На днях в Москве в музее-квартире Гольденвейзера, что на Тверской, состоялся концерт из цикла «Музыкальные вечера в доме А.Б.Гольденвейзера». В этот раз уютная квартира величайшего российского музыканта-педагога, профессора Московской консерватории, друга Льва Николаевича Толстого принимала совсем юных пианистов – лауреатов Международного конкурса молодых исполнителей имени Лотар-Шевченко.
Участники концерта Наталья Талдыкина и Лев Перский – бесспорные лидеры этого ставшего уже традиционным конкурса, в этом году он проводится в третий раз при финансовой и организационной поддержке Фонда первого президента России Б.Н.Ельцина.
Конкурс стал событием и открытием как для искушенной московской публики, так и для меломанов ряда российских городов, прежде всего Сибири, где в конце 60-х годов произошло неожиданное открытие самой великой пианистки Лотар-Шевченко, уехавшей в 1930-е годы из Франции к мужу в СССР и очутившейся на долгие десятилетия в ГУЛАГе, где она продолжала ежедневно «играть» на нарисованных на доске черных и белых клавишах. Выйдя из лагеря, она оказалась, никому не известная, в Барнауле, где однажды в концертном зале ее услышали журналисты «Комсомолки» Симон Соловейчик и Юрий Данилин. Их усилиями и талантом публикаций Лотар-Шевченко вернула себе общесоюзную и частично мировую славу.
Теперь, после смерти и самой пианистки, и Симона Львовича, эстафету деятельной памяти о ней продолжает Юрий Валерьевич Данилин, избрав для этого наиболее созвучный ему «формат»: отыскивать по всей России молодые таланты и представлять их взыскательной публике – причем это нечто большее, чем привычная нам «раскрутка», а то и вовсе другое: глубокое музыкальное и духовное «вслушивание» в талант и личность совсем молодых участников и лауреатов конкурса и пожизненное их сопровождение как в профессиональном музыкальном, так и в нравственно-духовном развитии и судьбе.
Новым Михаилом Плетневым (кстати, еще в молодости открытым и поддержанным также прежде всего именно Данилиным) называет Юрий Валерьевич щупленького, похожего на взъерошенного воробышка девятнадцатилетнего паренька из Новосибирска (ныне студента второго курса Московской консерватории) Льва Терскова.
Но с первого же удара его рук по клавишам рояля подростковая угловатость исчезает, ощутимо и почти зримо сменяясь в атмосфере гостиной музея совсем другим существом, живущим в душе «воробышка»: мощным, сильным, глубоким талантом, который, и в это здесь особенно веришь, от Бога. Шопен, которому было посвящено 1-е отделение в исполнении Натальи Талдыкиной, во втором отделении зазвучал уже в исполнении Терскова. Шопена сменили Дебюсси и Рахманинов, а затем, после долгой паузы, когда пианист сидел с закрытыми глазами, погрузившись в только ему ведомые глубины и настраиваясь на переход, – неожиданная «Чакона» Софьи Губайдуллиной.
…А наутро ребята улетали во Францию, в Париж, где на родине Лотар-Шевченко их, тоже по традиции, ждала французская публика.
И было так отрадно посреди московских морозов сидеть в теплой, напитанной высоким духом квартире после концерта вместе с ребятами и хранителями музея, слушать уморительные байки Юрия Валерьевича и быть спокойным хоть за этих ребят: их талант не будет выхолощен и растиражирован бездушными механизмами современного общества – Данилин, их мэтр и хранитель, и созвучные ему музыканты и педагоги старшего поколения не дадут. Нет, не просто продюсер и импресарио, и не «раскрутка» сами по себе нужны Таланту. Как ангел-хранитель на небесах, так и на земле нужен Хранитель. Но тут уж везет далеко не каждому…
Комментарии