Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Гость УГ

Татьяна ХАБЕНСКАЯ: Cын сказал мне: «Пиши, мама»

Учительская газета, №41 от 12 октября 2021. Читать номер
Автор:

В издательстве АСТ вышла книга, автор которой – Татьяна Хабенская. Кому посвящена эта книга, почему Татьяна Геннадьевна решила ее написать, как книга построена, чьи еще голоса звучат на ее страницах, а также о преподавании в школе математики, лайфхаках воспитания детей и благотворительности вы узнаете из эксклюзивного интервью для «Учительской газеты».

– Татьяна Геннадьевна, я не стану делать вид, что ничего не знаю о книге, литературным редактором которой я выступила, но задать несколько установочных вопросов для читателей «Учительской газеты» я просто обязана. Итак, расскажите, пожалуйста, о ком книга «Мой адмирал», как получилось, что вы решили написать ее, как она построена.

– Эта книга о моем сыне актере Константине Хабенском. На протяжении многих лет – начиная с работы Кости в театре-студии «Суббота», студенческих гастролей в Москву в театр на Таганке со спектаклем «Время Высоцкого», работы в театре Ленсовета, а затем в МХТ и заканчивая съемками в разных фильмах – я с любовью и заботой собирала программки, афиши, фотографии, вырезки из газет и журналов. Особенного богатства я за свою жизнь не нажила, но эти коробки с аккуратно уложенными материалами о сыне я берегла и перевозила из Питера в деревню Тараскино, затем в Москву, потом на дачу…

Когда началась пандемия и появилось много свободного времени, я как-то перебирала старые архивы, смотрела фильмы и подумала, что жизнь проходит, а ведь я бы могла поделиться своими воспоминаниями с людьми, которым интересны судьба и творчество моего сына… Села и стала писать. Правда, по образованию я инженер, а не гуманитарий, поэтому сложно сказать, что из этого получилось. А построена книга ассоциативно, что вспоминалось, то и писала.

Как отнесся к идее написать о нем книгу ваш сын Константин Хабенский?

– Костя отнесся доброжелательно, сказал: «Пиши, мама». Он как раз мне и посоветовал писать по эпизодам, которые всплывают в памяти.

– В тексте книги присутствуют не только фрагменты интервью разных лет, но и комментарии Константина, данные им непосредственно на ваш текст. В чем смысл и назначение этих комментариев?

– Дело в том, что некоторые эпизоды мы вспоминали по-разному, иногда даже с точностью до наоборот – так, я описала поступление сына в труппу Ленсовета, перепутав последовательность событий. А вот случай из детства. Сколько помню Костю, он всегда готов был прийти на помощь. Однажды два брата из соседнего подъезда забыли ключи. Их мама ушла и долго не возвращалась, а на улице стоял мороз. Мальчишки уже слегка посинели и пританцовывали от холода под окнами своей квартиры, а Костя как раз шел после уроков домой – он тогда учился, кажется, в седьмом классе. И они ему рассказали о своей беде и что уже закоченели, а в квартиру попасть не могут. Костя сразу сообразил, что к чему, поднялся на четвертый этаж к соседям мальчишек, с их балкона перебрался на балкон к этим без пяти минут снеговикам, все открыл и впустил их в теплую квартиру. Делов-то! Но дома, конечно, Костя не стал хвастаться своим бытовым героизмом.

А где-то через месяц я случайно встретилась с мамой этих ребят. Она говорит: «Ох, я спать не могла – так переживала. Мои-то трусы, а ваш сын ведь мог и разбиться. Четвертый этаж, балкон, зима, скользко. Как вы ему разрешаете?» А я не то что не разрешаю, я и знать не знала об этой истории.

Но на самом деле, как Костя написал в комментарии, он перебрался не с балкона на балкон на четвертом этаже, а забирался вертикально по балконам с первого этажа на четвертый.

Помню, в одном из интервью на вопрос: «Почему ты не пригласил маму на концерт?» – Костя ответил: «Когда ты первый раз прыгаешь с парашютом, необязательно брать с собой маму. Если ты приземлишься и тебе понравится, в следующий раз ты ее возьмешь. Не нужно рисковать психическим состоянием близких. Сначала попробуй, потрать свои нервы, пойми, что можешь, а потом приглашай». Поэтому какие-то факты я узнавала существенно позже от самого Кости или из интервью его коллег. Но иногда бывает и наоборот – Костя заранее хочет подготовить меня к сложным испытаниям, как, например, к эпизоду с повешением Мекки-Ножа в «Трехгрошовой опере». Костя дома много раз в течение нескольких дней показывал мне видео с фрагментом повешения, чтобы меня подготовить. Но когда наступил момент казни на спектакле, Мекки на шею накинули петлю, а из-под ног с шумом выбили табуретку, на которой он стоял, тут я, «подготовленная», кричала от ужаса на весь зал. И так было всякий раз, когда я смотрела «Трехгрошовую оперу».

Да, это действительно страшно. Но вернемся к книге. Кому еще вы дали слово на ее страницах?

– Я очень признательна всем, кто согласился рассказать о моем сыне для книги. Первым откликнулся театральный педагог Вениамин Фильштинский, с которым Костя до сих пор поддерживает связь, когда возникает возможность, бывает у него на кафедре и дает мастер-классы для студентов. О том, какой Хабенский актер и человек, рассказали режиссеры Дмитрий Месхиев и Анна Меликян. Институтские друзья Михаил Пореченков и Михаил Трухин припомнили забавные моменты из студенческой жизни и работы в театре. Большой друг и музыкальный наставник Юрий Башмет, с которым Костя работает уже двенадцать лет, сказал теплые слова не только о Константине, но и обо мне. А писатель Александр Цыпкин сочинил целый иронический рассказ, основанный на реальных событиях.

– Давайте поговорим о вас. Вы много лет проработали в школе, преподавали математику. Как вы считаете, что зависит от программы, а что от учителя в том, как дети усваивают материал?

– На мой взгляд, программа по математике не очень меняется, и то, как дети усваивают темы, полностью зависит от учителя, его умения доступно и увлекательно донести материал.

Расскажите, пожалуйста, о вашей книге про Санкт-Петербург. Если не ошибаюсь, она была отмечена премиями и наградами?

– Так сложились обстоятельства, что я сначала работала учителем математики в лицее, а позже больше десяти лет проработала в школе при Санкт-Петербургской педиатрической академии. Работа над книгой «Говорящие цифры, или Загадки Санкт-Петербурга» заняла много лет. Чтобы заинтересовать ребят, я предложила им самим сочинять задачи по математике, предварительно показав им составленные мной задачи как образец.

Много лет я занималась методической темой «Повышение познавательной активности на уроке, раскрытие и развитие творческих способностей учащихся, воспитание петербуржца XXI века». Я часто спрашивала детей, как они считают, можно ли понять и оценить красоту пропорций, почувствовать ритм окон и колонн улицы зодчего Росси, понять уникальность города, построенного с помощью циркуля и линейки, без точной науки – математики? «Говорящие цифры» заставляли детей задуматься и удивиться. Какие цифры! 42 острова! 300 мостов! Синий мост – почти 100 метров в ширину, мы даже не замечаем, что стоим на мосту, принимая его за площадь! А вес летящего, такого нестатичного на первый взгляд Медного всадника – 1600 тонн! И чтобы полностью осмотреть музейные коллекции Эрмитажа, требуется пройти 24 километра! Здесь цифры будят воображение, а образ возвращает детей к расчету. Это и послужило началом нашего с учениками совместного творчества. Ненавязчиво и в доброй манере я предлагала задания, чтобы ребята разгадали тайны города на Неве через простейшие ребусы, задачи, кроссворды. Это позволяло воспринимать историю и архитектуру Петербурга через гений Фальконе и творения Трезини. Эти задания я составляла по темам учебной программы 5-11-х классов. Каждая задача являлась ступенькой для отработки конкретной темы, формирования определенного вычислительного навыка, устного счета.

А можно попросить вас привести примеры задач?

– Да, конечно. Например, в моем учебнике есть такая задача для 5-го класса, ее сочинила Даша Михайлова. Задача называется «Летний сад и «ваза гордая, как дева».

 

Все буду помнить Летний сад,

И вазу гордую, как дева,

На красном цоколе налево,

От входа, где орлы парят.

 Всеволод Рождественский

 

Перед Карпиевым прудом в 1839 го­ду была установлена декоративная ваза из розового порфира – подарок короля Карла XIV Николаю II. Задача: «Если взять высоту вазы с пьедесталом такой, какая она есть, да еще раз столько, да еще пятую часть, да еще 4,33 метра, то получится 15 метров. Какова высота этой вазы с пьедесталом?»

А вот задача для 6-го класса, составленная Анной Пушкиной. Называется задача «Львиный мостик».

 

Протянувший каналы, как струны,

Вдоль решеток дворцов и садов,

Самый мужественный, самый юный,

Самый верный среди городов!

 Наталия Крандиевская-Толстая

 

Задача: «Сумма длин Итальянского и Львиного мостов равна 42,1 метра. Если к длине Итальянского моста добавить один метр, а длину Львиного моста укоротить на 1,7 метра, то мосты станут одинаковой длины. Какова длина каждого из мостов?»

– Удивительные задачи, в которых синкретично соединены математика, поэзия, архитектура и история. Если в таком ключе преподавать математику, то воспитаешь воистину человека Возрождения. А в книгу вошли задачи, составленные вами?

– Да, вот задача, которую составила я. Она называется «Самая большая в России люстра».

Просыпаюсь в полумраке.

В занесенное окно

Смуглым золотом Исакий

Смотрит дивно и темно.

Иван Андреевич Бунин

 

Задача: «В ясные солнечные дни громадный, сверкающий позолотой купол собора виден за десятки километров. В Исаакиевском соборе находится самая большая в России люстра, отлитая из высококачественной бронзы и позолоченная через огонь. Сколько тонн весит эта люстра, вы узнаете, решив уравнение: 2(х-1) – 3(х-2)=1».

А вот еще одна задача о том же Исаакиевском соборе – «Самый большой в России и шестой в мире купол».

 

Глядел я, стоя над Невой,

Как Исаака-великана

Во мгле морозного тумана

Светился купол золотой.

 Федор Тютчев

 

Задача: «В Книгу рекордов Петербурга занесен крупнейший в России и шестой в мире купол Исаакиевского собора. Чтобы узнать диаметр купола, реши уравнение: 2(х-3) + 1 = 3(х-10)».

Вообще, в этих задачах я предлагаю уравнения для учащихся с 5-го по 11-й класс – всем разные. Но ответ, разумеется, один.

Задачи о Петербурге были отмечены дипломом победителя конкурса педагогических достижений в номинации «За творчество в предмете», а сборник «Математические тайны Петербурга» стал лауреатом конкурса на лучшую идею и образец раздаточного материала для средней школы.

Как вы развивали маленьких Наташу и Костю? Много ли у них было секций?

– В школьные годы Костя занимался карате, велоспортом, посещал различные кружки Дворца пионеров, школьный театральный кружок на английском языке, научился играть на гитаре, а Наташа усиленно занималась музыкой и готовилась к поступлению в консерваторию.

Расскажите о перезапуске благотворительного спектакля «Поколение Маугли».

– Когда Костя собрался перезапустить «Поколение Маугли» в Москве, его бывшие студийцы, окончившие театральные вузы и не окончившие, пришли ему на помощь и львиную долю репетиций и подготовки взяли на себя, так как каждый из них прошел через этот мюзикл. «Поколение Маугли» – это музыкальный драматический танцевальный спектакль, в котором одновременно на сцене находятся 120 мальчишек и девчонок и 5 взрослых актеров. Эта история о вечных ценностях, семье, любви и дружбе. Деньги, вырученные от продажи билетов, целиком идут на помощь детям и молодым людям с онкологическими заболеваниями головного мозга. За время существования этого спектакля юные актеры уже заработали и передали на лечение для своих сверстников 15 млн рублей.

Как читатели «Учительской газеты» тоже могут помочь детям с онкологическими заболеваниями?

– Гонорар, полученный за книгу «Мой адмирал», я полностью перечислю в фонд Константина Хабенского, так что, купив книгу, вы поможете выздоровлению детей. Кроме того, на сайте фонда есть все реквизиты, чтобы перечислить любую, даже самую небольшую, сумму денег.

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту