Российская академия образования отметила 80‑летие со дня основания. Поздравляя академию с юбилейной датой, председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова отметила: «Профсоюз и Российскую академию образования связывают долгие годы активного взаимодействия. Сотрудничество началось в момент становления РАО, развивалось в периоды преобразования академии, стало носить системный характер, а в 2022 году мы создали совместную лабораторию по изучению вопросов непрерывного развития педагогических кадров».
Есть одаренность – есть проблема
О деятельности лаборатории и первых проведенных исследованиях мы еще непременно расскажем на страницах газеты. А сейчас хочется вспомнить научно-педагогический совет «Педагогическая одаренность как теоретическая и прикладная проблема», который прошел онлайн на базе Российской академии образования с участием совместной лаборатории и специалистов профсоюза.
Приветствуя участников педсовета, президент РАО Ольга Васильева сказала очень важную фразу, которая стала лейтмотивом дистанционной встречи: «Мы всегда открыты к новому сотрудничеству, заинтересованы в объединении усилий научного сообщества и педагогов-практиков, наша главная цель – поставить науку на службу детству».
Помня об этой цели, авторы докладов и другие участники дискуссии пытались ответить на главный вопрос: есть ли педагогическая одаренность? Большинство собравшихся посчитали, что есть, и она требует поддержки. Что это такое, как ее выявлять, развивать, как привлекать школьников в профессию, студентов – к работе в школе, как задержать в образовании молодых педагогов? На эти вопросы ответить сложнее, но деятельность в этом направлении ведут и ученые, и вузы, и профессиональные сообщества.
Не ремесло, а искусство
Научный руководитель Центра развития педагогического образования РАО, директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета Елена Казакова пояснила, что лично для нее проблема педагогической одаренности состоит из двух составляющих: «Первая – мотивационная модель одаренности, согласно которой высокая мотивированность деятельности является главным условием ее потенциального успеха. И вторая: педагогическая одаренность – сложное пересечение общего социально-эмоционального, креативного, коммуникативного интеллекта или склада личности, проявляющегося в педагогической деятельности».
Елена Ивановна убеждена, что педагог перед своими учениками непременно должен показывать, какое удовольствие он получает от своей профессии, как ему нравится учиться и учить. Важно обращаться у классу с вопросами: а как бы ты это объяснил, как бы ты мог научить этому другого? «Ребенок, которому понравится отвечать на эти вопросы, – наш потенциальный коллега», – заметила Елена Казакова.
Декан педагогического факультета Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д.Ушинского Юрий Слипко считает: «Существует не вообще педагогическая одаренность, а одаренность в обучении, воспитании, развитии, она может быть соотнесена и с другими формами результатов работы учителя».
Николай Борытко, профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы Волгоградского государственного университета, директор научного центра РАО на базе ВГУ, говорил о том, какие задатки нужно развивать в первую очередь. Это «интеллект, коммуникативные способности, а также специфические способности – когда человек радуется тому, что при взаимодействии с ним кто-то другой стал лучше, совершеннее, успешнее. Вот одна из основных черт педагога».
Руководитель Центра развития педагогического образования РАО Елена Врублевская выделила три составляющих педагогической одаренности: «Любовь к учебной деятельности и потребность учиться. Умение вслушиваться, вчитываться в человека, воспринимать его как текст. И третье – владение способами трансформировать внутреннюю педагогическую культуру, способность жить в диалоге с другими людьми в способы и методы обучения». Одаренность, по мнению Елены Геннадьевны, – это когда педагогическое дело перестает быть ремеслом и становится искусством.
Разбудить творца
Анонсируя доклады секции «Ресурсы профессиональных сообществ в развитии педагогической одаренности обучающихся и работников системы образования», заведующий лабораторией проблем непрерывного развития педагогических кадров РАО, научный руководитель Учебного центра профсоюза Раис Загидуллин пообещал, что они будет носить прикладной характер. «Мы покажем возможности профессиональных сообществ, которые раскрываются на разных уровнях системы образования. Это работа со школьниками, молодыми педагогами, опытными педагогами и молодыми преподавателями вузов», – пояснил Раис Рамазанович.
Начальник методического отдела управления образования Всероссийского детского центра «Смена» Вероника Ивличева говорила о кластере универсальных педагогических компетенций «Педагог России», о дополнительных образовательных программах, с помощью которых развивается педагогическая одаренность воспитанников «Смены».
«Одной из самых ярких программ мы считаем проект «Педагогический навигатор», который успешно реализуется в партнерстве с Общероссийским Профсоюзом образования, – отметила Вероника Алексеевна. – Его главная цель – создание условий для профессионального самоопределения школьников, проявляющих способности и интерес к педагогической деятельности». Вероника Ивличева ярко представила «Педнавигатор» этого года, образовательные события, встречи детей с профессиональными педагогами, которые стали для них ориентиром, ежегодный конкурс «Учитель в будущем».
Максим Гришин, председатель Совета молодых педагогов при ЦС Общероссийского Профсоюза образования, заместитель генерального директора Лицея Бауманского (Республика Марий Эл), рассказал о молодежном педагогическом движении профсоюза как среде развития одаренных молодых специалистов сферы образования. Активисты движения, посещая форумы, слеты, школы молодых педагогов, другие профсоюзные события, повышают квалификацию, учатся публично выступать, отлично разбираются в медиасопровождении и правовых вопросах. В результате становятся мастерами своего дела и при желании поднимаются по карьерной лестнице.
Как развивать педагогическую одаренность у тех, кто уже стал лидером образования? Об этом размышляла секретарь – руководитель департамента общественных связей аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елена Елшина. Она проанализировала работу Всероссийского тренинг-лагеря профсоюза. Сначала здесь готовили лекторов профсоюза. Постепенно идея развивалась. «Стали думать: что делать, чтобы каждый человек почувствовал успех? Нужна мастерская успеха, надо профессионально готовить к победам, и не только на конкурсах, но и в жизни, – поделилась Елена Станиславовна. – Мы хотели разбудить в каждом педагоге творца». И это получилось. Руководитель департамента подробно рассказала, как построена программа тренинг-лагеря, как создается ситуация успеха, каким образом каждый участник мастерской (в этом году 260 человек!) становится героем дня, непременным участником спектакля, творцом. Итог: львиная доля лауреатов всероссийских конкурсов «Учитель года» и «Воспитатель года» последних лет – выпускники тренинг-лагеря.
Раис Загидуллин посвятил свой доклад работе с молодыми преподавателями вузов. «Чтобы готовить учителей, которые будут учить успешных учеников, преподавателям вузов тоже нужно понимать логику и механизмы формирования педагогической одаренности», – заметил Раис Рамазанович. Он представил опыт реализации сетевой программы Общероссийского Профсоюза образования и факультета педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова. Дополнительная профессиональная программа называется «Профессиональная успешность молодых преподавателей современного вуза». Три ее дистанционных модуля посвящены стратегии, компетенции, условиям успешности. А четвертый, очный, наполнен исключительно практикой.
Завершая секцию, Раис Загидуллин сделал вывод: «Конструкт педагогической одаренности – новый, интересный, его нужно еще и методологически обосновывать, выявлять его структуру. Надеюсь, что начатый нами разговор продолжится в профессиональном сообществе».
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии