулина – единственный в Омске театральный педагог.
Театром Татьяна заболела в детстве. В 7‑м классе увидела спектакль детской студии в Доме творчества и немедленно в нее записалась. Занималась до тех пор, пока не отправилась в Санкт-Петербург поступать в театральный. Срезалась на третьем туре: 200 человек на место! Хорошо, умный человек объяснил, что артист и учитель – это же почти одно и то же, направив на филфак педагогического института.- На собственном опыте убедилась в его правоте, – говорит она. – У театра и педагогики одна миссия – просвещение. Театральная педагогика должна быть во всех школах, на всех уроках. Я посмотрела, какие ребятки в московских школах, где ей уделяется большое внимание, – умные, свободные, красивые, чувство юмора потрясающее, оценок не боятся.В 27 лет ее кинули на трудный объект – заместителем директора по воспитательной работе окраинного профтехучилища.- Там же одни хулиганы, – смеется Татьяна Федоровна. – Но я молодая, дерзкая. Всех в творческую деятельность – театральную гостиную организовала. Директор у нас был замечательный, Михаил Дмитриевич, внушал жюри: «Ноту не взял – ерунда, главное – не на улицу, а на сцену вышел, уже «пять с плюсом»!»Воспитательную «звезду» заметили, пригласили работать в райком партии. А Татьяна отказалась: хотелось жить и творить. Финансовый техникум, куда ее перевели на повышение, 15 лет назад был единственным ссузом, где праздновали День театра. Так она заражала своей мечтой ребят, что двое выпускников, оставив финансы, стали актерами. А в 40 лет и ее мечта стала жизнью. В 1991 году режиссер Владимир Витько, организовав театр «Галерка», познакомился с удивительно театральным замом техникума и тут же пригласил к себе заведующей литературной частью. С довольно высокой и оплачиваемой должности отличник народного просвещения ушла в малоизвестный тогда театр. Восемь лет назад решила было выйти на пенсию, но пригласила директор «Пятого театра» Александра Юркова.- Предложила воспитывать детей, делая из них поклонников «Пятого», – говорит Татьяна Федоровна. – Это то, чего я хотела, – вовлекать ребят в театральную деятельность. Театр – это открытая образовательная творческая среда, место, где не просто показывают спектакли, но и общаются, развиваются, формируют вкус.Нужна была форма, и Татьяна Федоровна придумала клуб «ЭТО» – «Эстетика. Театр. Общение». Бросила клич в Интернете, сделала две секции: театральные критики и сценографы. Сумасшедшая идея, как теперь понимает, денег-то не было. Но пришло много ребят. Писала программы к каждому занятию, вести которые безвозмездно взялись друзья и коллеги – журналисты, режиссеры, художники, сценографы, артисты. 26 ребят зацепились.- Зал все время занят, гостиной нет, собирались на втором этаже в буфете, обсуждали, спорили, – вспоминает Татьяна Бакулина. – Я чаем всех пою обязательно, и не после мероприятия, а для начала. Атмосферу создаю, дети расслабляются, перестают волноваться.Возникла идея, как применить то, чему научились. Как раз исполнялось 200 лет Гоголю, и Бакулина задумала проект «Герои Гоголя в свете рампы». На один день ей выделили зал, где собрались триста человек – школьники, студенты. Оказалось, все любят Гоголя! И читать, и смотреть, и инсценировать. Юные сценографы выставили такие эскизы, что их тут же взяли уже на взрослый проект. Костюмы подобрали, вместе с ребятами придумали викторину: герои подходят к зрителям, разговаривают, узнал – получай приз. Старосветская помещица Агафья Тихоновна угощала всех грибочками, пирогами с гречневой кашей…Через год секции Татьяна Федоровна распустила, решив работать по проектам. Стали приходить новые ребята, и те 26 остались, прикипели:- Я сразу им объясняла: вы люди театра, надо ходить на спектакли, человек в вашем возрасте должен посмотреть и «Ромео и Джульетту», и «Достоевский.Ру» по «Запискам из мертвого дома», и пьесы Островского. На «Чудаков» по Горькому провал был, хотя спектакль – чудо, на «Золотую маску» номинировался, покойный Тараторкин его очень ценил. А мои бегали, и не по разу: надо, говорили, еще посмотреть, понять. Сейчас уже выросли, разные профессии выбрали: Даниил Толстых каждый год приезжает, в Малом театре работает, Коля Родченко – врач, часто в театр бегать не может, но в жюри входит.Проект – это большая и сложная работа с каждым. И каждого – над собой: надо много прочитать. Вызовутся декламировать отрывки или инсценировать произведение, а как, не знают. Актеры дают мастер-классы: открывают мелодику речи, показывают приемы. Потом прослушивание, а на концерте выступают уже лучшие. Зрители – участники, их друзья, родители. Возраст участников расширяется: «Шекспиру – 450 лет», пятиклашки просятся, как отказать? Заинтересовалось село, стали привлекаться училища и колледжи, прежде вовсе неподъемные:- Мукомольный техникум на Достоевского замахнулся, – рассказывает Татьяна Федоровна. – «Будем, – говорят, – разыгрывать «Идиота». А техникум на окраине города, родители не из самых благополучных. Звонит мальчишка, ревет: штанов приличных нет. Учительница нашла джинсы, деньги на проезд. Как играл, как в обморок падал! А потом узнаю, что на учет его ставят: украл из магазина кусок колбасы. Я такую деятельность развила! Да вы что, он же князя Мышкина читал, просто есть нечего было, шестеро в семье. Соблазнился, но парень-то хороший, светлый.Для проекта «В плену шекспировских страстей» Татьяна Федоровна поехала на кафедру английского языка в Омский госуниверситет, попросила завкафедрой Ларису Семейн выделить старшекурсников: рассказывали, показывали, как читать.- Сама придумываю проекты, – признается Татьяна Федоровна. – Нынче Валентину Распутину 80 лет было, а в Омске тихо. Русский гений, я лично с ним знакома, в Иркутск с «Галеркой» спектакль «Деньги для Марии» возили на Вампиловский фестиваль. И с Валерием Алексеевым, известным омским артистом, он дружил. Его и позвала рассказывать ребятам о Распутине, о его окружении. Из живых уст это ценно. Но только одну прозу читать – грустно станет, невеселая она. Придумала конкурс «Любимые песни Распутина». Да как мои ребятки давай их искать, да русские народные, да петь! Сложный проект «Уроки жизни Валентина Распутина», но 160 человек – от школьников до студентов – приняли участие. Вышли на новый уровень мастер-классов: как инсценировать «Уроки французского», показывала актриса, игравшая учительницу вместе с пятиклассником Егором Клименко, исполняющим роль маленького Распутина. На «Рудольфио» вызвались актер Женя Фоминцев со старшеклассницей Лизочкой Шаповаловой. Вот уже и ребята учить могут. Многие из них становятся почетными гостями. Например, девятиклассник Родион Трусов, участник шоу «Голос», два года назад в проекте был, а теперь приглашаю с почетом – заслужил. На каждом проекте есть такие звезды, что отпускать жалко. Люблю своих ребят продвигать, на Некрасовском проекте восьмиклассница так пела а капелла «Меж высоких хлебов» – потрясение просто! Обязательно отправлю диск в «Голос», а вдруг?От детей Бакулина перешла к взрослым, заметив, что учителя не готовы вступить с учениками в разговор о театре. Стала собирать замов по воспитательной работе, психологов, филологов. Взрослые оказались как дети – и спектакли смотрят с восторгом, и костюмы меряют, и конфеты едят. Но главное – учатся у мастеров, какие приемы актерского мастерства можно использовать, как держать внимание.В проектах Бакулиной теперь участвуют не меньше двадцати школ, пять колледжей, речное училище. Есть завсегдатаи, но постоянно добавляются новые, чему она особенно рада. Разработала абонементы: приходят дети на спектакль, а для них еще и мастер-класс. Для малышей «Азбука: театр ремесел», где профессионалы рассказывают, как делаются декорации, костюмы. Для педагогов «Учителями славится Россия», где выступают не только артисты, но и их ученики. Пригласила Дмитрия Васильева, главного дирижера Омского академического симфонического оркестра: «Кто, если не вы, расскажет детям о музыке?» Организовала постоянный «Диалог с театром» – зрительское обсуждение спектаклей вместе с режиссером, главным героем. Вадим Физиков, литературовед, многолетний декан филфака Омского педагогического университета, несколько раз приходил.- И без всякой оплаты, только розы и наша любовь, – восхищается Татьяна Федоровна. – С библиотекой имени Пушкина многое стали делать. Надо детей к книге приучать, сама ее люблю, чувствую энергетику. С творческими ребятами интересно, надо высокую планку ставить. Будущие дизайнеры и художники целую выставку работ организовали. Но больше люблю работать с ребятами, которые к театру не имеют отношения, только желание. Меняются ведь на глазах. Автотранспортный техникум – одни парни, 20 человек читали Есенина! По-разному, конечно, но они впервые в театр пришли! Спецучилище стало ходить – дети, уже совершившие преступление. Захотели принять участие в викторине, а знать-то не знают ничего. Но наверху у меня стенды, где все расписано. Билетик вытянут и туда. Я все видела, конечно, но это ж здорово, они теперь много знают. А когда рассказала, что Достоевский сидел, да еще у нас в остроге, так обрадовались: «Да это ж наш братан». Я хохотала. Хорошие мальчишки, и цель у нас со спецучилищем одна – исправить. Не сразу, конечно. Но состояние сегодняшнего вечера может быть настолько сильным, что влияет на жизнь. Иногда мне говорят: «Может, не надо так детей зазывать?» Да, может, зазывать и не надо. Но если уж зазвал, должен резонанс у ребенка в душе возникнуть, иначе какой смысл? Театр – живой организм, если полюбишь, если зацепит, это навсегда. Я сама так менялась: театр – это всегда новые эмоции, новые размышления.В 2012 году Татьяна Федоровна прочитала в «Учительской газете», что в первой Всероссийской конференции «Театральная педагогика» могут принять участие все желающие. Отправила свой проект «Театр плюс школа жизни». Интересно было, как знающие люди оценят. А ее взяли и пригласили. Причем она оказалась единственным практиком и уж точно единственным докладчиком из Сибири. В Омске столь масштабной работы по воспитанию чувственного интеллекта, как она говорит, больше нет. Школа тоже не торопится массово вводить театральную педагогику. Но проект Бакулиной развивается и сам выходит в народ – театр не только зовет к себе, но и выезжает в школы, колледжи, сельские ДК. Актеры ставят спектакль, Бакулина с ребятами делает перед ним программу. Накладно, трудно, но она уверена, что театр должен идти к детям.Омск
Комментарии