Победа на Олимпийских играх говорит об одном – насколько высок уровень в той или иной стране физической культуры. Ребенка заставить заниматься невозможно. Увлечь – да, показать, что это красиво. Спорт существует не для того, чтобы занимать первые места. Спорт – это форма физического развития, это возможность продлить долголетие тела и способ укрепить дух. Спортивная жизнь Анатолия Еремина началась в 13 лет. Шел 1953 год, и самым привлекательным для подростка в стадионе «Спартак» было то, что можно было не волноваться за оставленные в теплой раздевалке валенки, пока гоняешь с мальчишками по Ширяевскому полю…
А потом Еремин втянулся. Да так, что стал чемпионом центрального совета «Спартака», куда входили коллективы клуба со всего СССР. В 1961-м в ЦСКА появился первый настоящий большой крытый каток (маленький был на стадионе «Юных пионеров», остальные площадки заливали на открытом воздухе). Вот там и оттачивал Еремин свое мастерство фигуриста.Узнать, есть ли у него организаторские способности, пришлось в процессе подготовки Родниной и Уланова на первенство мира и Европы. Это были наши первые ласточки, а Еремин стал к тому времени начальником команды ЦСКА и помогал, обеспечивая учебный процесс армейцев, Станиславу Жуку. Впоследствии в школе ЦСКА, которую удалось создать усилиями Еремина, воспитывались Елена Водорезова (благодаря ей, кстати, эта школа сегодня получила второе рождение), Марина Черкасова, Сергей Гриньков.С должности руководителя Школы высшего спортивного мастерства института физической культуры на Сиреневом бульваре Еремина переманили на АЗЛК «Москвич», при котором существовала спортивная школа. Здесь он столкнулся с неожиданной проблемой: в ЦСКА приходили осознанно ребята, у которых уже выявили в той или иной мере талант к фигурному катанию, теперь же он мог дрогнуть под напором огромного количества неумех, а кататься, как мастера спорта, хотели все дети заводчан. Но данными для этого обладали немногие. И он придумал театр. Теперь тот, кто посильнее, шел в школу, а те, кому не хватало «спортивного характера», становился актером. Роль находилась каждому, и каждый мог ощутить счастье от причастности к миру искусства, да еще приобщившись к нему на льду. Эти ребята не стали профессиональными спортсменами, зато многие из них впоследствии танцевали в балетах на льду, благо их хореографическая подготовка это позволяла, выступали в цирковых представлениях, так как и акробатика в театре была на очень серьезном уровне. А еще тогда он ввел моду на семейное катание. Детище 1977 года – детский ледовый театр «Алеко» – живо по сей день, и, как говорит Еремин, ему это приятнее всего из того, что он создавал в своей жизни.Сегодня Анатолий Александрович – тренер в ледовом дворце спального района. Это и вовсе другой опыт: массовое катание.- Узнать, станет ли пятилетний малыш чемпионом, – говорит Еремин, – на первый взгляд невозможно. У кого-то физические данные получше, у кого-то характер покрепче, кто-то просто соображает быстрее. Только на семидесятом году жизни я узнал, что научить человека нельзя, а научиться можно. Я покажу красиво, как нужно, но делать-то им. Когда-то в школах ЦСКА, АЗЛК я отбирал из нескольких желающих лучших, сегодня ко мне идут ребята из соседних домов. И мне надо, чтобы они были хотя бы близки по уровню, поэтому я прошу родителей помочь своим детям выучить хотя бы, где у них левая-правая нога. Когда человек не уверен в своих знаниях, он начинает думать, тушуется, смущается, и в результате ему становится неинтересно. Когда знает, ему важно, чтобы красиво было. Я планирую их физическое развитие. Многим и говоришь, и показываешь, а результата никакого: то они не знают, с какой ноги ехать, так как родители им не объяснили, что есть правая сторона, а есть – левая. Я говорю родителям: «Выучить надо всего две позиции, ну помогите детям! Остальное я сделаю». Есть у меня девочка – хорошая, с прекрасными данными, но у нее такой характер – говоришь, а она пугается и внутренне закрывается. Спрашиваю: «Ты с мамой дома повторяла то, о чем мы говорили в зале?» – она в слезы, потому что – нет.- Когда моей дочери было три года, – вспоминает Анатолий Александрович, – а мы жили около «Локомотива», она захотела кататься на коньках. Пошли они с супругой на каток, меня там все знали, и ей разрешили рядом с группой кататься. Я супруге сказал: «Не учи ее ничему, чтобы не отбить охоту, пусть просто развлекается». А в марте они зовут: посмотри, чему научилась. И она и так, и эдак, и солнышком, и руки держит, как надо. Она смотрела, как дети делают, и повторяла за ними. А здесь и сам показываешь, и говоришь, и с сентября убеждаешь: учите руки – левая-правая, я не могу говорить «та нога», «эта», только левая-правая. Полгода прошло, еще не все выучили. От кого зависит? От родителей.На раннем этапе подготовки фигуриста самое главное – развитие физических качеств. Закладывать это нужно как можно раньше, а не в тот момент, когда уже на Олимпиаду ехать надо. К сожалению, многие залы не приспособлены для того, чтобы помимо выхода на лед в них были оборудованные залы для общефизической подготовки, прыжков на батутах, занятий на тренажерах, хореографии. Поэтому в нашей стране фигуристы-звезды, безусловно, есть (у страны с таким прошлым их не может не быть!), а вот школы фигурного катания – увы и ах. И конечно, результат не главное, но блистать по-прежнему ой как хочется! А для блеска не хватает чуть-чуть: комплексного физического развития на начальном этапе тренировок. Это избавит от перенагрузок в дальнейшем и позволит сохранить свое здоровье, станешь ли ты чемпионом или нет.
Комментарии