Для тех, кто не слышал о школе, спешим пояснить: это совместный проект Межрегионального клуба «Учитель года», «Учительской газеты» и Общероссийского Профсоюза образования, объединяющий победителей и лауреатов конкурса «Учитель года России» разных лет. Традиционно мероприятие называется «Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России», но из-за пандемии масштабная встреча учителей и учеников со всей страны, увы, пока невозможна… Поэтому съехались только педагоги. В 2021 году Летнюю школу принимали Тамбовский государственный университет, управление образования и науки Тамбовской области, Тамбовская областная организация Общероссийского Профсоюза образования.
Встреча!
С 5 по 12 июля для участия в Летней школе на загородной базе Тамбовского университета (Державинский кампус) собрались более 30 победителей и финалистов конкурса «Учитель года» из 21 региона России. Они давали занятия, мастер-классы и проводили интереснейшие полевые мастерские, делились педагогическим опытом, знакомились с достопримечательностями тамбовской земли. У каждого остались свои впечатления от этой встречи. Мы, представители краснодарской делегации, расскажем о наших.
Добрались до нужной точки на карте страны поездом. И тут же с корабля на бал – отправились на церемонию открытия в учебном театре Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина. Это было чудесно! Теплая атмосфера, объятия и улыбки давних друзей. Сама церемония была тожественной и красивой – зажигательные танцы, проникновенные песни, харизматичные ведущие. Завершилось открытие представлением делегаций с выносом флагов каждого региона. Участники летней школы получили приятный подарок – футболку с логотипом мероприятия.
Кроссенс, калиссон, метапредметность…
Всероссийская летняя школа позволяет учиться у известных педагогов – мастеров своего дела.
Настоящим событием стал мастер-класс абсолютного победителя конкурса «Учитель года России»-2006 Андрея Успенского. На нем рассматривались произведения футуристов в контексте фундаментального понятия «звук». Одна из идей Андрея Геннадьевича – увлекательная декодировка смысла художественных произведений литературы, музыки, живописи.
Этот подход был использован в серии мастер-классов «Классика. Разве это не про нас?» На первом занятии разговор шел о романе «Герой нашего времени», на втором был дан комплексный анализ романов «Обломов», «Что делать?», на третьем рассматривались полотна живописцев XIV-XV веков.
Еще один мэтр, поделившийся секретами мастерства во время Летней школы, – блистательный филолог Михаил Нянковский, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-1994. Педагогическая концепция Михаила Александровича опирается на принцип «Давайте читать внимательно!» – так и назывался его мастер-класс. Анализ прозы и поэзии возможен благодаря последовательному чтению текста и выделению ключевых слов, помогающих раскрыть истинное содержание произведения.
С большим удовольствием мы побывали на занятии «Единство в многообразии» Людмилы Бабкиной, абсолютного победителя конкурса «Учитель года Тульской области»-2015, учителя французского языка. Горьковатый запах прованских трав, легкий аромат лаванды, традиционные предметы французского быта перенесли нас в прекрасную европейскую страну. И не только туда. Казалось бы, такие далекие и разные регионы – Прованс и Горный Алтай, но сколько у них, оказывается, общего – культура, история, географические особенности. Удивительно! Участники мастерской составили букеты из прованских трав и приготовили традиционный французский десерт «Калиссон».
Интересные методы работы на уроке представила абсолютный победитель краевого конкурса «Учитель года Кубани»-2020, учитель русского языка и литературы Ирина Марюхина. На одном занятии произошла интеграция литературы и живописи: Ирина Андреевна показала, как, анализируя картины, понимать литературные произведения. На другом педагог рассмотрела актуальную в наши дни проблему – нарушение чистоты русского языка, девальвация и десакрализация слова. Участники Летней школы отметили мастерство и педагогический талант Ирины Андреевны, ее приемы взяли на вооружение даже преподаватели нефилологических дисциплин.
Много интересных находок подарил нам мастер-класс «Проектирование несуществующих производств» Владимира Головнера, лауреата конкурса «Учитель года города Москвы»-1997.
Универсальными приемами поделилась саратовский учитель истории и обществознания Татьяна Усова, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011. Ее мастер-класс «Теория решения изобретательских задач» был посвящен развитию воображения, мотивации детей к активной познавательной деятельности.
Многие педагоги большое внимание уделяли метапредметности. Ирина Фоменко, учитель химии, директор школы №12 города Новоалександровска Ставропольского края, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2009, на своих занятиях учила привлекать внимание школьников, удивляя их – технологией кроссенс, мемами…
Алексей Овчинников, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011, общее занятие посвятил трендам образования и вопросу целесообразности использования педагогических технологий.
Если отдых – то качественный
Ежедневно после учебы всех ждал полезный и увлекательный отдых – культурная программа, где участники могли пообщаться друг с другом в неформальной обстановке. В первый вечер мы знакомились. Всех поделили на десять межрегиональных команд. Второй вечер – командно-интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Еще одно запоминающееся мероприятие – командная викторина «Учимся квизу в Тамбове!».
Звонкий хохот, разливающийся по залу, подтвердил, что даже в интеллектуальной игре учителя сохраняют оптимизм и неисчерпаемую жизненную энергию. Четвертый вечер стал самым душевным. Начался он со спартакиады народов Летней школы. Команды соревновались в шести национальных играх различных регионов страны. Педагоги смогли раскрыть не только спортивный, но и творческий потенциал в процессе создания фотозоны под чутким руководством Ярославны Печеневской, финалиста Всероссийского конкурса «Учитель будущего».
Более сорока преподавателей учились слышать друг друга и творить сообща в мастерской «Поем каноном» вместе с Полиной Пятаковой, абсолютным победителем конкурса «Учитель года Кубани»-2021. Сердца участников тронул концерт Романа Волкова, победителя конкурса «Учитель года Рязанской области»-2001, на котором звучали песни как под гитару, так и а капелла.
Апофеозом Летней школы стал концерт межрегиональных коллективов. Несколько номеров представила в том числе делегация педагогов из Абхазии. Свою версию истории о трех поросятах рассказали преподаватели иностранных языков из разных регионов и Сергей Яровенко, лауреат краевого конкурса «Учитель года Кубани»-2021. Финальным номером программы, покорившим всех присутствовавших, стал танец прачек – традиционный пародийный номер, в котором участвуют только мужчины.
Итоги Летней школы подвели на круглом столе, где присутствовали ректор Тамбовского государственного университета Владимир Стромов, начальник управления образования и науки Тамбовской области Татьяна Котельникова, председатель Тамбовской областной организации Общероссийского Профсоюза образования Игорь Кочетов. И несмотря на то что встреча проходила, что называется, без галстуков, на ней весьма серьезно шла речь о дальнейшем сотрудничестве и совместной педагогической деятельности. Завершился вечер концертом инструментальной музыки под открытым небом и танцевальным интерактивом.
Конечно, самый трогательный момент всей Летней школы – прощание делегаций. Песня «Расстояния» Кати Чех, участницы межрегиональных экспедиций школьников России, давно ставшей взрослой, собрала нас в большой круг. Мы знаем, что любое расставание завершится встречей. Верим, что скоро это случится!
Анастасия КУЛИБАБА, Ирина МАРЮХИНА, Сергей ЯРОВЕНКО, Полина ФОМИНА, Ярославна ПЕЧЕНЕВСКАЯ, Андрей СЕМКЕ, члены клуба «Учитель года Кубани», Краснодарский край
Комментарии