search
main
0

Татьяна ТОНКИХ, учитель года Омской области-2022: Когда пришла на практику в школу, поняла: это то, что нужно!

Для учителя английского языка средней школы №79 Омска Татьяны Тонких нынешняя весна оказалась удачной. Она стала победителем регионального этапа конкурса «Учитель года России»-2022. Мы поговорили с Татьяной Анатольевной о ее подходе к преподаванию, об отношениях с учениками и их родителями.

Татьяна ТОНКИХ с учениками

– Татьяна Анатольевна, начну с вопроса, который сейчас, оканчивая школу, задают себе все выпускники: как найти дело жизни?

– Думаю, только так: методом проб и ошибок. У каждого выпускника школы есть какие-то наклонности, желания, мечты, а дальше можно пробовать себя. Я, например, хотела стать переводчиком, потом поняла, что мое предназначение совершенно в другом. Сегодня список профессий огромный и разнообразный. Советую выбрать несколько и пройти стажировки. В наше время не очень сложно организовать профессиональные пробы. Но самое главное – не отчаиваться, не зацикливаться на неудачах, а все время двигаться вперед.

– Интересно: как же вы пришли в школу, поняли свое предназначение?

– Я всегда знала, что моя работа будет связана с английским языком. Когда поступала в Омский государственный педагогический университет, была уверена, что стану переводчиком. К слову сказать, на это была нацелена большая часть студентов нашего факультета иностранных языков. После четвертого курса мы пошли на практику в школу. Я попала в гимназию №115 Омска и поняла, что школа – это то, что мне нужно. Желание работать переводчиком растворилось, как дым. И вот уже 16 лет я преподаю английский язык. Мне нравится работать с детьми. Они открытые и искренние, делятся своими секретами, успехами, хорошим настроением и самыми заветными мечтами. Это заряжает. Дети дают качественную обратную связь. При хорошем контакте с ними сразу видно, нравятся ли ребенку занятия, все ли он понимает.

– Что вам мешает преподавать, а что помогает?

– Сейчас у каждого ребенка есть гаджеты. Он постоянно прибегает к их помощи. Например, я даю задание: выучить английские слова. А ребята мне в ответ: «Зачем мы будем их учить? В телефоне все есть». Или ребенок говорит: «Зачем мне ваш английский язык? Родители мои не путешествуют, я тоже вряд ли буду». Надо включать практико-ориентированный подход. Объясняю, что английский язык развивает память, тренирует мозг. Что каждый школьный предмет надо изучать не только для того, чтобы получить новые знания, но и чтобы развиваться как личность. Детям все это надо объяснять обязательно. Многое в школе зависит от учителя. И если урок будет интересным, ребенок сам отложит в сторону свой телефон. Что касается технической оснащенности учебного процесса, считаю, что в школе сегодня созданы все условия для нормальной работы. У меня, например, есть все необходимое для обучения: компьютер, сенсорная доска, книги в электронном виде, большое количество дидактического материала. В общем, учитель, бери и учи, а ребенок – бери и учись!

– Какой педагогический прием вас никогда не подводил?

– Вне урока мы с ребятами любим заниматься исследовательской деятельностью. Это возможность для школьника поработать самостоятельно, применить практические навыки или приобрести новые для решения поставленных задач, изучить приемы планирования работы и анализа результатов. Сведения, полученные в ходе исследования, в результате своего личного вклада и труда, дети намного лучше и крепче запоминают. Мои дети всегда участвуют в научно-практических конференциях. И не было такого года, чтобы мы были просто участниками. Мы всегда либо лауреаты, либо победители.

– Где вы черпаете вдохновение для работы? Как набираетесь сил для очередного учебного дня?

– Во-первых, я очень люблю читать. Конечно, читаю не только художественную литературу, но и педагогическую. Черпаю из книг много полезной информации. Всегда внимательно изучаю свежие номера журнала «Иностранные языки». В нем, как правило, пишут о новых технологиях. Да и в Интернете сейчас легко найти видеоролики, где коллеги рассказывают о своем опыте, методиках и технологиях, которые они применяют на уроках. Все это в свободном доступе. Что касается отдыха от будничной рутины, мы с ребятишками фанаты спортивных мероприятий! Всем классом несколько раз в год ходим в боулинг, устраиваем соревнования. А после игры идем на красивую омскую улицу Ленина, фотографируемся у памятников. Снимки собираем в наш электронный фотоальбом-летопись, который доступен и ученикам, и родителям, и другим педагогам школы. Все это сплачивает детей.

– Расскажите, пожалуйста, о недавнем ярком событии школьной жизни.

– Вспоминается поездка с классом в Санкт-Петербург. На весенних каникулах мы отправились в этот прекрасный город. Было здорово, интересно, познавательно. Посетили музеи, театры, посмотрели основные достопримечательности. Мой девятый класс – это практически уже взрослые люди. Поэтому программа была построена таким образом, чтобы у ребят появилось желание более подробно узнать о городе на Неве, почитать литературу, поискать что-то в Интернете. Считаю, что такие поездки очень важны для школьников.

– А родители? Возникают трудности в работе с ними?

– С родителями важно найти общий язык. Для этого им надо доступно объяснять все, что происходит в школе с их ребенком. Бывает так: приходят мама или папа к педагогу и начинают выяснять отношения излишне эмоционально. Надо просто по-доброму объяснить, почему у их сына или дочки возникла проблема. И я уверена, родитель сразу поймет, что учитель не враг детям. Педагог настроен на то, чтобы ученики усваивали нужный материал и правильно выполняли задания. С родителями нужно сотрудничать. У меня лично за время работы в школе серьезных проблем с родителями учеников ни разу не возникало.

– Как вы считаете, какие основные проблемы сегодня существуют у педагогов Омской области?

– На мой взгляд, в нашем регионе недостаточно хорошо организована работа по обмену опытом. Устроить бы такую большую школу, где дают не теоретический материал, который можно почитать в книге, а показывают конкретные практики. Пусть бы там лучшие педагоги рассказывали, как они работают, какие у них инновации. А все остальные смотрели, слушали и перенимали их опыт. Отбирали то, что им надо для работы с детьми. Сегодня очень не хватает живого общения на профессиональном уровне. До пандемии проводилось много семинаров, конференций. Сейчас в большинстве случаев все это перешло в дистанционный формат. Хочется побольше живых обучающих конференций.

А еще, на мой взгляд, необходимо повышать авторитет учителя. Это очень непросто, потому что участниками этого процесса должны быть все: и дети, и родители, и администрация школы, и, конечно, сам педагог. Тогда меньше будет проблем с дисциплиной, у школьников появится мощная мотивация для учебы.

– Как вы думаете, каким будет учитель будущего?

-Я думаю, что это будет традиционный учитель. Человек, не робот или информационная система. Только педагог реагирует на эмоции ребенка, понимает, что с ним происходит, если возникают трудности… Это будет учитель, владеющий различными технологиями, начитанный, образованный. Ну а в помощь нам, учителям, – конечно же, информационные технологии.

– Татьяна Анатольевна, вы в профсоюзе? Как давно?

– В профсоюзе я была всегда. В 2005 году пришла работать в школу – сразу вступила в Общероссийский Профсоюз образования и никогда с ним не расставалась.

– Можете назвать основные профсоюзные достижения последнего времени?

– Профсоюз уже давно и упорно предпринимает меры по устранению излишней отчетности и документационной нагрузки учителей. И пусть проблема пока окончательно не решена, вопрос остается в поле пристального внимания. С 1 сентября 2020 года классным руководителям общеобразовательных учреждений, а с 1 сентября 2021 года кураторам учебных групп техникумов и колледжей ежемесячно выплачивается 5 тысяч рублей. Для того чтобы такая доплата появилась, профсоюз активно работал с социальными партнерами, настаивал, доказывал. Были и другие достижения, полученные в результате долгой и кропотливой работы.

– Помогает ли членство в общественной организации вам лично справляться с профессиональными проблемами?

– В нашей школе замечательный коллектив, а первичная профсоюзная организация объединяет большую его часть. Если что-то не ладится в работе, в профкоме поддержат, дадут дельный совет. Наша первичка всегда поздравляет с праздниками, отмечает все достижения в работе коллег. Это очень важно для человека!

Сейчас Татьяна Тонких готовится к всероссийскому этапу конкурса «Учитель года России»-2022. Хочется пожелать ей достойно пройти все конкурсные испытания.

Вера БРАГИНА, ведущий специалист Омской областной организации Общероссийского Профсоюза образования. Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте