Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Талия ХАБРИЕВА, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: Идеальных законов не бывает. Тем более в образовании

Учительская газета, №22 от 30 мая 2017. Читать номер
Автор:

– Талия Ярулловна, чем занимается ваш институт?- Сфера деятельности института достаточно широка. Прежде всего в соответствии с уставом на институт возложено участие в подготовке планов законопроектной деятельности Правительства РФ и проведение научной правовой экспертизы проектов федеральных законов. Также осуществляется научно-правовое обеспечение деятельности правительства и других высших органов государственной власти. Институт ежегодно готовит более 1300 экспертных заключений и аналитических материалов.

В соответствии с решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 16 февраля 2011 года наш институт также осуществляет функции междисциплинарного центра по координации научного и учебно-методического обеспечения противодействия коррупции.Институт развивает научные связи с научными учреждениями, а также высшими учебными заведениями нашей страны и других государств.В интересах дальнейшего развития отечественной правовой науки мы постоянно уделяем внимание формированию молодых научных кадров. В институте активно действует совет молодых ученых. Ежегодно проводится международная школа-практикум молодых ученых-юристов, в которой участвуют молодые юристы научных и учебных юридических центров России и зарубежных стран.Мы ведем прием в очную и заочную аспирантуру. У нас действуют четыре диссертационных совета, которым предоставлено право проводить защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора юридических наук.Институт предоставляет широкий спектр консультационных услуг, включая подготовку правовых заключений и экспертиз для представителей малого, среднего и крупного бизнеса.- Ведете ли вы анализ законодательства и практик правоприменения в образовательной сфере?- Да, этому вопросу всегда уделялось большое внимание. Первые теоретические разработки в данной области – заслуга ученых, работавших в институте в конце 90-х – начале 2000-х годов, – Владимира Михайловича Сырых, Владимира Ивановича Шкатуллы, Валерия Никаноровича Зенкова.Сегодня специалисты института не только осуществляют экспертную деятельность по вопросам законодательства в области образования, но и проводят соответствующие научные исследования. В 2015 году у нас вышло монографическое исследование «Образовательное законодательство России. Новая веха развития». Годом ранее была опубликована монография «Реформа науки и образования: сравнительно-правовой и экономико-правовой анализ», а в 2010 году – научно-практическое пособие «Негосударственные образовательные организации: правовые аспекты деятельности». Мы активно взаимодействуем и с Министерством образования и науки РФ.- Новый Закон «Об образовании в РФ» подавался в свое время как передовой, охватывающий все ключевые вопросы динамично меняющейся образовательной сферы, созданный при активном участии профессионального сообщества… На ваш взгляд, этот документ близок к идеалу?- Работа над новым Федеральным законом «Об образовании в РФ» длилась более трех лет. За это время проект закона прошел не только многочисленные экспертные обсуждения, но и общественные слушания в Интернете.Я думаю, здесь стоит отметить следующее. Во-первых, новый закон урегулировал права педагогических работников, их обязанности и ответственность, были установлены дополнительные гарантии в части оплаты труда; во-вторых, были предоставлены гарантии и родителям учащихся: сегодня они действительно полноценные участники образовательного процесса; в-третьих, в документе прописано правовое положение индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность; в-четвертых, сопоставляя положения Конституции РФ и нового закона, мы видим, что общее образование и первый уровень профессионального образования были закреплены как гарантированно бесплатные.Возвращаясь к вашему вопросу… У меня возникает встречный: а возможно ли вообще создать идеальный закон? Думаю, что утвердительно на этот вопрос смогут ответить только те, кто проявляет правовой идеализм и надеется на то, что будет разработан нормативный акт, который решит разом все проблемы в образовании. Динамичность образовательной сферы неизбежно диктует потребность в многочисленных нововведениях. Нам, например, так и не удалось ввести в действие образовательный кодекс, хотя работа над этим документом шла очень активно. Образовательные кодексы имеются в правотворческой практике других стран, к примеру во Франции. Существует и Модельный образовательный кодекс для государств – участников Содружества Независимых Государств, а в Беларуси в 2011 году принят Кодекс об образовании, в 2014-м – Кодекс Республики Молдова об образовании. Вместе с тем действующий закон об образовании в нашей стране – это комплексный акт, в обсуждении которого приняли участие огромное количество людей, и он, безусловно, заслуживает уважения!- Талия Ярулловна, что сегодня остается не до конца отрегулированным в образовательной сфере страны с точки зрения закона?- По мнению наших ведущих специалистов, часть этих неурегулированных проблем – это наследие прошлого законодательства, но многие другие – результат кардинальных реформ в образовании, закрепление которых произошло посредством нового федерального закона.Пример первых – необходимость модернизации института целевой подготовки при получении высшего образования, вторых – несовершенство регулирования обучения в аспирантуре с точки зрения сочетания интересов при занятии научной деятельностью и образовательным процессом или поиск оптимальных механизмов реализации принципа инклюзивности образования.Нуждаются в совершенствовании механизмов нормативного регулирования и отдельные аспекты Закона «Об образовании в РФ». Так, например, не представляется возможным полностью реализовать на практике требование информационной открытости (ст. 29 Закона «Об образовании в РФ»), согласно которому образовательная организация обязана размещать в Интернете определенную информацию, в том числе сведения о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года, о педагогических работниках и т. д. Кроме того, требует осмысления вопрос о возможном нарушении режима персональных данных физического лица – педагогического работника и как следствие привлечения к административной ответственности образовательной организации.Исключительно важной проблемой является заложенная в закон идея конфликта интересов педагогического работника. Это ситуация, когда у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей. Много неурегулированных вопросов, как я уже сказала, и в отношении третьего уровня высшего образования – аспирантуры. Она фактически стала конкурировать с магистратурой, например, по предложенным компетенциям, которые необходимо сформировать у обучающихся согласно ФГОС.- Наше образовательное законодательство принципиально отличается от зарубежного?- Мне бы не хотелось так прямо противопоставлять. Во-первых, формируются некоторые общие модели, а во-вторых, идут постоянное сотрудничество между государствами в сфере образования и обмен правовым опытом, правовыми механизмами, показавшими свою эффективность.Существенные, концептуальные отличия выделить сложно. Как правило, основной формой закрепления права об образовании служит закон, реже вопросы образования регулируются на уровне ведомственных актов. В некоторых странах особое место занимают нормативные акты регионального уровня, тогда как федеральное законодательство играет лишь направляющую роль, регламентирует ключевые моменты управления и функционирования системы образования в Федерации.В скандинавских странах внимание законодателей уделяется прежде всего дошкольному и начальному обучению, преимущественно являющемуся частью начальной школы, затем послешкольному, но не высшему, а среднему профессиональному обучению и образованию, расширяющему общий кругозор взрослого населения.- Есть ли в зарубежном законодательстве удачные моменты, которые стоит обдумать и после адаптации внедрить в отечественную практику?- Говоря об удачных моментах, хочется отметить, что если в части института целевой подготовки нам приходится ориентироваться на собственный опыт, то в части обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья нужно помнить о богатой практике зарубежных стран, где данный принцип начал внедряться достаточно давно и успешно.Занимаясь сравнительно-правовыми исследованиями в данной области, специалисты института пришли к выводу о схожести систем образовательного законодательства в странах СНГ, ЕАЭС, наличии общих тенденций и проблем, а также о том, что действующий Закон «Об образовании в РФ» является действительно передовым с позиций законодательной техники и процесса подготовки нормативным правовым актом. Принятие этого закона повлекло за собой значительные изменения в системе российского образовательного законодательства. Они не сводятся лишь к количеству отмененных актов (более 100 актов и отдельных норм), хотя и это чрезвычайно важно.Кстати, в последние годы в практике зарубежного законотворчества все чаще критерием эффективности деятельности органов с нормотворческими полномочиями считается не количество принятых актов, а количество отмененных или укрупненных актов (вместо нескольких – один).  Этот процесс и его последствия весьма позитивны и состоят как в оптимизации нормативного массива, так и в решении проблем неполноты, противоречивости и дублируемости норм.- Притча во языцех дня сегодняшнего – нетрудоустроенный выпускник юридического факультета. Кто в этом виноват?- Ставить вопрос о том, кто виноват, наверное, слишком радикально. Решение вопроса трудоустройства – это всегда поиск баланса между системой образования и потребностями экономики.Современное юридическое образование зачастую подвергается критике. Тем не менее потребности российского общества в профессиональных юристах, да и просто в юридически грамотных людях в ходе дальнейшего экономического развития будут только возрастать. Наш институт уделяет большое внимание качественному и разнообразному юридическому образованию, реализуя программы магистерской подготовки «Корпоративный юрист», «Юрист в международном праве», «Правовая служба в органах государственной власти» и «Юрист в сфере публичных финансов».Разумеется, рынок труда сегодня тоже предъявляет свои требования, но, на мой взгляд, принципиально важно наличие у выпускника глубоких, фундаментальных знаний, а самое главное, формирование активного, творческого, критичного сознания, широкого кругозора, способности к самостоятельному постижению нового. Я убеждена, что только такой юрист сможет в дальнейшем быстро адаптироваться к быстрым и непредсказуемым изменениям требований к качеству труда, к вызовам современной экономики. – Как в таком случае эффективно учить будущих юристов?- Тут важно понимать, что имеется в виду под эффективностью. Профессия юриста достаточно консервативна, и не случайно юридический факультет является составной частью любого классического университета. Современный образовательный стандарт по юриспруденции является весьма либеральным, это предоставляет право образовательной организации самой определять целевые установки и качество юридического образования. Поэтому главное в подготовке будущих юристов – сочетание классических подходов юридической школы с современными потребностями правового оформления жизни общества. Здесь достаточно тонкая и подвижная грань. – Нужно ли уже в вузе будущему юристу задумываться о специализации, чтобы затем, скажем, грамотно работать в образовательной или иной специфической отрасли? Или получаемые знания обычно универсальны и хорошо применимы в любой сфере?- Универсализация и специализация – две стороны одной медали образования. Хорошему специалисту не обойтись без фундаментальных знаний в своей профессии, ведь они формируют основу самого мышления, умение выйти за рамки чисто практических задач и предложить новые решения нестандартных задач. С другой стороны, специализация помогает увидеть конкретную проблему во всех деталях и найти практическое решение. Современный мир предполагает постоянное обновление знаний и повышение своей квалификации, как общетеоретической, так и прикладной.При этом, конечно, хотя всегда и везде будут нужны узкие специалисты, но хороший юрист – это юрист, имеющий прежде всего глубокие теоретические, исторические знания. Именно они дают такое качество, как системный взгляд на вещи, позволяют осваивать новые узкие специализации как во время обучения, так и после окончания вуза.- А образовательным организациям нужны сегодня свои юристы? Допустим, школе? Или современные директора сами в состоянии решать многие вопросы по этому профилю?- Законодательство в образовании сегодня меняется весьма динамично, поэтому директору школы достаточно сложно в силу высокой нагрузки решать многие правовые вопросы деятельности организации. Конечно, руководитель или его заместители могут самостоятельно подойти к решению юридических проблем, но тогда могут возникнуть риски несоответствия принимаемых решений действующему законодательству. Важно также отметить, что форма оказания юридической помощи может быть различной, например, отдельная должность в штатном расписании или привлечение практикующего специалиста со стороны.В свое время большой коллектив сотрудников института во взаимодействии с Минобрнауки России изучали опыт применения Федерального закона «Об образовании в РФ», анализировали не только федеральные акты и акты субъектов, но и локальные нормативные акты образовательной организации. И на основе изучения практики пришли к выводу, что образовательным организациям нужны юристы, особенно в тот период, когда менялись уставы школ, появились новые требования к содержанию образования и организации образовательного процесса. На мой взгляд, не всегда у каждой школы должен быть свой юрист, но у органов местного самоуправления должен быть штат юристов, обслуживающих нужды находящихся в их ведении образовательных организаций.Кроме того, сегодня во многих школах активно работают школьные омбудсмены. В некоторых регионах их называют уполномоченными по правам участников образовательного процесса, например, в Москве и Московской области. Они занимаются вопросами защиты прав детей. Но этого мало, чтобы школа работала комфортно и на развитие. Нужны те, кто поможет ей грамотно выстраивать свою стратегию образовательного лидерства в городе, в регионе или стране, оказывать образовательные услуги, становится центром интеллектуального лидерства. А здесь необходимы многочисленные мероприятия, без юриста не обойтись.К тому же не всегда обучение в школе проходит для ребенка в спокойной обстановке без трудностей и конфликтов. Часто возникают проблемы с другими учениками и учителями, но не потому, что с вашим ребенком что-то не так, а по причинам, нередко не зависящим от вас и вашего ребенка. Он может быть не таким активным, как остальные, застенчивым или просто неконфликтным. Другие дети могут его задирать или оскорблять, учителя могут выражать недовольство его неуспеваемостью или какими-то аспектами его характера и поведения некорректными способами. В таких вопросах оказать помощь может именно компетентный школьный юрист.- Что директор должен знать в первую очередь, чтобы школа не попала в беду,   в юридическом смысле, если нет возможности прибегнуть к помощи специалиста с профильным образованием?- Универсальный рецепт предложить сложно. Но для директора важным общим правилом должно стать знание основ Закона «Об образовании в РФ» и внимательное отношение к текстам подписываемых им документов.Важно, чтобы руководитель образовательной организации повышал свою квалификацию не только как учитель-предметник, но и как лицо, непосредственно применяющее на практике нормы законодательства РФ об образовании. У института есть опыт проведения подобных мероприятий, специальные программы дополнительного профессионального образования, ориентированные на повышение уровня юридической грамотности лиц, участвующих в управлении образовательными организациями, научные издания и штат специалистов.В любом случае, еще раз повторю, важно помнить, что настольной книгой любого директора школы должен быть федеральный закон, а еще лучше – в комплекте с научно-практическими комментариями к нему. В таком случае, даже если нет возможности воспользоваться услугами специалиста, риск совершения неверных действий будет сведен к минимуму. Досье «УГ»Талия Ярулловна Хабриева – директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, вице-президент Российской академии наук, академик РАН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации и Республики Татарстан.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту