В издательстве АСТ вышла книга, автор которой – Татьяна Хабенская. Кому посвящена эта книга, почему Татьяна Геннадьевна решила ее написать, как книга построена, чьи еще голоса звучат на ее страницах, а также о преподавании в школе математики, лайфхаках воспитания детей и благотворительности вы узнаете из эксклюзивного интервью для «Учительской газеты».
– Татьяна Геннадьевна, я не стану делать вид, что ничего не знаю о книге, литературным редактором которой я выступила, но задать несколько установочных вопросов для читателей «Учительской газеты» я просто обязана. Итак, расскажите, пожалуйста, о ком книга «Мой адмирал», как получилось, что вы решили написать ее, как она построена.
– Эта книга о моем сыне актере Константине Хабенском. На протяжении многих лет – начиная с работы Кости в театре-студии «Суббота», студенческих гастролей в Москву в театр на Таганке со спектаклем «Время Высоцкого», работы в театре Ленсовета, а затем в МХТ и заканчивая съемками в разных фильмах – я с любовью и заботой собирала программки, афиши, фотографии, вырезки из газет и журналов. Особенного богатства я за свою жизнь не нажила, но эти коробки с аккуратно уложенными материалами о сыне я берегла и перевозила из Питера в деревню Тараскино, затем в Москву, потом на дачу…
Когда началась пандемия и появилось много свободного времени, я как-то перебирала старые архивы, смотрела фильмы и подумала, что жизнь проходит, а ведь я бы могла поделиться своими воспоминаниями с людьми, которым интересны судьба и творчество моего сына… Села и стала писать. Правда, по образованию я инженер, а не гуманитарий, поэтому сложно сказать, что из этого получилось. А построена книга ассоциативно, что вспоминалось, то и писала.
– Как отнесся к идее написать о нем книгу ваш сын Константин Хабенский?
– Костя отнесся доброжелательно, сказал: «Пиши, мама». Он как раз мне и посоветовал писать по эпизодам, которые всплывают в памяти.
– В тексте книги присутствуют не только фрагменты интервью разных лет, но и комментарии Константина, данные им непосредственно на ваш текст. В чем смысл и назначение этих комментариев?
– Дело в том, что некоторые эпизоды мы вспоминали по-разному, иногда даже с точностью до наоборот – так, я описала поступление сына в труппу Ленсовета, перепутав последовательность событий. А вот случай из детства. Сколько помню Костю, он всегда готов был прийти на помощь. Однажды два брата из соседнего подъезда забыли ключи. Их мама ушла и долго не возвращалась, а на улице стоял мороз. Мальчишки уже слегка посинели и пританцовывали от холода под окнами своей квартиры, а Костя как раз шел после уроков домой – он тогда учился, кажется, в седьмом классе. И они ему рассказали о своей беде и что уже закоченели, а в квартиру попасть не могут. Костя сразу сообразил, что к чему, поднялся на четвертый этаж к соседям мальчишек, с их балкона перебрался на балкон к этим без пяти минут снеговикам, все открыл и впустил их в теплую квартиру. Делов-то! Но дома, конечно, Костя не стал хвастаться своим бытовым героизмом.
А где-то через месяц я случайно встретилась с мамой этих ребят. Она говорит: «Ох, я спать не могла – так переживала. Мои-то трусы, а ваш сын ведь мог и разбиться. Четвертый этаж, балкон, зима, скользко. Как вы ему разрешаете?» А я не то что не разрешаю, я и знать не знала об этой истории.
Но на самом деле, как Костя написал в комментарии, он перебрался не с балкона на балкон на четвертом этаже, а забирался вертикально по балконам с первого этажа на четвертый.
Помню, в одном из интервью на вопрос: «Почему ты не пригласил маму на концерт?» – Костя ответил: «Когда ты первый раз прыгаешь с парашютом, необязательно брать с собой маму. Если ты приземлишься и тебе понравится, в следующий раз ты ее возьмешь. Не нужно рисковать психическим состоянием близких. Сначала попробуй, потрать свои нервы, пойми, что можешь, а потом приглашай». Поэтому какие-то факты я узнавала существенно позже от самого Кости или из интервью его коллег. Но иногда бывает и наоборот – Костя заранее хочет подготовить меня к сложным испытаниям, как, например, к эпизоду с повешением Мекки-Ножа в «Трехгрошовой опере». Костя дома много раз в течение нескольких дней показывал мне видео с фрагментом повешения, чтобы меня подготовить. Но когда наступил момент казни на спектакле, Мекки на шею накинули петлю, а из-под ног с шумом выбили табуретку, на которой он стоял, тут я, «подготовленная», кричала от ужаса на весь зал. И так было всякий раз, когда я смотрела «Трехгрошовую оперу».
– Да, это действительно страшно. Но вернемся к книге. Кому еще вы дали слово на ее страницах?
– Я очень признательна всем, кто согласился рассказать о моем сыне для книги. Первым откликнулся театральный педагог Вениамин Фильштинский, с которым Костя до сих пор поддерживает связь, когда возникает возможность, бывает у него на кафедре и дает мастер-классы для студентов. О том, какой Хабенский актер и человек, рассказали режиссеры Дмитрий Месхиев и Анна Меликян. Институтские друзья Михаил Пореченков и Михаил Трухин припомнили забавные моменты из студенческой жизни и работы в театре. Большой друг и музыкальный наставник Юрий Башмет, с которым Костя работает уже двенадцать лет, сказал теплые слова не только о Константине, но и обо мне. А писатель Александр Цыпкин сочинил целый иронический рассказ, основанный на реальных событиях.
– Давайте поговорим о вас. Вы много лет проработали в школе, преподавали математику. Как вы считаете, что зависит от программы, а что от учителя в том, как дети усваивают материал?
– На мой взгляд, программа по математике не очень меняется, и то, как дети усваивают темы, полностью зависит от учителя, его умения доступно и увлекательно донести материал.
– Расскажите, пожалуйста, о вашей книге про Санкт-Петербург. Если не ошибаюсь, она была отмечена премиями и наградами?
– Так сложились обстоятельства, что я сначала работала учителем математики в лицее, а позже больше десяти лет проработала в школе при Санкт-Петербургской педиатрической академии. Работа над книгой «Говорящие цифры, или Загадки Санкт-Петербурга» заняла много лет. Чтобы заинтересовать ребят, я предложила им самим сочинять задачи по математике, предварительно показав им составленные мной задачи как образец.
Много лет я занималась методической темой «Повышение познавательной активности на уроке, раскрытие и развитие творческих способностей учащихся, воспитание петербуржца XXI века». Я часто спрашивала детей, как они считают, можно ли понять и оценить красоту пропорций, почувствовать ритм окон и колонн улицы зодчего Росси, понять уникальность города, построенного с помощью циркуля и линейки, без точной науки – математики? «Говорящие цифры» заставляли детей задуматься и удивиться. Какие цифры! 42 острова! 300 мостов! Синий мост – почти 100 метров в ширину, мы даже не замечаем, что стоим на мосту, принимая его за площадь! А вес летящего, такого нестатичного на первый взгляд Медного всадника – 1600 тонн! И чтобы полностью осмотреть музейные коллекции Эрмитажа, требуется пройти 24 километра! Здесь цифры будят воображение, а образ возвращает детей к расчету. Это и послужило началом нашего с учениками совместного творчества. Ненавязчиво и в доброй манере я предлагала задания, чтобы ребята разгадали тайны города на Неве через простейшие ребусы, задачи, кроссворды. Это позволяло воспринимать историю и архитектуру Петербурга через гений Фальконе и творения Трезини. Эти задания я составляла по темам учебной программы 5-11-х классов. Каждая задача являлась ступенькой для отработки конкретной темы, формирования определенного вычислительного навыка, устного счета.
– А можно попросить вас привести примеры задач?
– Да, конечно. Например, в моем учебнике есть такая задача для 5-го класса, ее сочинила Даша Михайлова. Задача называется «Летний сад и «ваза гордая, как дева».
Все буду помнить Летний сад,
И вазу гордую, как дева,
На красном цоколе налево,
От входа, где орлы парят.
Всеволод Рождественский
Перед Карпиевым прудом в 1839 году была установлена декоративная ваза из розового порфира – подарок короля Карла XIV Николаю II. Задача: «Если взять высоту вазы с пьедесталом такой, какая она есть, да еще раз столько, да еще пятую часть, да еще 4,33 метра, то получится 15 метров. Какова высота этой вазы с пьедесталом?»
А вот задача для 6-го класса, составленная Анной Пушкиной. Называется задача «Львиный мостик».
Протянувший каналы, как струны,
Вдоль решеток дворцов и садов,
Самый мужественный, самый юный,
Самый верный среди городов!
Наталия Крандиевская-Толстая
Задача: «Сумма длин Итальянского и Львиного мостов равна 42,1 метра. Если к длине Итальянского моста добавить один метр, а длину Львиного моста укоротить на 1,7 метра, то мосты станут одинаковой длины. Какова длина каждого из мостов?»
– Удивительные задачи, в которых синкретично соединены математика, поэзия, архитектура и история. Если в таком ключе преподавать математику, то воспитаешь воистину человека Возрождения. А в книгу вошли задачи, составленные вами?
– Да, вот задача, которую составила я. Она называется «Самая большая в России люстра».
Просыпаюсь в полумраке.
В занесенное окно
Смуглым золотом Исакий
Смотрит дивно и темно.
Иван Андреевич Бунин
Задача: «В ясные солнечные дни громадный, сверкающий позолотой купол собора виден за десятки километров. В Исаакиевском соборе находится самая большая в России люстра, отлитая из высококачественной бронзы и позолоченная через огонь. Сколько тонн весит эта люстра, вы узнаете, решив уравнение: 2(х-1) – 3(х-2)=1».
А вот еще одна задача о том же Исаакиевском соборе – «Самый большой в России и шестой в мире купол».
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
Федор Тютчев
Задача: «В Книгу рекордов Петербурга занесен крупнейший в России и шестой в мире купол Исаакиевского собора. Чтобы узнать диаметр купола, реши уравнение: 2(х-3) + 1 = 3(х-10)».
Вообще, в этих задачах я предлагаю уравнения для учащихся с 5-го по 11-й класс – всем разные. Но ответ, разумеется, один.
Задачи о Петербурге были отмечены дипломом победителя конкурса педагогических достижений в номинации «За творчество в предмете», а сборник «Математические тайны Петербурга» стал лауреатом конкурса на лучшую идею и образец раздаточного материала для средней школы.
– Как вы развивали маленьких Наташу и Костю? Много ли у них было секций?
– В школьные годы Костя занимался карате, велоспортом, посещал различные кружки Дворца пионеров, школьный театральный кружок на английском языке, научился играть на гитаре, а Наташа усиленно занималась музыкой и готовилась к поступлению в консерваторию.
– Расскажите о перезапуске благотворительного спектакля «Поколение Маугли».
– Когда Костя собрался перезапустить «Поколение Маугли» в Москве, его бывшие студийцы, окончившие театральные вузы и не окончившие, пришли ему на помощь и львиную долю репетиций и подготовки взяли на себя, так как каждый из них прошел через этот мюзикл. «Поколение Маугли» – это музыкальный драматический танцевальный спектакль, в котором одновременно на сцене находятся 120 мальчишек и девчонок и 5 взрослых актеров. Эта история о вечных ценностях, семье, любви и дружбе. Деньги, вырученные от продажи билетов, целиком идут на помощь детям и молодым людям с онкологическими заболеваниями головного мозга. За время существования этого спектакля юные актеры уже заработали и передали на лечение для своих сверстников 15 млн рублей.
– Как читатели «Учительской газеты» тоже могут помочь детям с онкологическими заболеваниями?
– Гонорар, полученный за книгу «Мой адмирал», я полностью перечислю в фонд Константина Хабенского, так что, купив книгу, вы поможете выздоровлению детей. Кроме того, на сайте фонда есть все реквизиты, чтобы перечислить любую, даже самую небольшую, сумму денег.
Комментарии