Студенты – люди взрослые и интересные. Если это так, нужно ли заниматься их воспитанием? Если да, то каким оно должно быть? На эти и другие вопросы отвечает проректор МГПУ по воспитательной и социальной работе Наталья ТРУХАНОВСКАЯ.
Наши студенты уже достаточно взрослые, по крайней мере, совершеннолетние люди, поэтому употреблять термин «воспитательный» применительно к взрослым людям как минимум некорректно, а для многих, наверное, и обидно, поскольку предполагается, что к моменту поступления в вуз эти ребята уже достаточно взрослые, сформировавшиеся личности. Мне кажется более уместным и корректным говорить не о воспитании наших студентов (для этого есть семья и школа), а о работе и политике университета по отношению к молодежи, о том, в каких направлениях развития мы будем их поддерживать. В сферу моей деятельности входит не только та часть работы, которая по традиции называется воспитательной, но и та часть работы, которая называется социальной, это огромный блок, который касается всего жизнеобеспечения студентов: стипендии, социальной поддержки, питания, здоровья, то есть всего того, что не касается их учебной и научной деятельности, курирует этот блок Управление по организации воспитательной работы. Здесь, конечно, очень важно взаимодействовать с факультетами, институтами, очень четко выстраивать именно административную систему управления, потому что вот эта социальная часть жизни студентов не должна давать сбоев.- Нужно ли тут учитывать мнение студентов?- Конечно, нужно прислушаться к тому, что хотят студенты сами. Нет смысла навязывать студентам сверху наши представления о том, как они должны жить, что делать. Мы должны, образно говоря, позволить студентам «пройтись по парку» и посмотреть, в какую сторону они пойдут, как сами «проложат себе дорожки», а затем уже, внеся какие-то коррективы, пойти по этим направлениям. У студентов нынче очень много инициатив, ведь они обладают гораздо более активным и гибким мышлением, чем люди зрелого возраста. Поэтому сложно поделить работу в отношении студенческих инициатив на административные уровни, она должна осуществляться сообща, а регулироваться уже в тех условиях, в которых мы существуем, на тех уровнях, которые заданы нам структурой университета. Тогда у нас отпадет вопрос, как эти уровни связаны между собой, потому что эти уровни связаны со студентами, их инициативами и проектами. Поэтому, если мы выработаем единую политику в отношении студентов, которая будет заключаться в том, что мы не будем осуществлять некое директивное руководство студенческой жизнью, а основными нашими функциями станет координация деятельности студентов, содействие реализации студенческих инициатив, тогда отпадает вопрос о том, что такое комплекс воспитательной работы. Конечно, мы предпринимаем всяческие усилия для того, чтобы помочь ребятам объединиться и чувствовать себя студентами не просто отдельного института, а именно нашего университета.- Как известно, самая главная цель работы со студентами – помощь им в том, чтобы стать профессионалами. Что для этого нужно сделать?- Сложно сформулировать некую единую цель воспитательной работы в вузе, но могу точно сказать – для будущего педагога недостаточно только лекций и семинаров, это я знаю по опыту своего собственного обучения в вузе. Я окончила Московский педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза (сейчас это Московский государственный лингвистический университет) в годы, достаточно трудные для страны и для университета в частности (середина 90-х годов), мы были благодарны преподавателям за то, что они читали нам лекции, вели с нами занятия, ни о чем большем мы и не помышляли, но нам не хватало какой-то заботы, чувства того, что о тебе заботятся. Когда человек понимает, что о нем заботятся, любят, его развитие идет по-другому, если он чувствует недостаток этого, то это рано или поздно сказывается и на мировоззрении, и на его личностных качествах, и в этом плане студенты ничем не отличаются ни от детей, ни от взрослых людей. Поэтому студенты в первую очередь должны понимать, что университет заботится не только о том, как их обучить в рамках усвоения ими или приобретения суммы неких профессиональных компетенций, но и в принципе заботится о том, как они в университете живут. Вообще воспитательная работа – очень широкое понятие, которое включает в себя не только организацию культурно-массовых мероприятий, как часто это принято воспринимать, но и вовлечение студентов в социальную сферу, в общественную жизнь, в ту жизнь, которая их окружает и будет их окружать, когда они благополучно окончат наш университет. В рамках нашей работы мы должны помочь студентам с точки зрения их социальной адаптации и с точки зрения их последующей профессиональной адаптации. Этого можно добиться, вовлекая студентов в различные востребованные и распространенные в городе социальные практики. Во все, что помимо их основного занятия – обучения – и помимо реализации научного потенциала послужит основанием для формирования их личностных качеств, их личностных компетенций. Это то, к чему мы стремимся.- В МГПУ много лет успешно работает совет студентов и аспирантов. Как вы оцениваете задачи, которые должен решать этот важный общественный орган?- Что касается задач студсовета, то, мне кажется, нужно отойти от представления о совете как о некоем собрании активистов, которые занимаются тем, что устраивают различные мероприятия, в том числе культурно-массовые, а переключиться на более глобальные задачи, в частности, на создание студенческой организации, которая представляла бы собой некий студенческий профсоюз. Чтобы обычные ребята, студенты, понимали, что есть организация, в которую входят такие же, как они, не взрослые тети и дяди, а студенты, которые способны отстаивать их интересы перед администрацией университета. Когда ребята будут понимать, что они защищены, что их права не могут быть ущемлены или хотя бы, по крайней мере, будет некая справедливость в отношении них, – вот тогда мы и получим то самое сильное студенческое движение, самостоятельное во многом, которое будет способствовать развитию нашего университета и формированию личности каждого студента.- МГПУ – педагогический вуз, может ли он дать своему выпускнику тот набор знаний и нравственных ориентиров, который необходим ему для работы в школе?- Безусловно, педагогический статус нашего университета налагает на весь коллектив МГПУ определенные обязательства, мы не должны забывать, что большинство наших студентов – будущие учителя, которые придут в школу и будут учить наших детей, внуков, наше будущее поколение. Мы должны говорить о комплексной работе всех направлений, которые должны воспитать не просто преподавателя какого-либо предмета, а именно педагога. Каждый преподаватель университета, входя в аудиторию, обязан помнить, что для студентов он может быть неким образцом для подражания. То, как он ведет занятия, как себя держит, может быть скопировано студентом в дальнейшей работе уже в качестве учителя.- Трудно ли работать с будущими педагогами?- Основная сложность заключается в том, что воспитательная работа в целом в современных вузах представляется как некий набор мероприятий, в которых так или иначе задействованы студенты. Конечно, очень сложно от этого отказаться, поскольку формат такой работы удобен, всегда найдутся активные ребята, которые с удовольствием примут участие в организации мероприятий, придут на эти мероприятия. Но, в общем-то, это, скорее, развлечение, которое затрагивает небольшой процент студентов. В жизни студентов, как и в жизни в целом, существует еще масса всего того, что выходит за рамки узкого понимания воспитательного процесса, – огромный блок социально значимых инициатив, связанных с благотворительностью, с оказанием помощи тем, кто в ней нуждается, волонтерство. Когда начинаешь об этом говорить со студентами, они с радостью откликаются, это им очень близко, но они не всегда знают, что в реализации этих своих инициатив всегда могут найти отклик как в совете студентов и аспирантов университета, так и у администрации университета. Отсюда вытекает и вторая сложность – взаимодействие управленческого состава университета со студентами. Конечно, нужно искать пути установления тесных контактов, чтобы мы понимали друг друга – как мы студентов, так и студенты нас, что тоже будет способствовать формированию их личности, тем более, когда ты не навязываешь своего решения, а просишь высказать их мнения (как бы они предложили решить ту или иную проблему), ты всегда находишь отклик, ведь студенты очень открыты, просто не всегда взрослые люди вспоминают о том, что надо спрашивать их мнение. Если мы установим такой контакт, взаимодействие, добьемся взаимопонимания, то, наверное, одна из самых больших сложностей воспитательного процесса в вузе будет решена.- Наталья Сергеевна, что поддерживает ваш оптимизм?- Наверное, я еще больший оптимист, чем вы думаете, поскольку приняла предложение стать не только проректором по воспитательной работе, но еще и по социальной. Социальный блок ничуть не менее, а, может, даже и более объемный, чем воспитательный, он требует массы усилий и включения всего административного потенциала. Я отношусь к тому типу людей, которым редко свойственно пребывать в плохом настроении, всегда вижу позитив в любой ситуации, что бы ни происходило, стараюсь найти причину того, что происходит. Приняла я предложение стать проректором, наверное, потому, что у меня появился шанс сделать что-то для университета, который я очень люблю, в котором работаю с 2005 года, прошла путь от старшего преподавателя до проректора. Все эти годы я наблюдала за тем, что происходит, давала оценку, в какой-то момент моя точка зрения до такой степени сформировалась, что поняла – я в состоянии что-то сделать в действительности, поэтому без долгих размышлений откликнулась на предложение занять эту должность, очень тяжелую, очень хлопотную, но связанную с тем, что больше всего люблю делать. А больше всего я люблю общаться с людьми, студенты – тот тип людей, общение с которыми сказывается и на тебе самом: когда ты общаешься с молодыми, инициативными, активными ребятами, то ты сам получаешь долю заряда их энергии. В современном студенте я вижу только хорошее, хотя у каждого человека, каждого студента есть какие-то свои нюансы, свои особенности. Но в целом это те ребята, которые в будущем составят основу нашей жизни и основу нашего государства, от того, какими мы выпустим их из нашего университета, зависит и наша собственная жизнь, и жизнь наших детей. Мне очень приятно, что я могу быть некоторым образом причастна к формированию членов нашего общества, которые, смею надеяться, станут одними из лучших.Себе же могу пожелать успешной реализации тех идей и тех планов, которые в данный момент у меня имеются. Очень хочется пожелать успешного взаимодействия со всеми коллегами, со всеми, кого объединяет общая цель – успешное дальнейшее развитие нашего университета, чтобы он стал мощной образовательной и социальной структурой, имеющей большое значение для жизни нашего города в частности и всей страны в целом.
Комментарии