search
main
0

Татьяна ВОЛОСОВЕЦ, директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования: В законодательной деятельности Москва впереди всех

​Основные положения принципов цели и задач получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья отражены в Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка, в протоколе №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и в уже упомянутой сегодня Конвенции ООН о правах инвалидов.

В действующем Федеральном законе РФ «Об образовании» закреплен принцип государственной политики адаптивной системы образования к уровням и особенностям развития, подготовке обучающихся воспитанников (пункт 3 статьи 2). Закон также установил государственные гарантии прав граждан с ограниченными возможностями здоровья в области образования, закрепив в качестве основной гарантии обязанность государства создавать гражданам с отклонением в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, пункт шестой статьи 5 закона. Однако ни в действующем законе, ни в законопроекте, вынесенном сегодня на широкое обсуждение, нет целостного правового регулирования образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, условий и порядка получения ими образования. В связи с этим и возникла необходимость в прошлом году создать рабочую подгруппу во главе с депутатами Государственной Думы Олегом Смолиным и Михаилом Терентьевым, привлечь экспертов для подготовки принятия некоего решения, для того чтобы внести его в тот законопроект «Об образовании в РФ». Эксперты подгруппы приняли решение предусмотреть отдельную главу об особенностях получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, комплексно регулирующую получение образования. Речь, конечно, идет не только об инклюзивном образовании, речь идет и о специальном образовании, потому что одно другое не исключает.Самое главное, что хотелось бы увидеть в новом законопроекте, – это понятие «инклюзивное образование». Группа экспертов пришла к выводу, что это понятие может выглядеть следующим образом: совместное обучение или воспитание в специально созданных условиях, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инклюзивное образование, должно обеспечивать адаптивность системы образования к условиям подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся, социальную адаптацию, интеграцию и реинтеграцию их в общество, включая развитие навыков самообслуживания, подготовку к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности семейной жизни.Следующее предложение экспертов – это право выбора образовательного учреждения и формы получения образования для всех граждан. Отдельно хотелось бы подчеркнуть государственные гарантии. Именно государство должно создавать гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития. В законопроект предусматривается включить статью об использовании федеральных государственных образовательных стандартов.Нужны специальные методы обучения и воспитания, дополнительные специальные штатные единицы педагогических работников, психолого- и педагогическое сопровождение обучающихся воспитанников, социально-правовое сопровождение обучающихся воспитанников, индивидуальные и коллективные технические средства обучения, технические средства реабилитации, адаптированные устройства электронного обучения, изданные специальным шрифтом, включая шрифт Брайля, и специальных форматов, включая аудиоформаты, учебники, учебные пособия, иная литература, необходимая для освоения соответствующих образовательных программ, а также для реабилитации и социальной интеграции обучающихся воспитанников, сурдоперевод и субтитрирование, медицинские, социальные и иные услуги, иные условия, без создания которых невозможно или затруднено освоение соответствующих образовательных программ.Специальные условия обучения и воспитания определяют образовательные учреждения, психолого-медико-педагогическая комиссия и бюро медико-социальной экспертизы. Необходимо также законодательно прописать нормативы финансирования образования лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их потребностей в специальных условиях получения образования. Было бы неплохо внести в законопроект статью о психолого-медико-педагогической комиссии, которая в установленном порядке осуществляла бы комплексное обследование лиц, имеющих нарушение физического и психического здоровья, определяла бы их потребность либо в специальных условиях для обучения, либо в специальных образовательных учреждениях, либо в инклюзивной практике. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии, содержащей рекомендации по созданию специальных условий, должно быть обязательно для использования соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления. Сегодня это рекомендательный документ, а необходимо ввести его обязательность.Хотелось бы увидеть в новом законопроекте и норму, регулирующую осуществление ранней коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья. Также было бы неплохо, если бы была внесена статья, которая регламентировала бы образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья уже после школы в условиях специального профессионального образования и высшего профессионального образования. Принятие подобных поправок может привести к позитивным изменениям.Сегодня мы пока говорим о том, чего, собственно, нет. В правовом смысле инклюзивного образования на сегодняшний день на федеральном уровне нет. На региональном уровне инклюзивное образование существует только в одном субъекте Российской Федерации – в Москве, уже два года, как существует Московский закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря тому что этот закон начал уже действовать, в городе создано огромное количество центров, которые занимаются этими вопросами. В городе проводят специальные обучающие программы для педагогов и психологов, много-много чего происходит в Москве именно в связи с инклюзивным образованием. В других субъектах, в других регионах, к сожалению, такой практики не наблюдается. Почему? Нет федерального закона, нет в федеральном законе глав либо хотя бы статьи, в новом законопроекте есть только кивок, одно слово – «инклюзия», инклюзивное образование, и все. Нет условий, не прописано, что это такое, вообще ровным счетом ничего этого нет в новом законопроекте. И что получается? Федерального закона нет, значит, и регионального закона нет. Значит, денег нет, потому что если мы их направляем именно на эти условия, это «нецелевка», и, следовательно, что за этим следует дальше?Какие могут быть позитивные изменения, если все-таки в новый законопроект об образовании войдет необходимая глава? Это создание подзаконных актов для обеспечения инклюзивного образования, потому что дело не только в законе, но и в правоприменительной практике, поэтому подзаконные акты категорически необходимы, как и создание системы образовательных вертикалей, организационных условий для развития инклюзивных практик в каждом образовательном учреждении, ресурсных центров по обеспечению инклюзивного образования, использование потенциала специальных коррекционных образовательных учреждений и придание им функций ресурсных и методических центров, обеспечение гибкости и вариативности структуры и содержания образовательного процесса и создание условий для ранней профориентации предпрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся с ОВЗ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте