search
main
0

Талант на вес золота. Качество обучения одаренных: проблемы диагностики

При Тюменском государственном университете создана Школа для одаренных учеников 5-9-х классов.Занятия в школе строятся в формате дополнительного образования, в вечернее время по 5 уроков в неделю.

Отбор в школу проводился таким образом – в два тура было протестировано около 6500 ребят из 5-9-х классов. В первом туре, который проводился в школах, им были предложены 3- и 4-балльные задачи олимпиады «Кенгуру» разных лет. Если учесть, что тестировались учащиеся 25 лучших школ и гимназий города Тюмени, рекомендованных городским Департаментом образования, то можно было ожидать вполне достойных результатов. Увы, более 50% задач, что являлось проходным баллом во второй тур, решили только 430 человек.Второй тур проходил на базе Тюменского государственного университета. На этот раз экзаменуемым были предложены 6 задач олимпиады по математике «Кенгуру» (по три 4- и 5-балльные), 6 задач олимпиады по информатике «КИТ» (по три 4- и 5-балльные) и три изобретательские задачи из арсенала ТРИЗ-педагогики. По результатам выполнения этой работы было отобрано 100 человек, по 20 человек каждого из пяти классов среднего школьного возраста. Следует обратить внимание на то, что в олимпиадных задачах мы не стремились к проверке знаний, а пытались обнаружить учащихся, проявляющих креативность, изобретательность, нестандартность мышления. Для преподавания в Школе одаренных был выбран следующий набор предметов: 1) математика, ориентированная на решение олимпиадных задач; 2) информатика, ориентированная на раннее обучение основам программирования и решение олимпиадных задач; 3) теория решения изобретательских задач; 4) теория игр; 5) риторика. Все эти предметы должны обеспечить высокую конкурентоспособность наших выпускников и их хорошую адаптивность в современном быстро развивающемся и меняющемся мире.С учащимися, отобранными в школу, проводилась дополнительная психологическая диагностика на выявление особенностей их личностного своеобразия.Целью психологической диагностики является выявление личностного потенциала учащихся, их ценностно-смысловой мотивации на познание, саморазвитие, их способности критически мыслить и творчески подходить к решению учебно-познавательных задач.Мы отобрали методики, которые, на наш взгляд, наиболее адекватно оценивают развитость тех качеств личности, которые мы хотели бы видеть в своих подопечных: мотивация успеха и избегания неудач (модификация А.А.Реан), краткий отборочный тест (В.Н.Бузин), мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д.Андреева), методика изучения субъектности (А.А.Реан), тест на самооценку творческих характеристик личности (Е.Е.Туник), рисуночный тест Ф.Вильямса и тест на изучение социальной креативности. Выбор именно этих методик обусловлен прежде всего их адаптацией к возрасту наших учащихся. Методология интерпретации полученных результатов базируется на типологическом и трендовом анализах. Первый строится на сопоставлении разных характеристик между собой в противовес их аддитивному складыванию. Сначала мы сопоставляем результаты анкет по мотивации, затем – результаты теста на субъектность и социальную креативность, потом первую типологию со второй и т. д., всего 5 типологий. Это позволяет задавать некое типологическое пространство расположения учащихся в нем. В этом пространстве при интерпретации результатов диагностики они могут передвигаться из одной клеточки типологии в другую и преодолеть свойственное аддитивному подходу «простое сложение» результатов оценивания различных психических функций и свойств личности, которое существенно снижает качественность общей оценки. Типологический подход не только дает возможность точнее оценить школьника, но и позволяет рекомендовать педагогу адресную систему подхода к нему. В принципе в дальнейшем на этой основе мы предполагаем выход на индивидуальные траектории обучения.Трендовый анализ позволит нам рассматривать развитие личности от класса к классу как по отдельным характеристикам, так и в целом. Кроме того, с определенной долей условности трендовый анализ позволяет сравнить учащихся разных возрастов между собой, отслеживая временные изменения в креативности школьников. Положительный или отрицательный тренд позволяет делать заключение об особенностях ребенка и о том, насколько наша система обучения решает задачи выявления его творческого потенциала, развития и «попадает» в учащегося. Совмещение двух подходов к оценке ребенка, на наш взгляд, наиболее точно отвечает идее личностно ориентированного подхода.Какой же школьник был принят в школу? Он любознателен, обладает развитым логическим мышлением, высоким уровнем познавательной активности, социально адаптирован и т. д., то есть действительно обладает всеми теми характеристиками, которые присущи способному человеку.На основе результатов диагностики мы сформировали гомогенные по типу психического развития классы. Оказалось, что по результатам проведенного нами отбора только два-три ученика в классе требуют к себе особого внимания с точки зрения развития их личности и креативности, в то время как в обычной школе все наоборот – только два – четыре ученика в классе относятся к преуспевающим, а остальные – к середнякам и отстающим. Вместе с тем детальный анализ развитости личности наших учеников выявил любопытные факты. Трендовый анализ итогов 2-го тура предметной диагностики школьников показал, что их креативность падает от 5-го к 9-му классу. Мы назвали это феноменом стандартизации. Другими словами, школа ориентирована на формирование у учащихся хорошего алгоритмического (типового, формального) мышления, а не на развитие их творческих способностей. Несмотря на все декларации, школа остается в рамках зуновского подхода, культивируя формирование исполнителей, а не творцов.Эта наша гипотеза получила прямое подтверждение и в результатах психологического исследования. Результаты краткого отборочного теста, в котором требуется использовать известные школьнику знания и умения, оказались примерно на одном уровне у всех классов. А вот результаты рисуночного теста Вильямса, направленного на выяснение особенностей креативности школьников, показали, что феномен стандартизации действительно существует. По таким критериям, как гибкость, оригинальность, разработанность и подпись (категоризация) своих рисунков, показатели от 5-го к 9-му классу падают, фиксируется отрицательный тренд в их развитии.Интересно отметить, что самооценка креативности (тест Е.Туник) оказалась примерно одинаковой в разных возрастах, то есть сами школьники как бы не замечают снижения своей креативности. Это свидетельствует о низком уровне развития у них рефлексивных способностей, во много определяющих ядро креативности.Отрицательный тренд имеют и данные по оценке уровня субъектности школьников, которая характеризует их поведение и позицию в процессе учебной деятельности, степень их активности и ответственности в ходе освоения учебного материала, их социальную роль в образовательном процессе, осознанность собственных действий, степень самостоятельности. Как следствие снижения названных характеристик мы получили отрицательный тренд от 5-го к 9-му классу и по уровню сформированности у школьников познавательной мотивации и мотивации на успех. Наличие такой мотивации свидетельствует о надежде ученика на успех и потребности в его достижении, его деятельность, как правило, конструктивна. Людей с преобладанием мотивации на успех над мотивацией избегания неудач отличают уверенность в себе, ответственность, инициативность, настойчивость в достижении цели, целеустремленность. Общее количество учащихся, попадающих в итоге в самый благоприятный тип развития, выделяемый при сопоставлении всех выбранных нами для типологического анализа характеристик, также имеет тенденцию к снижению от 5-го к 9-му классу.Экстраполируя полученные данные на старшие классы и памятуя об озабоченности современной отечественной общеобразовательной школы результатами ЕГЭ, мы с определенной степенью достоверности можем говорить о феномене стандартизации, нивелировании в ходе обучения индивидуальности школьников. Утрата школой ориентации на развитие креативности учащихся, их самобытности вновь, как и в случае со специализированными физико-математическими школами, актуализирует проблему создания образовательных учреждений, которые бы компенсировали недостатки общеобразовательной школы. На решение этой проблемы и направлена образовательно-воспитательная деятельность нашей Школы одаренных.В интерпретации результатов диагностики мы предполагаем также использование опросов родителей об изменении их детей, результаты наблюдений педагогов на занятиях в нашей школе, а также успехи школьников на различных олимпиадах, конкурсах, успехи на научно-практических конференциях разного масштаба. Естественно, что результаты диагностики будут использоваться для коррекции учебно-методической работы преподавателей.Не обойдены в нашем исследовании и педагоги, которые также подвергаются диагностике своих личностных качеств в наблюдениях за их особенностями преподавания, при индивидуальном анализе и оценке их уроков, консультировании и взаимообучении. Хотя следует подчеркнуть, что все наши педагоги личности творческие и неординарные. Это преподаватели университета и гимназии при университете. Они являются активными олимпиадниками, подготовившими победителей и призеров предметных олимпиад регионального, российского и международного уровней. Среди педагогов есть и лауреаты конкурса «Учитель года России».Школа начала работу в ноябре 2013 года, и мы делаем только первые шаги, поэтому приглашаем к сотрудничеству всех, кто работает с одаренными детьми, для обмена опытом.Досье «УГ»Александр Яковлевич ЮФФА – создатель и научный руководитель Школы одаренных, доктор химических наук, профессор, член ученого совета ТюмГУ, заслуженный деятель науки Российской Федерации.В 1989 г. основал профессорскую ассоциацию г. Тюмени и был ее президентом, член конкурсной комиссии тюменского областного конкурса «Учитель года-2012», «Учитель года-2013».Научная деятельность: основная область исследований – нанотехнологии в каталитической химии (гетерогенный и мицеллярный металлокомплексный катализ), химия поверхности. Создал новое научное направление – мицеллярный металлокомплексный катализ.Николай Алексеевич АЛЕКСЕЕВ – профессор кафедры возрастной  и  педагогической психологии Института  психологии и  педагогики Тюменского государственного университета, педагог-психолог Школы одаренных ТюмГУ.Окончил факультет  психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат психологических наук, доктор педагогических наук.Сфера научных и методических интересов:- возрастная и  педагогическая  психология;- психология  управления;- инноватика в педагогике.​Александр ЮФФА, Николай АЛЕКСЕЕВ, Тюмень

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте