Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.
Максим Горький
Что общего между числами 2, 52, 802? А что объединяет города Мытищи, Брянск, Нижний Новгород, Москва, Липецк, Ейск, Нальчик, Саров, Арзамас? Уверен, что у вас родилось море ассоциаций, предположений. Ответ прост и очевиден: второй межрегиональный форум «Горьковская школа». 52‑й регион отметил 802‑ю годовщину рождения своей столицы, собрал педагогическую общественность из этих городов и создал образовательное пространство для профессионального педагогического общения. На открытии форума прозвучали прекрасные пожелания от соорганизаторов и участников первого форума, который, как и второй, тоже проходил в конце августа, но 2022 года. В прошлом году его содержание определили слова Максима Горького: «Человек может все – лишь бы захотел».
Прошел год… И форум вновь открыл свои двери для педагогов России.
Ирина Димова, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», выступая с видеоприветствием в режиме онлайн, сказала, что форум «Горьковская школа», в основе которого лежат высокие смыслы и важные ценности, обязательно будет жить, по-другому не должно быть! Он в хороших руках, его надо беречь! Спасибо автору идеи Людмиле Печниковой, спасибо тем, кто поддержал ее и взял проект под свое крыло, – Министерству образования и науки Нижегородской области, региональному центру «Вега», учителям года.
О деятельности клубного движения рассказала Светлана Ильина, председатель Всероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года», директор гимназии №3 Самары.
Ольга Петрова, заместитель министра науки и высшего образования РФ, в дистанционном режиме также поздравила всех участников с началом «Горьковской школы». Ровно год назад Ольга Викторовна открывала этот форум, она стояла у его истоков и, будучи тогда министром образования и науки Нижегородской области, многое сделала для запуска этого проекта, его развития и становления.
Прекрасным началом второго межрегионального форума «Горьковская школа» стало выступление мэтров конкурса – абсолютных победителей 1992 и 1993 годов, обладателей Большого хрустального пеликана Артура Зарубы и Олега Парамонова. Поэтическое настроение, высокая планка педагогического мастерства задали особую атмосферу, а исполнение «Учительского вальса» на стихи Ирины Львовой и музыку Артура Зарубы сопровождалось овациями, зал подхватил знакомые и близкие строки.
Далее работа шла в формате так называемых треков… по интересам. Один из них был посвящен участникам конкурсного движения – настоящим и будущим. Прекрасно осветила вопросы конкурсного и постконкурсного движения Ирина Димова. Поддержал почин Артур Заруба. На вопросы участников семинара отвечали Олег Парамонов, Мария Ахапкина и ваш покорный слуга. Получился открытый и важный разговор с теми, кто уже готовится к конкурсу – большому и важному проекту своей жизни, – и с теми, кто еще сомневается, размышляя о том, зачем и для чего им это нужно. Педагоги услышали важные посылы, и я уверен, что в результате они примут правильное решение. После этого трека участники подходили к нам и благодарили за идеи, радость общения. Судя по реакции и откликам, многие все-таки получили ответ на главный вопрос: «Участвовать в конкурсе или нет?»
Второй трек организаторы посвятили практико-ориентированному подходу в образовании. Блестящее выступление Алексея Овчинникова, победителя конкурса 2011 года, об интерактивных подходах в преподавании плавно перетекло в выступление учителя химии из Москвы Владимира Головнера, в котором он говорил о проектных методах в школьной и внешкольной практике. В активной форме были показаны преимущества, эффекты, результативность предложенных им подходов и технологий. Участники поддерживали разговор о важных проблемах современного образования, находили грамотные и профессиональные решения, разбирались в тонкостях и деталях повседневной работы учителя.
В третьем треке собрались наставники и организаторы муниципальных конкурсов. Оксана Тулупова на примерах и историях из собственного профессионального опыта донесла главные идеи, раскрыла проблемные зоны работы с конкурсным резервом. «Этот форум появился в нужное время. А то, что он, аккумулируя опыт, не побоюсь этого слова, великих педагогов, создает новую среду профессионального общения, – это уже прорыв в будущее», – сказала она.
Первый день завершился прогулкой по историческим и знаковым местам Нижнего Новгорода. Мы посетили площадь Минина, побывали в древнем Нижегородском кремле и у собора Александра Невского, полетали на воздушном шаре с Жюлем Верном, сфотографировались на стрелке Оки и Волги, согрели своим теплом Евстигнеева на пешеходной улице, поклонились мощам героя Минина и сделали селфи на фоне заката.
Второй день проходил в стенах Мининского федерального университета, в месте под кодовым названием «Точка кипения». Три просторные аудитории, расположенные в библиотеке, зоологическом музее и зоне коворкинга, названы в честь людей, прославивших Нижегородскую землю. Залы Нестерова, Кулибина, Евстигнеева были заполнены учителями с большой буквы. Начал день Аслан Кашежев, физик из Кабардино-Балкарской Республики, лауреат конкурса «Учитель года России»-2022. Победитель Всероссийского конкурса – телевизионного проекта «Классная тема», применяя актерские приемы и даже сольное пение, филигранно показал красоту научного познания. Очень важно не растерять те крупицы научного знания, которые веками формулировались в законы, не поддаваться лженаучным, абстрактным, событийным эмоциям. Аслан Зарифович затронул важную тему, связанную с научным потенциалом России, с проблемой того, что мы забываем наших великих ученых, изобретателей, мало знаем о выдающихся открытиях, которые изменили наш мир.
Михаил Пучков, министр образования и науки Нижегородской области, недавно приступил к работе в своей новой должности. Михаил Юрьевич по образованию физик, но, судя по его приветствию, ему близки и лирика, и искусство, и гуманитарные знания. В ответном слове Олега Парамонова и Артура Зарубы, наших титулованных учителей года России, прозвучали пожелания о том, чтобы на следующем форуме и сам Михаил Юрьевич показал мастер-класс по своей предметной области и присоединился тем самым к конкурсному движению. Такая идея явно пришлась ему по душе и вызвала позитивный отклик. Как и подарок от приглашенных на форум участников – министру вручили книгу «Окрыляющая педагогика», в которой ее автор Ирина Димова представила всю историю и ценностно-смысловые принципы самого известного в стране профессионального педагогического конкурса, рассказала о звездных учителях, которых он открыл, о широком послеконкурсном движении, охватившем сегодня практически все российские регионы. Председателю клуба «Учитель года Нижегородской области» Людмиле Печниковой, автору идеи проекта «Горьковская школа», человеку, благодаря которому он появился в этом регионе, я вручил свой подарок – символ нашего клуба «Учитель года Кубани».
Работа второго дня завершилась замечательными треками: «Биология. Химия. Физика», «Русский язык. Литература. Иностранный язык» и «Музыка. МХК. История. Начальная школа», в которых выступили лучшие учителя Нижегородской области. Запомнились мастер-классы химика Ольги Кругловой, Андрея Елисова, учителя истории и обществознания, Татьяны Замятиной, учителя русского языка и литературы, Оксаны Анисимовой, учителя истории.
После одного из треков Ольга Тилина не скрывала своих эмоций: «Для меня это точка удивительных совпадений. Артур Заруба исполнил песню, которую он написал на стихи Ирины Михайловны Львовой. Мы работали в Алатыре в соседних школах, я была на ее удивительных уроках. Олег Парамонов говорил о Маяковском, и это напомнило первые годы работы. Все тогда только Есенина любили, а Маяковского не жаловали. Андрей Елисов с притчей о голой правде тоже вызвал воспоминания о прошлом. Как давно, в 90‑х, слушали Высоцкого! Проигрыватель и пластинки. Словом, это было возвращение в прошлое. Но яркое, настоящее. А ночью приснилась школа. Так хорошо. Такое будущее!»
«Спасибо вам за интересные мастер-классы, полезные замечания и советы. Мне тоже очень интересна связь обучения с жизнью, я бы с удовольствием ознакомился подробнее с вашими опытом и авторскими методиками» – такие слова написал Николай Вихарев, учитель физики.
Екатерина Куваева, участник форума, произнесла: «Благодарю за ваш опыт, полезный и нужный, потрясающе увлекательный! Спасибо за новые мысли, идеи и подходы! Спасибо за прекрасную атмосферу! Время пролетело как один миг. Как прекрасно, что есть возможность учиться у талантливых педагогов! Очень ждем вас вновь в Нижнем Новгороде!»
На форуме, главным организатором которого был региональный центр «Вега» (его основная деятельность связана с выявлением и развитием талантов у детей и молодежи), были представлены и такие направления, как система подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам, внеурочная и внешкольная деятельность и проблемы и возможности сильного ребенка в классе.
Главным подарком для всех нас стала поездка в Дивеевский монастырь – место духа и силы. Завороженные и одухотворенные, мы передвигались от одного храма к другому, прикасались к мощам святых, прошли крестным ходом по Канавке. В заключение посетили святой источник целителя Пантелеимона.
Перед отъездом из Нижнего Новгорода успели побывать на площади Максима Горького. Прочитали подсвеченную на фоне ночной темноты цитату «Учитесь у всех, не подражайте никому», что полностью соответствует той миссии, которая была у участников этого замечательного межрегионального форума.
P.S. «Идея «Горьковской школы» – связь традиций и современности – актуальна и находит подтверждение в наших судьбах. И мы должны об этом рассказать молодым педагогам и поверить в них, услышать их так, как нас когда-то. И не прервется времен связующая нить. Я рада тому, что мы сегодня настроили педагогов на творческую и талантливую волну» – эти слова Людмилы Печниковой стали своеобразным заключительным аккордом, подвели итог этому великолепному событию. Знаю, что оно надолго останется в памяти и в душе каждого из нас, его участников, от лица которых хочу сказать огромное спасибо тем, кто оказался причастным к рождению самой идеи, к организации межрегионального форума «Горьковская школа», к его продвижению и развитию, – Ольге Петровой, Людмиле Печниковой, Ирине Зиновьевой, Ирине Кизиловой и всем-всем нижегородским учителям!
Андрей СЁМКЕ, заслуженный учитель Кубани, учитель физики и астрономии школы №19 пос. Степной, Краснодарский край, фото автора
Комментарии