search
main
0

Танец дракона. Педагогические приемы интегрированного обучения в педагогике искусства

Термин «Педагогическая технология» появился в педагогической литературе относительно недавно. Одни ученые доказывают его значимость, другие считают его употребление неактуальным, так как существуют устоявшиеся, проверенные временем формы, методы и методики обучения. Наиболее активно понятие «технология» в педагогике отстаивает Г.К.Селевко. В своих публикациях он определяет ее как «совокупность методов и приемов, основанных на закономерностях» и как «алгоритмичность педагогической деятельности», то есть определенным образом выстроенную систему действий педагога по организации самого процесса обучения.

Переходя к проблеме интегрированного обучения, следует сказать, что наиболее приемлемой терминологией здесь как раз и являются не методы обучения, а именно технологии. Это связано с тем, что интеграция в образовании предполагает соблюдение комплекса требований как к организации занятий, так и к самому педагогу. Интегрированное обучение основано на обязательном деловом и заинтересованном сотрудничестве ряда учителей и опирается на смысловое объединение занятий базового цикла с многоуровневым дополнительным обучением.Изучение опыта внедрения интегрированного обучения в российских школах позволяет выделить несколько обязательных условий, без которых интеграция не может быть реализована на качественном уровне. Прежде всего это особое деловое сотрудничество педагогов в коллективе, учащихся в творческих группах, а также родителей, учителей, учащихся в процессе решения определенной проблемы (темы, изучаемых понятий, направлений работы и др.). Интегрированное обучение осуществляется в условиях сотворчества с коллегами, работающими в одной параллели, и направлено на поиск общих проблем изучения, вычленение смысловых и содержательных полей, поиск интересных продуктивных форм взаимодействия базового и дополнительного образования. Интеграция в образовательном учреждении предполагает нетрадиционную, активную форму и структуру организации занятий (циклов), направленных на самосовершенствование структурного разнообразия уроков, на создание доброжелательной психологической атмосферы, способствующей максимальному включению каждого ученика в процесс творческого поиска, обобщения и переноса информации из разных источников в решение конкретных образовательных и воспитательных задач.Моделирование образовательного пространства предполагает еще и ряд технологий по организации таких направлений работы, как:- взаимодействие образовательного учреждения с реальным социально-культурным окружением;- выделение динамики развивающей образовательной деятельности учреждения;- определение этапов и уровней внедрения интегрированного направления работы в практику;- проектирование оригинальных направлений и технологий организации непосредственно образовательной деятельности учителей;- структурное решение комплексного подхода к реализации образовательной модели в реальной практике образовательной организации;- формирование критериев оценки качества интегрированного обучения;- специальные педагогические условия интегрированного обучения;- оригинальность и практическая модель организации взаимодействия основного и дополнительного образования.Основополагающими педагогическими условиями интегрированного обучения являются следующие:- выход за рамки одного искусства (одного предмета);- перенос акцента с изучения и восприятия на творческое проявление самих детей;- связь занятий искусством с ближайшим окружением, культурой и традициями того региона, где живут дети;- опора на возрастные особенности детей – их представления, предпочтения, воображение (экологический подход к обучению);- предметно-пространственное освоение искусства;- взаимодействие и сотрудничество в коллективе учащихся и педагогов;- опора на инновационные интегрированные технологии обучения;- системный характер работы в данном направлении.Эти условия формируют так называемый комплексный интегрированный подход к преподаванию предметов гуманитарно-художественного цикла – не столько обучающий, сколько развивающий детей. В данном случае постепенное вхождение ребенка в мир искусства происходит через среду, которая окружает детей в их общении с миром природы, предметами, историей, искусством, то есть с культурой. Главным направлением при подобном обучении является развитие воображения и фантазии в освоении многообразия видов художественной деятельности.Обозначенные позиции оказывают существенное влияние на формирование пространства воображения растущей личности – объем и широту воображаемых действий и образов. Это непосредственно связано с воспитанием способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, адаптироваться к любой ситуации, находить и решать нестандартные творческие задачи в разных областях деятельности. Поскольку осуществлять такой процесс одному педагогу достаточно сложно, необходимо находить возможности для взаимодействия с коллегами. Среда общения с единомышленниками внутри коллектива предполагает сотворчество не только между собой, но и с детьми. При таком обучении ребенок всегда находится в центре внимания. Исходя из особенностей возраста, интересов и предпочтений детей вычленяются такие единые составляющие, как:- стимулирование творческого потенциала педагога и ученика;- эстетическая среда образовательного учреждения;- интеллектуальная среда;- среда общения и сотворчества;- интегрированные развивающие направления и формы работы, технологии обучения в условиях сотворчества педагогов и учеников;- формирование ведущих компетенций в условиях интегрированного освоения искусства (коммуникативные, социальные, языковые, информационные, научные, поликультурные);- самостоятельное и совместное творчество педагогов и учащихся в решении единой задачи на различных предметах.При необходимости усилия педагогов объединяются. Например, при проведении совместных мероприятий – «художественных событий», которые коллективно планируются и продумываются по материалам занятий, объединенных одной сквозной темой. Как уже указывалось выше, комплексное интегрированное обучение предполагает создание и применение разнообразных технологий, нестандартных форм обучения, позволяющих быстро включать детей в воображаемое пространство. Особую роль в этом играют действия, направленные на проживание, оживление, сопоставление, освоение, осмысление и анализ происходящего (увиденного, услышанного). Отсюда – общение детей вокруг искусства происходит в реальной предметно-пространственной среде, вовлечение их в живом действии с окружающими предметами, людьми, несомненно, обращает их в активное творчество.Искусство в данном случае рассматривается как окно в мир познания и сотворения мира, как условие и возможность ПРО-СТРАН-СТВОВАТЬ по миру, по искусству разных стран и народов. Только в этом случае оно приобретает в жизни ребенка особый смысл, становится условием познания и совершенствования себя.Технологии интегрированного обучения подразумевают не только дополнение одного предмета (или искусства) другим, а прежде всего активное сотворчество коллег в коллективе в общих для конкретного возраста учащихся направлениях развития. Внедрение в практику школы подобного обучения, во-первых, связано с желанием педагогов изменить свое отношения к организации учебного процесса (урока, занятия). Во-вторых, это требует нестандартных решений в организации внутришкольного расписания уроков и дополнительных занятий таким образом, чтобы учителя могли проводить совместные уроки и мероприятия, посещать занятия друг друга и тем самым взаимообучаться. В-третьих, технологии интегрированного обучения рассматриваются как стимул для разработки педагогами авторских программ и своих педагогических технологий, методов и приемов работы. Можно сказать, что технологии интегрированного обучения являются фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий всего педагогического коллектива.Задача учителей, формирующих интегрированные блоки, – найти пути изменения (переработки) некоторых разделов учебных дисциплин для объединения их в комплекс (или специальный курс). Это может быть связано, например, с процессом развития у детей исследовательских способностей, проектных форм деятельности, с расширением круга познавательных интересов, обучением конкретным мыслительным операциям, приемам обобщения и анализа, с формированием эмоционально-чувственной сферы. Естественно, все это требует и знания педагогами (хотя бы в общих чертах) изучаемого учебного материала других школьных предметов, осваиваемых параллельно, и необходимости использовать эти познания на своих уроках, находить общие точки соприкосновения. Это научает школьников делать переносы знаний с одной области на другую, развивает их способность к анализу и обобщению информации. Отсюда вытекает задача – научить детей рассматривать одни и те же явления, проблемы в разных ситуациях, системах и направлениях, опираться на динамику и логику рассуждений. Наиболее полно интеграция предметов осуществляется тогда, когда между программами установлено смысловое соответствие, существует центральная идея, объединяющая весь блок тем и проблем, рассматриваемых на разных предметах.Базовыми составляющими интегрированного обучения в области гуманитарно-художественного образования являются три направления: экологическое, региональное, полихудожественное.В основе экологического направления лежит не изучаемый предмет, а ребенок (ученик), его индивидуальность. Ребенок – центр воспитания педагога, а изучаемый предмет – средство (или условие), с помощью которого он воспитывает ребенка. Важен каждый конкретный ученик, который находится в классе. С опорой на его возрастные интересы и предпочтения выстраиваются структура урока и его содержание. Экологическое – значит обучение в соответствии с окружающим миром природы, предметно-пространственной средой и культурно-художественным окружением. Экологическая концепция общего воспитания дает возможность решать вопросы художественного развития ученика на совершенно ином уровне, так как опирается непосредственно на его художественные представления.Любое обучение нельзя считать полноценным, если оно не опирается на особенности культуры того народа, среди которого воспитывается ребенок, на традиции национальной культуры. Формирование знаний о связи искусства с природным и историко-культурным окружением естественно, так как любое народное творчество всегда опиралось на окружающую природу, учитывало особенности освоения народом принадлежащего ему природного ландшафта, традиционные формы ведения хозяйства, виды трудовой деятельности населения. Не учитывать этого в воспитании ребенка – значит не приобщать его к родной культуре. Опираясь на «близкое искусство», следует находить его отклики в общечеловеческих ценностях, в мировом искусстве и тем самым формировать художественные предпочтения.В основе полихудожественного направления («полихудожественного воспитания» – автор понятия Б.П.Юсов) лежит представление о том, что каждый ребенок воспринимает мир в художественных образах, он «изначально полихудожественен, полимодален»: он видит, слышит, чувствует, двигается, осязает и обоняет одновременно, то есть предрасположен к восприятию и деятельности в разных видах искусства. Главная задача учителя искусства – максимально развивать у детей данные им природой способности. Другими словами, полихудожественное образование – это комплексное взаимодействие искусств в общем образовании и воспитании детей и подростков, которое возможно только при активном взаимодействии и сотрудничестве педагогов гуманитарно-художественного цикла. Это не замена традиционных занятий искусством, а создание новых условий для их организации. Объединенные вместе художественные представления, предпочтения и воображение формируют индивидуальное художественно-творческое мышление детей.Одной из актуальных интегрированных технологий, которая сложилась в процессе практической деятельности, является цикл занятий, объединенных сквозной темой (авторы Л.Г.Савенкова, Т.И.Сухова, Е.П.Кабкова). Данная комплексная технология наиболее характерна для дошкольного и младшего школьного возраста, но возможна в среднем и старшем возрасте. Комплексные занятия проходят обычно в течение одной или двух четвертей. Такая блочная система позволяет соединять целую цепь уроков и внеурочных занятий по одной теме – например, по освоению культуры, традиций, жизни людей какой-либо страны и др. Объединяющим началом организации таких блоков могут быть самые разнообразные темы, например: «Экспедиция в Древний мир», «Жизнь на Земле», «Обитатели зоопарка», «Сказочная страна Китай», «Путешествие на батискафе в подводный мир», «Золотое кольцо России», «Лягушка-путешественница», «В гостях у героев русских сказок»; «Творчество художников-импрессионистов и композиторов-импрессионистов»; «Стили в искусстве»; «Автор и его художественное произведение»; «Археологические раскопки…»; «Жизнь под водой»; «Оригинальные архитектурные проекты» и многое другое.Так, при изучении какой-либо страны учащиеся осваивают и познают ее культуру (изобразительное искусство, музыку, театр), обряды, обычаи, церемонии, архитектуру, природу, климат, народную одежду, художественные предпочтения народа, народные игры, литературу; знакомятся с историей; пытаются определить роль страны и ее народа в мировой истории и культуре. Такое знакомство осуществляется не столько через чтение художественной литературы, слушание музыки, визуальные наблюдения, сколько через творческие, самостоятельные исследования детей (часто с участием родителей): музыкальные и поэтические импровизации; театральные режиссерские постановки своими силами; создание карты страны и путешествия по ней; игры-соревнования между группами или классами; организацию выступлений и художественных событий. В такой работе чаще всего бывают задействованы учителя, ведущие предметы гуманитарно-художественного блока.Эта технология позволяет, например, учителю изобразительного искусства согласовывать и свободно варьировать тематику занятий с основным педагогом, работающим в начальной школе, и с учителями, «ведущими» другие виды искусств. Сказанное имеет место и для внеклассной работы по чтению литературы, изобразительному искусству, музыке. Такая организация обучения вносит разнообразие и в работу с родителями, которых также важно привлекать к этой деятельности.Каждый педагог, задействованный в таком комплексном обучении, по-своему строит блочную систему организации занятий, выбирает в соответствии с интересами детей то или иное направление для коллективного исследования. Для реализации данной педагогической интегрированной технологии можно объединить занятия по изобразительному искусству и мировой художественной культуре (это дает возможность ввести учащихся уже с младших классов в мировую художественную культуру). Организовать их можно таким образом, чтобы они не только дополняли друг друга, но и образовывали своеобразный блок взаимосвязанных между собой занятий. Обязательным условием таких заочных путешествий в другие страны является соотнесение и сравнение культуры изучаемого народа с культурой и обычаями российского народа, нахождение общих и отличительных черт в умении организовывать свое жилье, обживать окружающий природный ландшафт и жить в нем. Завершением длительного коллективного исследования бывают художественные события, посвященные той стране (людям, событиям, искусству, традициям и др.), которую они изучали. Это событие может проходить только для тех учащихся, которые непосредственно участвовали в исследовательской работе, или иметь характер выступления-отчета в зале перед большой аудиторией учащихся и учителей школы. Этот вид работы позволяет педагогам находить такие темы и формы работы с учащимися, которые объединяют самостоятельную дополнительную работу с основными занятиями по изучаемым предметам.Обобщая раздел по описанию педагогической интегрированной технологии «Занятия, объединенные одной сквозной темой», важно указать, что это направление одно из самых актуальных в практике работы школ, внедряющих интегрированные формы работы. Часто такая деятельность бывает связана с подготовкой к важному для школы событию. Следует выделить ряд положений, обязательных при работе по данной технологии:1) выбор темы коллективной творческой работы, актуальной для возраста учащихся;2) освоение выделенной темы через все изучаемые предметы гуманитарно-художественного цикла (в том числе дополнительного образования): музыка, изобразительное искусство, литература, история, география, театр и др.;3) активная сотворческая работа педагогов, детей и родителей в условиях исследовательской и творческой деятельности (на уроке, занятии дополнительного образования, во внеурочной деятельности, дома);4) привлечение к работе информации из различных источников (литература, периодика, музеи, кино, музыка, изобразительное искусство, театр, архитектура, народное творчество, фольклор, традиции, история и др.);5) виды работ: уроки, дополнительные занятия, экскурсии, поездки, сочинения, создание творческих работ, проекты, исследования, диспуты, дискуссии, приглашение выдающихся деятелей для бесед, просмотры фильмов, музыкальные гостиные, слушание музыки, разучивание танцев, создание своих книг, рисунков, скульптур, архитектуры и мн. др. (в зависимости от темы);6) подготовка к художественному событию: выбор главного режиссера, помощников режиссера, сценаристов, художников, музыкантов, костюмеров, гримеров, рассказчиков и др. (работа должна найтись для каждого в зависимости от способностей и таланта); создание сценария, подготовка аудитории и ее художественное оформление, выполнение творческих работ и их выставки, сюрпризы (по желанию индивидуальные или коллективные), изготовление костюмов из простейших материалов и др.Не стоит паниковать, что от такого объединения может пострадать какой-то из изучаемых предметов. Скорее наоборот. Не секрет, что любую творческую и учебную задачу, например на уроках изобразительного искусства, можно решать на самых разных заданиях. Например, при изучении темы «Натюрморт» можно поставить детям натюрморт из бытовых предметов (ваза, яблоко, цветы) и предложить его нарисовать. Но можно предложить создать натюрморт из предметов, которые были бы созвучны теме блока уроков, например из предметов быта (утвари), используемых жителями африканских стран (если «путешествуем» в Африку); или натюрморт, выражающий определенное настроение; это может быть и натюрморт, созвучный какому-либо стихотворению (по настроению, состоянию); наконец, создать натюрморт, описанный в какой-либо сказке, и т. д. Как видим, задачи урока решаются, а тематика обогащается, знания пополняются, и интерес ученика к предложенной теме усиливается, так как многое из предложенного ему известно, знакомо, что-то напоминает.В качестве примера такого направления работы представим опыт учителя начальных классов московской школы №875 И.А.Терентьевой, она же педагог изобразительного искусства и музыки в своем классе. Тема ее работы – «Земля – наш общий дом». Каждый год у преподавателя связан с какими-то двумя большими блоками, базой которых является искусство. Это обосновано тем, что искусство, по словам учителя, «это ворота в чужие страны, к другим народам. Опыт приобщения детей к разным видам культуры разных народов на основе комплексного подхода к предметам эстетического цикла дает возможность формировать у детей интерес к жизни, традициям и нравственным ценностям других народов. Эта тема актуальна в наше время, так как рост национализма – прямое следствие непонимания народами друг друга» (И.А.Терентьева). Главную цель своей интегрированной работы Ирина Анатольевна формулирует как формирование культурного человека с гуманитарной системой ценностей, развитие воображения и фантазии учащихся.Творческая коллективная исследовательская работа и образовательные задачи связаны с направлениями развития детей и в зависимости от возраста (1‑й или 4‑й класс), распределяются по-разному. 1‑й класс: развитие наблюдательности, интереса детей к разнообразию цвета и формы предметов; формирование желания к познанию нового, сделать что-то свое, новое и интересное; развитие ощущения пространства и себя в этом пространстве. 2‑й класс: освоение таких взаимосвязанных явлений, как цвет – звук, цвет – интонация; развитие представлений о национальных видах искусства (фольклор, декоративно-прикладное искусство); создание самостоятельных изделий в этих видах творческой деятельности, подражая мастерам-художникам изучаемой страны. Учитель выделяет даже такие сложные темы, как «Религия – что это такое», «Сказка и мир», «Влияние климата на жизнь человека, его характер и привычки». 3‑й класс: освоение людьми ближайшего пространства; зависимость жизни народов от окружающей природы, климата; умение видеть и понимать разнообразие архитектуры и одежды, многообразие привычек и характеров людей; освоение самобытности художественно-выразительного языка разных искусств и разных народов. 4‑й класс: расширение и обогащение представления о пространстве; освоение народом принадлежащего ему природного ландшафта («национальный образ мира» (по Г.Д.Гачеву), «человек в среде»); национальная культура, природа, климат, географические условия – региональный фактор; мир человека: труд, культура, обычаи, искусства, отражение этого в предметном мире и влияние этого на искусство; эстетика мира вещей. «Обращение к сквозным темам, объединенным в блоки, в деятельности педагогов, можно сказать, имеет принципиальное значение, так как специально обозначенный блок сквозных тем может быть связан с освоением двух или трех предметов, с изучением какого-то раздела школьных программ. Например, на уроках истории и литературы. Этот вид работы, на мой взгляд, наиболее продуктивен, так как позволяет педагогам находить такие темы и формы работы с учащимися, которые бы объединяли самостоятельную дополнительную работу с основными занятиями по изучаемым предметам» (И.А.Терентьева).Другим примером занятий, объединенных одной сквозной темой, является погружение в культуру и традиции китайского народа, которое было организовано авторами данной технологии в сельской школе села Теряево Волоколамского района Московской области.В течение двух четвертей учащиеся всей начальной школы (1‑4‑е классы) были погружены в культуру Древнего Китая, осваивали все стороны жизни китайского народа: природную и жилую среду, архитектуру, поэзию, музыку, характер движения девушек, их танцы, украшения, игры, традиции, особенности одежды и искусства. Все это было найдено в китайских сказках (наиболее интересной среди них была народная сказка «Цветок Цан-Цзы»). Для более полного погружения в атмосферу сказки, обычаев китайского народа предлагалось живое общение между детьми по поводу традиционных сюжетов сказок других народов. Много внимания на уроках литературы, изобразительного искусства, труда, а также дополнительных занятиях по программе «Живой мир искусства» уделялось изображению древней архитектуры Китая, народного жилья, культовой скульптуры, выполнению рисунков в стиле китайской живописи. Учащимися изготавливались простые костюмы, выполнялись традиционные украшения для костюмов. Особое значение имело слушание традиционной китайской музыки, исполняемой на лютне, а также создание своих музыкальных композиций по мотивам народной музыки Китая и выполнение различных пластических движений под музыку в пространстве с передачей характерного движения, осанки, особенности держать тело. Некоторыми учащимися были придуманы танцы в стиле китайского народного искусства (танец с фонариками, танец с веерами, «танец дракона»). Кроме этого, учащимся всех классов было предложено продумать продолжение сказки, проиллюстрировать его любым образом на «художественном событии» (чтение с показом некоторых моментов, сценическое театрально-игровое исполнение, музыкальное и словесное сопровождение, изображение в иллюстрациях – по желанию). Обязательное условие: присутствие цвета, музыки, художественного слова, движения в пространстве. Для сравнения национального колорита со сказками других народов проводилось живое общение по поводу прочитанной сказки и читаемых ранее русских сказок. Заключительное занятие (художественное событие) проходило в зале, который был оформлен рисунками детей, выполненных за весь период работы по теме Китая. Все школьники начальных классов готовились к этому дню заранее, обязательным условием было создание на празднике «цвета и волшебства», присутствие на событии в приготовленной самими одежде в стиле китайского народного костюма.

Продолжение следует

​Лариса САВЕНКОВА, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института художественного образования и культурологии Российской академии образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте