Тема развития дополнительного образования, которое в этом году отмечает 95‑летний юбилей, сегодня особенно актуальна. С сентября по ноябрь проводятся конференции и совещания на уровне федеральных округов по проблемам дополнительного образования детей. А на 1-4 декабря намечена Всероссийская конференция в Москве, организаторами которой выступают Минобрнауки РФ и Общероссийский профсоюз образования.
Среди важнейших целей зарождающегося в начале прошлого века дополнительного образования была ликвидация неграмотности, и еще молодое советское правительство хотело отвлечь детей от улицы, дать начальные профессиональные навыки, привить любовь к творчеству. Первое учреждение дополнительного образования – станция юных любителей природы – появилось в 1918году. Учреждение сохранилось до сих пор, теперь это Федеральный детский эколого-биологический центр. В том же году была открыта художественная студия для детей работников Путиловского завода в Ленинграде, где ребята занимались танцами, играли в духовом оркестре.В сороковых годах сеть внешкольных учреждений в СССР значительно разрослась, среди них были учреждения просвещения, культуры, морского флота, профсоюзов и так далее. А с 1992года в соответствии с принятым законом об образовании начался процесс преобразования системы внешкольной работы в систему дополнительного образования детей.О том, как будет проходить модернизация дополнительного образования в ближайшие годы, а также о сегодняшних проблемах этой сферы участникам Всероссийского семинара-совещания рассказал начальник отдела Департамента государственной политики в сфере воспитания детей Минобрнауки России Владимир Львович Нарышкин:«Наша инициатива проведения окружных мероприятий, посвященных дополнительному образованию, в первую очередь связана с необходимостью его модернизации. Характер запланированных мероприятий очень разный: форумы, конференции, совещания, но везде будет идти серьезный разговор о дополнительном образовании.В каком состоянии оно находится сегодня? В целом в системе образования страны за последний год число учреждений допобразования несколько сократилось, особенно технического и краеведческого профиля, при этом заметно увеличение количества учреждений художественной направленности. Это связано и с тем, что ситуация с бюджетом в большинстве субъектов РФ весьма плачевная. При этом на 2,8 процента увеличилось количество интегрированных учреждений. Возрастание количества одних учреждений и уменьшение других связано с интеграционными процессами в региональных и муниципальных системах образования, объединением однопрофильных учреждений: станций, центров, школ в многопрофильные. Хотя вопросы реорганизации решает учредитель, наше министерство настаивает на том, чтобы при реорганизационных процессах направления деятельности дополнительного образования не исчезли как таковые.Радует то, что показатели предоставления услуг дополнительного образования качественно улучшаются. Мы имеем в виду сохранение контингента воспитанников, процент ребят, которые являются призерами в олимпиадах, соревнованиях, фестивалях. Также возросло число родителей, удовлетворенных уровнем дополнительного образования. Эта цифра по сравнению с предыдущими годами выросла на 4,5 процента.Меняется время, меняются интересы детей, но особенная деликатность дополнительного образования остается: по-прежнему насильно увлечь в нее ребенка мы не можем. Можно только создать условия для того, чтобы сфера дополнительного образования была привлекательна, интересна и полезна не только для ребенка, но и для родителя.Хорошо, что высшее руководство страны обратило на нашу сферу пристальное внимание. Появился Указ Президента РФ №599, в котором заложено два очень важных момента. Во-первых, количество детей, охваченных программами дополнительного образования, к 2020году должно увеличиться до 70-75 процентов. Во-вторых, в указе говорится о передаче полномочий по предоставлению дополнительного образования с муниципального уровня на региональный. Субъектам Федерации предложено два варианта: взять на себя полное финансирование учреждений дополнительного образования или частичное. Имеется в виду заработная плата работников, учебники, учебное оборудование, а расходы по содержанию зданий остаются на муниципалитетах.Девяносто процентов субъектов РФ высказались за частичную передачу полномочий. Мы ясно осознаем, что вопрос о передаче полномочий без серьезных «инъекций» со стороны федерального бюджета решить весьма проблематично. В связи с этим в течение года прорабатывался вопрос о выделении субсидий из федерального бюджета, проводились совещания на уровне Правительства РФ, были сделаны доклады президенту. Но пока вопрос решается. Мы рассматриваем нашу систему дополнительного образования как очень важный ресурс в работе по выявлению и поддержке талантливой молодежи. Конечно, возможности у регионов разные. Поэтому финансовые вливания для выравнивания системы дополнительного образования очень важны.При благоприятном решении вопроса средства федерального бюджета будут предоставляться в виде субсидий регионам на три цели: улучшение материально-технической базы учреждений дополнительного образования (особенно это актуально для учреждений технической направленности), на капитальный ремонт учреждений или даже на строительство и на повышение квалификации педагогов – это обязательное условие модернизации системы дополнительного образования.Работников дополнительного образования, конечно, волнует вопрос повышения заработной платы. Несмотря на то что в майских указах Президента России эта категория педагогов не предусмотрена, есть великолепный Указ Президента РФ от 1июня 2012года №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017годы». Там прописано доведение средней заработной платы педагогов дополнительного образования до уровня средней зарплаты учителей в регионе».Как отметила заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова, есть еще программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда, которая по распоряжению Правительства РФ разработана Минтрудом. В ней содержатся целевые показатели, где отношение оплаты труда педагога дополнительного образования к учительской зарплате конкретно определено по годам: в этом году оно должно составить 75 процентов. Профсоюз внимательно наблюдает за тем, как регионы выполняют этот целевой показатель.Хорошим подспорьем для развития системы допобразования стала «дорожная карта». Это документ, в котором предусмотрены обязательства двух сторон: Федерации и субъекта РФ. В настоящее время в Минобрнауки есть «дорожная карта» для каждого региона. Там расписано, какие действия будут предприняты по улучшению ситуации в системе дополнительного образования детей и в какие сроки.«В прошлом году мы создали рабочую группу, пригласили Минкультуры, Минспорта, у которых есть свои учреждения допобразования, а также представителей профессионального сообщества, ведущих российских вузов и приступили к разработке Межведомственной программы развития дополнительного образования детей до 2020года. После того как программа была создана, мы направили ее во все субъекты РФ. Большое спасибо всем, кто внимательно отнесся к этой теме и прислал свои предложения. В настоящее время программа доработана. Кроме концептуальной части она содержит перечень мероприятий по совершенствованию финансирования, нормативной базы и развитию новых форм дополнительного образования, – проинформировал Владимир Львович. – Сейчас формируется Межведомственный совет по дополнительному образованию и воспитанию детей. В нем будут представлены все министерства и ведомства, которые имеют отношение к этой сфере, включая Минобороны, МЧС, Роспотребнадзор.Если обрисовать динамику охвата детей дополнительным образованием, то в 2013году он должен увеличиться до 59 процентов, в следующем – до 62 процентов, а в 2020году должны быть достигнуты плановые 75 процентов. Хочу обратить внимание, что эти цифры касаются не только отрасли образования. Они относятся и к учреждениям культуры, спорта и так далее.Нужно понимать, что охват программой дополнительного образования отнюдь не ограничивается самим учреждением дополнительного образования. Есть внеурочная деятельность, которая предусмотрена в школе. Мы в эту компетенцию вмешиваться не можем. Ряд субъектов взяли на себя смелость и очень мягко в рекомендательных письмах посоветовали 4-5часов из этих 10 выделять именно на программы дополнительного образования, а не на подготовку к экзаменам и факультативы.Программы дополнительного образования реализуются также в высших учебных заведениях. И вузы на это с большой охотой идут, потому что так они привлекают будущих студентов.Для того чтобы эффективно реализовать Указ Президента РФ №599, Минобрнауки подготовило несколько проектов методических рекомендаций и направило их для обсуждения в субъекты РФ. Среди них проект методических рекомендаций по решению задачи увеличения числа детей, охваченных услугами допобразования. Еще один документ – «Примерные направления по разработке показателей эффективности деятельности образовательных организаций дополнительного образования». Там есть показатели эффективности для организации, руководителя и педагога. Они носят рекомендательный характер, поэтому регионы могут взять их за основу, а могут и не брать.Есть проект методических рекомендаций по минимальной оснащенности учреждений дополнительного образования. Подготовлены также предложения по порядку проведения самообследования образовательной организации – это тоже злободневная тема. Благодаря самообследованию можно определить, что представляет собой учреждение: насколько оно заметно на общественном поле, как изучается мнение родителей и так далее. Также мы подготовили методические рекомендации по расчету стоимости услуги по дополнительному образованию. Эти рекомендации мы тоже направим в субъекты РФ.В стадии завершения интересный проект – создание банка программ дополнительного образования в целом по стране. Это будет интерактивная карта России в привязке к программам допобразования».Ежегодно Минобрнауки проводит профессиональные конкурсы, цель которых – поднять социальный статус педагога дополнительного образования и вместе с тем дать возможность лучшим педагогам попробовать себя на общероссийском уровне. Раз в два года проходит конкурс авторских программ педагогов дополнительного образования детей. Следующий, юбилейный, состоится в 2014году.В этом году в Санкт-Петербурге проводится традиционный конкурс «Сердце отдаю детям». Его участников ожидает сюрприз, который готовят российские космонавты. Пока он держится в строгом секрете. Дело в том, что практически все космонавты – это выходцы из дополнительного образования, бывшие кружковцы.Владимир Нарышкин обратил внимание коллег из региональных министерств на то, что педагогов дополнительного образования нужно продвигать, создавать стимул для их профессионального роста. Если не получается стимулировать деньгами, то давать возможность проявить свое творчество на конкурсах: помочь с организацией, хотя бы частично покрыть материальные издержки, связанные с поездкой.«В этом году из 14 регионов на конкурс «Сердце отдаю детям» не поступило ни одной работы. Не верится, что там нет талантливых педагогов, просто их никто не поддержал».В заключение глава департамента отметил большое значение совместной работы Министерства образования с профсоюзом: «Мы искренне надеемся на ее дальнейшее продолжение, потому что вопросы планирования рабочего дня, коллективных договоров и многих других аспектов, которые касаются сферы дополнительного образования детей, наиболее успешно решаются совместными усилиями».
Полосы подготовила Наталья ВОРОНИНА
Комментарии