search
main
0

Тамара РУМЯНЦЕВА, генеральный директор Фонда «Вольное дело»: Работе нужно задать направления

​Я считаю, что Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему, прилагаемый к ней Комплекс мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов не стали альтернативой Колмогоровскому проекту. Эти два подхода исходят из разных позиций: концепция – из макроуровня (национальная система образования), а проект – из микроуровня (школа, образовательное учреждение дополнительного образования, летняя школа, экспедиция). Концепция отражает видение управления образованием, проект – видение учителя, воспитателя, и интеграция этих двух позиций в единую систему координат представляется естественной и конструктивной. Есть сильные и слабые стороны обеих позиций, а также сопутствующие им риски.

Сильные стороны концепции – системность, масштабность, обоснование необходимости государственной поддержки олимпиадного движения, расширения тематики отборочных мероприятий и охвата ими детей, совершенствования содержания основного и дополнительного образования, развития системы подготовки педагогических кадров, создания и развития единой информационной и методической базы, обеспечение широкой доступности знаний и методик через создание национального портала, необходимость работы с семьями и участие общественности в организации работы с одаренными детьми. Риски этого подхода – это в первую очередь опасения в отношении ранней диагностики одаренности и правомочности самого термина «одаренность», что может представлять реальную угрозу для дальнейшего развития личности ребенка и его социализации. Вызывает опасения акцент на индивидуальную поддержку одаренных детей и отсутствие в концепции и комплексе упоминания о существующей и действующей на протяжении десятилетий практике работы с одаренными детьми в продвинутых общеобразовательных школах и других образовательных учреждениях. Создается впечатление, что концепция построена «в чистом поле», она практически игнорирует весь накопленный опыт, наличие школ, центров дополнительного образования, энтузиастов, имеющих за собой десятилетия работы с детьми. Она предполагает, что научные учреждения типа РАО получат госзаказ и с нуля создадут методически совершенную систему работы, основанную на научных исследованиях, методических рекомендациях и нормативных актах. Управление этой системой тоже будет выстроено по вертикали, воспроизводящей устройство национальной системы управления образованием. Это неприемлемый подход. Сильной стороной такого подхода в концепции можно считать его согласованность с этой системой, и в этом же сильнейшие риски формализации, обюрокрачивания, а также неминуемая опасность коррупции. Кроме того, ставится под угрозу само существование действующих механизмов работы с одаренными детьми, которая носила и носит главным образом инициативный характер и держится на энергии энтузиастов.Колмогоровский проект предлагает другой подход: развитие сети спецшкол на базе имеющихся продвинутых элитных школ (не стоит применять к ним названия «лицей», «гимназия», чтобы не нарываться на примеры девальвации этих названий) с использованием опыта многих десятилетий успешной работы с одаренными детьми.Тот же сетевой подход применяется и к другим важнейшим направлениям – созданию сети заочного, очно-заочного и дистантного образования, кадровой политике и развитию массовых форм обучения. Все направления этой работы также основаны на выращивании педагогических кадров, школ, общественных профессиональных объединений снизу, то есть фактически в парадигме гражданского общества, которое призвано дополнить государство там, где его институты менее эффективны. К рискам проекта можно отнести недостаточное внимание к институционализации взаимодействия инициативных групп, элитных школ и учреждений дополнительного образования с национальной системой образования и органами управления образованием. Таким образом, концепция и Колмогоровский проект не противоположны друг другу, а скорее перпендикулярны – у них взаимно не сводимые подходы, поэтому, по моему мнению, целесообразно включить в Комплекс мер по реализации Концепции целиком направления 1-4 из Колмогоровского проекта:     Направление 1. Создание сети специализированных школ (лицеев) для учащихся 10-11-х классов, проявивших способности.     Направление 2. Создание сети центров заочного, очно-заочного и дистантного образования.    Направление 3. Развитие массовых форм обучения, системы поиска и отбора способных школьников.    Направление 4. Кадровая политика.При этом необходимо согласовать получившийся документ стилистически и организационно, выделяя в этих направлениях сроки и исполнителей соответствующих мероприятий (при участии авторов проекта).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте