search
main
0

Татьяна УСТИНОВА: У писателя нет места в современном обществе

Лето, как всегда, дает повод для радости. Наконец-то можно немного выдохнуть, расслабиться и даже позволить себе от­дох­нуть. Неспроста многие из нас летом отправляются в отпуск – долгожданное тепло, сменившее на удивление крепкую зиму и холодную, совершенно незаметную весну, красноречиво говорит, что пора отдыхать и греться, пока можно. Да, отпуск создает возможности не только для тела, но и для души – в частности, приятно провести время с хорошей, легкой книгой. Но их столько выходит каждый год – кого же выбрать? Мы выбрали «Судьбу по книге перемен», новый роман одной из самых популярных писательниц России – Татьяны Устиновой, и решили поговорить с автором как о сюжете романа, так и о проблемах, волнующих каждого из нас. Экстрасенсорика и повышенный градус мракобесия в обществе, выход России из Болонской системы и отсутствие устойчивых образовательных методик, разница между российскими и западными детективами и место писателя в сегодняшнем обществе – в интервью Татьяны Устиновой «Учительской газете».

Татьяна УСТИНОВА.
Фото из личного архива Татьяны УСТИНОВОЙ

 

– Татьяна Витальевна, вы пишете детективы вот уже больше двадцати лет. Что за это время изменилось сильнее – жанр или ваш творческий стиль?

– Если говорить про жанр, то, боюсь, ничего в нем толком и не изменилось – что за двадцать, что за сто лет. Грубо говоря, как все писали детективы по тем правилам, что задали классики, в частности Агата Кристи и обожаемый мной Дик Фрэнсис, так и пишут до сих пор. Загадочные убийства, интересный сыщик, расследование и различные проблемы, в том числе социальные, – все это можно найти практически в любом хорошем детективе. Так что не сказала бы, что в жанре что-то существенно изменилось.

Про мое собственное творчество могу сказать только одно: взрослею. А вместе со мной взрослеет и творческий стиль. Правда, оценить, как он изменился, не могу: иногда чувствую, что стала писать лучше, а иногда – что наоборот. Все зависит от той книги, что у меня вышла или собирается выйти.

– Могу смело сказать, что вы счастливый писатель, так как ваши книги выходят часто и всегда радуют читателей. В частности, не так давно у вас вышел роман из серии про Маню Поливанову, которая на сей раз расследует убийство своей тетушки Эмилии, знаменитого экстрасенса. Расскажите, пожалуйста, почему вы решили обратиться к такой тематике? Ведь девяностые годы вроде бы давно прошли, экстрасенсы уже не особо интересны…

– Я бы сказала, что экстрасенсорика – это очень актуальное явление в наши дни. К сожалению, эта актуальность напрямую связана с повышенным градусом мракобесия в нашем обществе, вызванным, в свою очередь, проблемами в образовании. Оно находится в некоем застое – за тридцать лет, к сожалению, не выработалось каких-либо новых устойчивых методик, по которым можно уверенно и спокойно обучать детей.

Какими вы видите причины проблем в образовании?

– Полное отсутствие понимания современного ребенка, что ему интересно и чем его можно заинтересовать. Можно сказать, что обучение ведется по неким классическим стандартам, которые не сочетаются с реальностью. Современные дети, с одной стороны, с удовольствием читают «Сумерки» и «Гарри Поттера», с другой стороны – обязаны читать Достоевского. И они могут читать классиков с удовольствием – надо просто заинтересовать. Что, однако, далеко не у всех учителей получается. В образовании нет развития, нет даже понимания, в какую сторону это развитие должно направляться.

Сейчас вот возникает крайне сложная и не совсем понятная ситуация, связанная с выходом России из Болонской системы, – то ли мы выходим, то ли не выходим, а если выйдем, то чем заменим, к чему вернемся? К сожалению, нет никакого понимания, есть только вопросы, которые постоянно решаются, но создают лишь новые вопросы. Подобная ситуация нисколько не способствует развитию системы школьного образования.

Так ли это важно, как многие говорят?

– Это очень важно. Проблема школьного образования – одна из центральных в любом обществе. Почему? Я сама недавно задавалась этим вопросом, подошла к одной из своих книжных полок, и взгляд упал на «Опыты» Монтеня. Очень рекомендую каждому – замечательная книга, которая дает ответы на очень многие вопросы, которые тревожат нас сегодня, здесь и сейчас. Так вот, в одном из своих эссе Монтень пишет, что любая эпоха рано или поздно завершит свое существование, но не оставит после себя ничего другого, кроме культуры. То есть того фундамента, без которого невозможно ни одно общество.

Культура и образование – это то, что делает нас людьми. Тот базис, что позволяет нам сформироваться как личность и развиваться, жить в обществе, развивать его. Проблемы же в образовании вредят именно развитию личности, ее связи с культурой.

Можно ли исправить эти проблемы?

Можно. И понимаю, что то, что я скажу, у всех навязло в зубах, все это сто раз слышали и еще сто раз услышат. Нужно заниматься культурой, развивать ее, изучать, вкладывать силы и душу. И это многие признают – да, нужно, да, это важно.

Но только заниматься культурой некогда и некому – отсюда и все те сложности, с которыми сталкиваются современные дети, а также учителя, которые, вместо того чтобы исполнять свое предназначение, занимаются чаще всего писаниной, напрасной и не всегда нужной, после чего у них вполне справедливо возникает вопрос: зачем же тогда всем этим заниматься, учить детей, когда все силы уходят на бюрократические проволочки? Тогда как предназначение учителя заключается в созидании, обучении детей наукам, без которых те не смогут найти себя и заняться тем делом, ради которого они появились на свет.

– Правда, у каждого из нас свое предназначение – учить детей, принимать законы или писать книги. В том числе детективы. Скажите, а следите ли вы за тем, как этот жанр развивается, что в России сейчас издается и переиздается? Печатают ли сейчас интересные детективы?

– Да, конечно, печатают. И с каждым годом новые детективы становятся все интереснее и интереснее. Например, хочу выделить Антона Чижа, за чьим творчеством слежу с большим интересом и чьи книги читаю с огромным удовольствием. Но судить, кто сегодня пишет лучше, кто хуже, не могу, так как я не литературный критик. Для того чтобы писать о книгах как настоящий критик, необходима соответствующая подготовка, которой у меня нет.

Однако, обращаясь к своему писательскому и читательскому опыту, хотела бы отметить одну интересную деталь. Связана она с тем, как детективный жанр развивается в России. У нас ни один автор детективов не пишет детективы. Поясню, что я имею в виду.

Детектив всегда обладает линейным сюжетом. Можно сказать, что сюжет для этого жанра – двигатель. Конечно, помимо двигателя есть другие составляющие, которые могут сыграть в романе важную роль, но это не получится сделать, не запустив двигатель. То есть если западные, особенно скандинавские, авторы детективов ограничиваются только сюжетом, двигателем, и редко уделяют внимание каким-то другим составляющим, то для российского автора детективов сюжет – это двигатель, который он придумывает для того, чтобы рассказать самостоятельную историю.

– То есть получается, что детектив для российских писателей не ограничивается одним жанром или, вернее сказать, они не концентрируются на жанровых особенностях детективного романа, а используют их, чтобы рассказать какую-то историю, расширить жанровые рамки. Скажите, пожалуйста, а вы в последнее время читаете больше российских или зарубежных авторов?

– В последнее время больше российских. Думаю, это связано с тем, что я перечитала зарубежной прозы в детстве, и потому сейчас интереснее читать книги российских авторов.

– Прежде чем задать следующий вопрос, позволю себе процитировать один из ваших детективных романов – «Серьга Артемиды»: «Ей вдруг стало страшно: если она ляжет в гамак и задумается, что дальше и в каком статусе ей хочется помереть, что будет?.. Чем она станет заниматься, если перестанет писать? Кто будет кормить ее семью, если она примется искать себя? Она никогда особенно и не искала, просто ей с детства нравилось водить ручкой по бумаге, а потом с искренним восторгом перечитывать написанное. В детстве все написанное ею самой казалось прекрасным! Восторг перед написанным быстро прошел, а желание водить ручкой по бумаге осталось навсегда». В своих романах вы часто рассуждаете о месте писателя в нашем современном обществе. Каково же оно?

– Скажу просто: у писателя места в сегодняшнем обществе попросту нет.

– Тем не менее писатели не сдаются и пишут книги, выступают на публике, стараются как-то рассказать о проблемах и даже на них повлиять! И не только в России, но и по всему миру – в западных и восточных странах. В которых, кстати, тоже есть множество интересных авторов детективов, которых с каждым годом переводят у нас все больше и больше, – японских писателей, китайских, индийских, тибетских. Есть даже целое направление в жанре – буддийский детектив. Как вы считаете, меняется ли специфика жанра, когда к нему обращаются, скажем, в европейских и азиатских странах? Или страна, общество, культура в детективе лишь фон, а сама структура неизменно западная?

– Хороший вопрос. Соглашусь, что в последние года два-три в России стали все чаще переводить, скажем так, восточные детективы, но мне сложно говорить о Востоке, так как я его знаю не так хорошо, как Запад. Я имею представление о том, как устроено западное общество, и его можно с большим интересом изучить благодаря детективу. Ведь какова логика детектива в западном обществе? Она складывается следующим образом: нам показывают стабильное общество на примере одного гражданина или одной семьи, на которого или на которую совершается покушение – то есть покушение на эту самую стабильность. Чаще всего оно выражается в убийстве персонажа. Соответственно, сыщик, который расследует убийство, хочет найти злодея, нарушившего стабильность и совершившего грех, и наказать. За редкими исключениями, у него это получается.

О чем нам это говорит? О том, что детективный жанр основан на протестантской логике, схеме жизни – общество существует благодаря труду, функционирует, опираясь на определенные правила, и если ты трудишься и следуешь этим правилам, то тебе все воздастся. Никто не будет обижен, и даже если будет совершено злодейство против тебя, то виновник будет найден и наказан. Это очень позитивная идея, характерная для западного общества. Тогда как российское общество построено на идее православия, согласно которой в жизни каждого из нас может произойти все что угодно, никто ни от чего не застрахован, и потому надо надеяться на лучшее, но готовиться к худшему. Потому, хотя корневая система жанра создана на Западе, в идейном плане российские детективы сильно отличаются от западных.

Спасибо вам, Татьяна Витальевна, за такой интересный разговор! Будем надеяться, что детективные истории будут с нами случаться только в романах – тех самых, что так хорошо читаются на пляже под солнцем во время долгожданного отпуска.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте