search
main
0

Талисман от Карла Клауса. Юные химики штурмовали научные вершины

Мы начинаем серию публикаций, рассказывающих о заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Примечательно, что этот этап по предметам проходит в различных городах России. Сегодня мы рассказываем, как проходила олимпиада по химии в Казани.

Досье «УГ»Победителями Всероссийской олимпиады школьников по химии сталиУченики 9-х классовИлья Устинович (Челябинская область),Кирилл Петрюков (Санкт-Петербург),Дмитрий Пашментов (Вологодская область).Ученики 10-х классовИгорь Плохих (Курская область),Даниил Голубенко (Белгородская область), Кирилл Копылов (Кировская область).Ученики 11-х классовКирилл Суховерков (Барнаул),Владислав Курилин (Москва),Александр Кочнев (Пензенская область),Александра Зима (Новосибирская область),Георгий Адымов (Москва),Максим Никулин (Магнитогорск),Даниил Хохлов (Санкт-Петербург),Владимир Низнанов (Коми),Василий Перепелкин (Удмуртия).Все победители получили дипломы, медали и галстуки, а единственная девушка – косынку с изображением химических элементов. На основе списка победителей олимпиады будет составлена сборная России, которой предстоит защищать честь страны на Международной менделеевской олимпиаде в конце апреля в Баку. Также были оглашены составы команд для подготовки к зимней и летней всемирным олимпиадам школьников по химии.

Комментарий «УГ»Экспертное мнениеОльга БЫСТРОВА, доцент кафедры неорганической химии КГУ, ответственная за проведение экспериментального тура среди учеников 9-го класса, член жюри:- Как проходил экспериментальный тур? Каждый участник получал задание с условием: используя конкретное оборудование и реактивы, провести небольшую научно-исследовательскую работу. Пользоваться можно лишь таблицей Менделеева, вся остальная информация должна быть в голове. Условия заранее не известны никому, поэтому ребята должны были сначала исследовать вещества, потом найти состав, формулу. Тур длится пять часов. Обычно все это проходит очень интересно, многие участники любят эксперименты. Химия – наука живая. Из-за того что каждая задача многоплановая и имеет много решений, путь открыт для самостоятельного поиска. Поэтому каждый раз мы получаем оригинальные способы решения.Марат ЗИГАНШИН, доцент кафедры физической химии химического института имени Бутлерова КГУ:- Я уже 10 лет вхожу в состав жюри республиканской олимпиады по химии. Да и сам тоже в свое время был участником олимпиад, поэтому понимаю, насколько большую роль они играют в формировании будущего ученого. Что хотелось бы пожелать учителям, которые готовят ребят к олимпиадам? Самое главное – не забывать об общей эрудиции. Нужно не только натаскивать на решение задач, но и работать над повышением общего уровня, над расширением кругозора. Ведь в олимпиаде вопросы разные. Не обладая эрудицией, знаниями по истории, на них не ответишь. А перспективы у одаренных ребят хорошие. Сам я занимаюсь физикохимией высокомолекулярных систем, включая наносистемы – это одно из самых передовых направлений. Сегодня существует колоссальное количество возможностей для людей, увлеченных наукой, – прежде всего это система грантовой поддержки. Кроме того, организуются государственные контракты на разработку того или иного направления. Учителя могут и должны ориентировать своих учеников на поиск, интеллектуальное и творческое самовыражение – ведь в этом подлинное, а не призрачное счастье.

В дни весенних каникул в Казани проходил финал Всероссийской олимпиады по химии. В нем приняли участие 225 школьников – победителей региональных этапов из 65 краев и областей России. Поскольку в этом году была принята рейтинговая система (то есть на Всероссийскую олимпиаду могли приехать не только абсолютные победители в своем регионе, но и все, набравшие необходимое количество баллов), делегации были неравноценными по количеству представителей. Так, например, Санкт-Петербург представляли 9 участников, Курган и Иваново – только по одному, из Иркутской области приехали трое ребят, из Республики Коми – сразу 4, Магнитогорск и Вологда прислали по 5 финалистов. В состав жюри вошли 25 ученых, представляющих химические кафедры Московского, Казанского, Курского и Новосибирского университетов и Российского химико-технологического университета имени Менделеева. Председателем жюри стал доктор химических наук, заведующий кафедрой физической химии Казанского университета профессор Борис Соломонов.

Церемония открытия олимпиады проходила в актовом зале Казанского государственного университета – одного из старейших вузов страны, выпускниками которого были видные деятели науки и культуры. Первым юных химиков приветствовал исторический персонаж – профессор Казанского университета, основатель знаменитой Казанской химической школы Карл Клаус, открывший в 1844 году 44-й элемент периодической системы Менделеева рутений. «Пусть этот элемент станет в эти дни вашим талисманом», – напутствовал он участников. Перед ребятами выступили декан химфака МГУ академик РАН, доктор химических наук Валерий Лунин, кстати, призер первой Всесоюзной олимпиады школьников, проходившей в 1967 году в Днепропетровске, и ректор Казанского государственного технологического университета Герман Дьяконов. Они рассказали не только об истории олимпиад и былых достижениях российских ученых, но и о перспективах развития химической науки, о направлениях, в которых, возможно, будут двигаться сегодняшние победители научных состязаний.

Министр образования и науки Республики Татарстан Альберт Гильмутдинов, приветствовавший почетных гостей, отметил, что Казань не случайно уже в пятый раз за всю историю олимпиад принимает юных химиков: «Именно здесь, в Казани, были заложены основы неорганической химии, здесь трудилась династия Бутлеровых, здесь развилась мощнейшая научно-производственная база отечественной химической промышленности. Казань и сегодня является передовым научным центром». В заключение министр пожелал успехов всем участникам и выразил надежду на то, что программа, предложенная хозяевами олимпиады, и сама Казань понравятся гостям. Вся церемония открытия была пронизана неповторимым национальным колоритом: звучала татарская музыка, танцевали девушки в национальных костюмах, а под конец каждый гость получил подарок – коробочку чак-чака, излюбленного национального десерта.

Программа олимпиады была насыщенной и разнообразной. Гости смогли не только принять участие в теоретическом и экспериментальном турах, но и увидеть достопримечательности Казани, посетить знаменитый Раифский заповедник. Для олимпийцев были подготовлены концертные программы с участием творческих коллективов Казани, как школьники, так и педагоги смогли увидеть лучшие казанские школы, гимназии и лицеи. Несмотря на плотный график, все гости успели подышать свежим воздухом соснового бора (проживание было организовано в загородном профилактории). Но все же главным, как и всегда на подобных встречах, было знакомство и общение с единомышленниками: обмен опытом и мнениями по самым важным вопросам современного образования. Педагогам было о чем рассказать друг другу. Все без исключения с болью говорили, что олимпиада на сегодняшний день осталась единственной формой работы с одаренными детьми, в то время как существующая образовательная система, и в особенности ЕГЭ, рассчитана не на развитие мышления, а на натаскивание – тупое следование готовому алгоритму. Такой подход убивает интерес к научному исследованию, поскольку оно прежде всего требует от ребенка нестандартного мышления. Многие жаловались на сокращение часов на предметы естественно-научного цикла, в частности по химии. За два отведенные программой часа невозможно дать прочные основы мировоззрения, весьма сложно даже заинтересовать химией. И тут нельзя недооценивать роль учителя. В тех регионах, где работе с одаренными детьми уделяется должное внимание, где создаются центры подготовки олимпийского резерва, где выделяются средства на привлечение лучших специалистов по тем или иным предметам, в том числе кандидатов и докторов наук, результаты заметно выше, хотя не менее впечатляющи успехи школьных учителей – энтузиастов, не получающих за свою работу никаких вознаграждений, премий и даже благодарностей. Но обольщаться нельзя: пока еще действует некая инерция, берущая свое начало в традициях советской школы. Скоро она сойдет на нет…

Мне удалось поговорить и с теми, кому «хорошо платят», и с теми, кто за подготовку олимпиадников получает небольшую, но ежемесячную прибавку к жалованью, и с теми, кого разово премируют за каждого победителя или призера. Были среди моих собеседников и те, кто работает с одаренными детьми совершенно бесплатно. Таких оказалось довольно много. К категории энтузиастов-бессребреников относится Борис Викторович Мисюль, научный сотрудник Санкт-Петербургского института экспериментальной медицины РАМН. Олимпиадниками он начал заниматься 15 лет назад: первыми, кого он готовил, были его сын (теперь уже кандидат наук) и его школьные приятели, спустя некоторое время на базе одного лицея организовался неофициальный, до сих пор не имеющий никакого статуса центр подготовки по химии, куда стали приходить ребята, увлеченные наукой. Сколько раз уже Борис Викторович хотел закончить свою «олимпиадную» деятельность, но всякий раз его останавливала мысль: как бросить ребенка на полдороге, если передать его некому? Так и пришлось заниматься самому. Сейчас Мисюль все чаще задумывается над тем, что необходимо готовить себе преемника и передавать важное и нужное стране дело в надежные руки. Нужно, наверное, и государству не надеяться на энтузиастов, а продумать эффективную систему работы с одаренными детьми, ведь за ними – будущее страны.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте