Однажды кто-то из моих коллег сравнил конкурс «Учитель года» с Олимпиадой. Стать победителем – может ли быть достижение выше? Конкурс с жесточайшим отбором и высочайшей конкуренцией. Большинство не попадает даже в полуфинал.
Да что там, не проходит даже отборочный этап… А уж победитель… Конечно, можно участвовать, и не раз, можно завоевать этот титул с третьей попытки… но это все не то, согласитесь?
С другой стороны, вовсе не секрет, что многие педагоги не задумываются о своем участии в этом конкурсе не потому, что не хватает опыта или сил, уверенности или терпения, а из отсутствия мотивации. Им это попросту не надо. Неинтересно. Не хочется выпадать из повседневной школьной жизни, жертвовать уроками, программой, временем, чтобы попытаться доказать всем, что ты лучший. Я знаю многих учителей, которые предпочитают доказывать это иначе: кропотливо обучая своих подопечных грамоте и радуясь каждому безошибочно написанному слову, каждой правильно решенной задаче. И абсолютно искренне недоумевают, когда администрация, видя замечательные результаты их работы, настаивает на том, чтобы предоставить эти результаты на суд жюри.
Мне посчастливилось работать в школе с очень сильными кадрами и богатой технической базой, чем могут похвастаться далеко не все сельские, а то и городские школы. Как правило, районный этап конкурса «Учитель года» проводится в школе прошлогоднего победителя. Так сложилось, что вот уже на протяжении нескольких лет принимающей школой является наша. Что, безусловно, приятно. И полезно, так как позволяет абсолютно всему коллективу в течение трех дней воочию наблюдать нешуточную баталию маститых педагогов. И, кроме этого, встретиться со своими коллегами из других учреждений. Подобные мероприятия наряду со всевозможными конференциями и семинарами в педагогической среде, как правило, приветствуются. И активнее всего представителями малокомплектных школ, где русоведов и математиков в лучшем случае по двое, а других предметников и того меньше. Это естественно, ведь нет ничего хуже, чем вариться в собственном соку. А такие встречи зачастую играют роль своеобразного катализатора, появляется желание работать, искать новые формы и методы, добиваться лучшего результата, словом, расти над собой.
Кроме того, «Учитель года» – это всегда праздник. В большей мере, конечно, для зрителей, потому что при взгляде на сосредоточенные лица конкурсантов о каком-то празднике вряд ли задумаешься. К слову, по мнению старших коллег, прежние конкурсы были куда менее зрелищными, но зато куда более информативными. В том плане, что полезного для себя рядовой зритель мог почерпнуть гораздо больше. А сейчас этот конкурс медленным, но верным путем идет к тому, чтобы превратиться в шоу. Посудите сами, чего стоит только правило смены участниками (в основном, конечно, участницами) не менее трех нарядов за время проведения конкурса. И это уже на районном уровне! Хлеба и зрелищ… Если все же с хлебом мы худо-бедно разобрались, то есть после тяжелых девяностых «жить стало лучше, жить стало веселее», а если быть точнее, появилась некая стабильность, то на первый план совершенно естественно выступает желание зрелищ. Еще ярче, еще интереснее. Это и неплохо, наверное. Но не может не настораживать.
Итак, что же является мотивацией участников? Этот вопрос из разряда «сколько людей, столько и мнений». Одним из важнейших стимулов, безусловно, в последние годы стала возможность быстро получить категорию. Некоторые даже употребляют слово «легко». Ой ли? Глядя на титанический подчас труд, который проделывает в ходе подготовки к конкурсу сам педагог и его всевозможные помощники в лице директора, завуча, психолога, методистов и проч. и проч., слово «легко» приходит на ум в последнюю очередь. Как правило, на уши поднята вся школа. О нервном напряжении и говорить не приходится. Я беседовала с тремя районными победителями, и каждый из них утверждал, что конкурс забрал у них пару лет жизни.
Однако он и дает немало. Возможность удовлетворить свои амбиции, поделиться опытом работы, повысить статус, получить вознаграждение за свой труд, наконец. Некоторые упоминают о том, что можно еще и почерпнуть немало полезного и интересного, следя за выступлениями других конкурсантов. Рядовому зрителю и членам жюри, наверное, можно. А вот что касается участников… На самом деле очень немногие люди способны хладнокровно воспринимать выступления своих конкурентов, зная при этом, что через несколько минут им самим предстоит выйти на сцену и доказать всем, кто тут лучший.
Еще один фактор: нередко тот или иной конкурсант неожиданно признается, что сам бы никогда не пошел на столь ответственное мероприятие, если бы не администрация, радеющая за престиж родной школы и призывающая к этому всех остальных. Достаточно действенный стимул, не так ли? Впрочем, не стоит забывать и о том, что все мы разные, и среди нас есть те, кого действительно нужно нацелить, подтолкнуть. И тогда они свернут горы.
Мы все знаем, какая в высшей степени благородная цель у данного конкурса: «выявление, поддержка и поощрение передовых школьных учителей, распространение их педагогического опыта и повышение престижа труда учителя». И, конечно, хотелось бы, чтобы проведение «Учителя года» получило большую огласку, нежели оно имеет сейчас. С другой стороны, я думаю о том, сколько различных профессиональных конкурсов имеет место быть, и мы практически ничего не знаем о правилах выбора лучших врачей, поваров, бухгалтеров и т. д. Так что, наверное, здесь выступает вперед моя принадлежность к славной профессии педагога, которая и заставляет мечтать о временах, когда на учителя станут смотреть хотя бы так, как смотрели когда-то. А не так, как сейчас: педагог не более чем работник сферы услуг. Наряду с теми же поварами, не в обиду им будет сказано.
Я не участвую в конкурсе «Учитель года». По тем же, наверное, причинам, по которым не участвуют миллионы других учителей. Во-первых, я считаю, что это река, в которую не следует входить дважды. А чтобы войти в первый и последний раз, нужно не только быть хорошо готовым, но и, что очень важно, ощущать себя таковым. Три-четыре года стажа – это все же маловато, на мой взгляд. Потому что хочется показать нечто выстраданное, авторское, новое, то, что действительно запомнится. И вместе с тем проработанное, апробированное, чтобы быть уверенным в его действенности. Словом, я считаю, что до этого конкурса нужно прежде всего дорасти. Практика показывает, что успеха на этом поприще добиваются либо педагоги, очень грамотно представившие свои по-настоящему удачные находки, либо учителя, имеющие яркую харизму, что немаловажно. Идеально, когда эти два момента совпадают.
Вторым фактором, мешающим мне задумываться об участии в конкурсе, является отсутствие классного руководства. У меня нет класса, а одним из этапов «Учителя года» не так давно стало представление собственного опыта воспитательной работы. Что, между прочим, автоматически лишает возможности участвовать в конкурсе учителей ряда дисциплин, таких как изо, физическая культура и проч., так как они редко выступают в роли классных руководителей. Мы с коллегами даже поспорили о том, что надо бы проводить два равноценных конкурса: на лучшего учителя и на лучшего классного руководителя. С другой стороны, профессия педагога подразумевает не только проведение уроков, но и собственно воспитание подрастающего поколения. Другой вопрос, что совмещать большую учебную нагрузку с полноценной работой в качестве классного руководителя порой невероятно сложно, особенно при смехотворной оплате этого самого классного руководства. Но это, как говорится, отдельный разговор. А учителя совмещали, совмещают и будут совмещать. Потому что профессия такая. Ответственная.
Очередной учебный год начался. Классы заполнились учениками, журналы начинают заполняться оценками… А мы, педагоги, ходим и поглядываем друг на друга. Кого-то из нас ждет эта честь – будущей весной вступить в борьбу за звание лучшего. Пока в масштабе района. И неважно, каким будет результат, все решившиеся уже достойны уважения. Как и система нашего образования в целом. Потому что держаться на плаву и выдавать-таки результаты после всех невероятных экспериментов – это дорогого стоит. Наверное, в нынешнем учебном году нас ждут очередные кардинальные реформы, очередные невнятные перемены в процессе аттестации, очередные кипы нужных каким-то загадочным людям бумаг, и мы будем ворчать, хвататься за голову, сетовать на министров, но аттестация будет пройдена, все бумаги заполнены и сданы в срок. Потому что… а как иначе?
Об авторе
Татьяна Геннадьевна Бердник в 2009 году закончила Благовещенский государственный педагогический университет им. Калинина. С сентября 2009 года работает учителем русского языка и литературы в Чигиринской школе Благовещенского района Амурской области.
Комментарии