Прошло много десятилетий, прежде чем я узнала семейную историю, которая уходит своими корнями в глубокое педагогическое прошлое. Еще будучи ребенком, я проявляла творческие таланты: рисовала картины, лепила папье-маше, играла на фортепьяно, пела, танцевала. Я хваталась за все новое, неизведанное и доводила свои навыки до совершенства. Мама долго думала, куда же мне пойти учиться, какое направление выбрать, и все-таки остановилась на музыке, потом добавился английский язык (по итогам обучения я даже получила диплом гида-переводчика), и мне ничего не оставалось, как воплощать мечты о живописи только на уроках рисования в школе. Художественный талант мне передался по наследству: по папиной линии в нашей семье были архитекторы, конструкторы и даже кузнецы. Но предки моих дедушки и бабушки стали родоначальниками династии учителей в нашей семье. И мне было суждено продолжить их путь.
Я хорошо училась в школе (№666), но не задумывалась о будущей профессии. Моими любимыми предметами всегда были русский язык и литература. Учитель литературы с упоением рассказывала нам удивительные факты, которых не было в учебниках, учила глубоко мыслить и прививала любовь к художественным произведениям. Когда пришла пора поступать в вуз, то выбор пал на Московский городской педагогический университет. Окончила университет в 2007 году с квалификацией «учитель-сурдопедагог». Меня ждало педагогическое будущее. И случилось это не в тот момент, когда я получила в руки заветный диплом, а задолго до университета, когда моя бабушка Людмила Константиновна Никулина дала мне свою фамилию, тем самым связав меня с родом известных в Коврове учителей.
Двоюродная сестра моей бабушки Нина Андриановна Приезжева, дочь Андриана Михайловича и Екатерины Александровны Приезжевых, в 1939 году окончила с отличием школу, получив похвальную грамоту (золотых и серебряных медалей тогда еще не было), поступила на физико-математический факультет МГПИ имени В.И.Ленина. Мечтала, как и отец, преподавать математику. Однако на 2‑м курсе неожиданно решила стать учителем физики. «Ты, наверное, удивишься, узнав, что своей специальностью я выбрала физику, – писала она школьной подруге Саре Эдит в Горький. – Почему физику? Да потому что у нас очень интересные преподаватели…» На ее решение оказал влияние преподавательский состав, в то время там работал Д.А.Сахаров.
До войны она проучилась два года. В 1941 году прервала учебу, работала воспитателем в интернате при станции Ковров, шофером на экскаваторном заводе, трактористом подсобного хозяйства завода имени Киркижа и Сеннинской МТС. Осенью 1943 года продолжила учебу в МГПИ. Придя в 1946 году в ковровскую среднюю школу №2, в то время женскую, Нина Андриановна поразила всех своими молодостью и задором, кипучей энергией, серьезным отношением к делу. Многие педагоги школы знали ее как Нину Приезжеву, свою бывшую ученицу, честную и прямую девочку, активистку.
Как преподаватель она была строга и требовательна. Несмотря на это, ученицы любили ее, относились к ней уважительно. А как интересно им было с ней! Она задумала выпуск классного литературного журнала, в котором публиковались лучшие творческие работы учащихся, устраивала выходы в театр с последующим обсуждением постановок. Тщательно продумывала классные часы. Она была одержима своей профессией, работой, идеей воспитания людей духовно богатых, высокообразованных, патриотов, преданных социалистическим идеалам в их самом высоком, гуманистическом, понимании.
Когда в 1961 году школа №2 стала восьмилеткой, Нина Андриановна по приглашению директора Н.А.Кислова перешла работать в расположенную по соседству школу №1.
Андриан Михайлович и Екатерина Александровна Приезжевы, родители Нины, были хорошо известны поколениям 1920‑1950‑х годов. Екатерина Андреевна Приезжева, урожденная Никулина, родная сестра моей прабабушки, родилась в 1894 году в д. Шашово Ковровского уезда в рабочей семье. Училась в одноклассной начальной школе на Заведении. Училась хорошо, по окончании школы в 1909 году поступила в Ковровскую женскую гимназию и единственная с курса окончила ее с золотой медалью.
В сентябре 1915 года она пришла преподавать в школу, которую окончила сама. Здесь она познакомилась с А.М.Приезжевым, который пришел сюда год спустя, имея за плечами багаж знаний, полученных в Нижегородской учительской семинарии, и двухлетний опыт работы преподавателем в земской школе.
Свою трудовую деятельность Андриан Михайлович начал в 1914 году в Бельковском начальном училище Ковровского уезда. Несмотря на молодость, за два года работы он завоевал большой авторитет и искреннее уважение крестьян, о чем красноречиво свидетельствует сохранившееся ходатайство крестьян д. Бельково перед инспектором народных училищ о назначении вновь в их школу А.М.Приезжева. Случилось так, что Андриан Михайлович был призван на военную службу, но вскоре вернулся, признанный к ней не годным. Место учителя в Белькове было уже занято, и он получил назначение в Ковров. Тогда-то и было написано крестьянами письмо, из которого и узнаем, что А.М.Приезжев оказывал развивающее влияние не только на сельских детей, «занимаясь с ними сверхположенное время и обучая ремеслу», но и на взрослое население, «давая крестьянам полезные наставления по сельскому хозяйству и нравственного характера». В общем, служил примером для воспитанников и всех окружающих.
В начале трудовой деятельности семье Приезжевых выпали серьезные испытания – реформа школы. Новая, советская, школа только зарождалась, положение ее было крайне тяжелым. Учителя находились в бедственном положении, многие переходили на другую работу, шел отток кадров.
Приезжевы продемонстрировали верность профессии. Школа, в которой они работали, стала называться советской железнодорожной первой ступени. А в здании бывшего Феодоровского двухклассного церковно-приходского училища открыли железнодорожную школу второй ступени. Управлял школами объединенный школьный совет. Преподавательская и общественная деятельность Андриана Михайловича, судя по всему, и здесь получила высокую оценку. Не случайно он был избран в президиум школьного совета секретарем, а позже, в 1936‑м, назначен заведующим железнодорожной семилеткой, в которую реорганизовали бывшую школу второй ступени.
Ярким и замечательным событием в жизни Приезжевых стало награждение обоих орденом Ленина. Эту высокую награду они получили в 1949 году одними из первых в Коврове.
Получив в молодости педагогическое образование, Приезжевы остались верны профессии и передали этот талант будущим поколениям.
Фамилия Приезжевых не единственная в нашей учительской династии. По линии моего дедушки Наума Товиевича Юсима было два заслуженных учителя – его тети Елизавета Яковлевна и Евгения Яковлевна Гринберги. Это были две абсолютно разные женщины, которые посвятили себя одной и той же благородной профессии.
Елизавета Яковлевна Гринберг (Елизавета Янкелевна) окончила в 1941 году Московский государственный педагогический институт имени В.И.Ленина. Успешно сдав экзамены, она получила диплом с квалификацией преподавателя химии и биологии и звание преподавателя средней школы. Из домашнего архива мне удалось узнать, что она преподавала биологию в школе №110 рабочей молодежи. Ученики ее обожали и до конца жизни присылали ей свои фотокарточки. В старинном школьном фотоальбоме хранится письмо, написанное коллективом школы 5 октября 1974 года. В нем говорится о том, каким чудесным педагогом и человеком была Елизавета Яковлевна. В День учителя ее поздравляли с 55‑летием, вспоминая четкие и продуманные уроки, поездки за город с юннатами, работу на пришкольном участке.
Многие годы работы Елизавета Яковлевна распахивала свое бескорыстное сердце и чуткую отзывчивую душу сотням учеников. Каждому она умела помочь в беде, и ученики платили ей привязанностью, любовью, радовали хорошими и отличными оценками, прочными знаниями. Педагог много лет работала с теми, кому учеба давалась нелегко, вместе с ними Елизавета Яковлевна учила не только ботанику, но и химию, географию, английский, русский и даже математику. Педагог вела разнообразную воспитательную работу: внеклассные часы были всегда интересными, они учили ребят быть честными, правдивыми, беззаветно любить Родину. Повседневный нелегкий труд был оценен по достоинству: правительство наградило Елизавету орденом Трудового Красного Знамени и значком «Отличник народного просвещения».
Елизавета Яковлевна проработала в школе 22 года, и в течение всей жизни ученики и коллеги с теплом и любовью вспоминали ее.
К сожалению, про Евгению Яковлевну Гринберг (Шендля Янкелевна), сестру Елизаветы, мне не удалось найти подробную информацию. Известно только, что она окончила Московский городской педагогический институт и решением государственной экзаменационной комиссии от июня 1939 года ей была присвоена квалификация преподавателя средней школы по математике. В том же году она была зачислена педагогом математики в старшие классы 653‑й школы и в 1957 году была переведена в школу №716 Сталинского района Москвы. В 1961 году Евгении Яковлевне была объявлена благодарность за хорошую подготовку учащихся к математической олимпиаде и за активное участие в проведении школьных и районных олимпиад. А в 1966 году Евгению наградили знаком «Отличник народного просвещения». Целых 33 года Евгения Яковлевна трудилась в сфере образования.
Посвятив свою жизнь обучению и воспитанию школьников, я продолжаю дело, которое начали мои предки. Вот уже 17 лет я преподаю русский язык и литературу в школе для глухих и слабослышащих детей. Поступив в школу-интернат №101 имени С.Я.Кривовяза еще на пятом курсе университета, я сразу же стала учителем. Из года в год мое мастерство приумножалось и совершенствовалось. Уже спустя три года я получила первую квалификационную категорию, а еще через два – высшую. Я всегда стремилась к знаниям, с интересом бралась за любые проекты и старалась вовлечь детей в образовательный процесс, погрузить их с головой в школьные знания, сделать урок не только познавательным, но и увлекательным, захватывающим. Предлагая ребятам принять участие в конкурсе или олимпиаде, первым делом я сама вовлекалась в деятельность, чтобы ученики уверенно следовали моему примеру.
За плечами у нас множество побед и достижений в городских и всероссийских проектах. Одними из самых важных, на мой взгляд, считаю Московскую метапредметную олимпиаду «Не прервется связь поколений» и исследовательскую культурологическую олимпиаду «История и культура храмов столицы и городов России». С уверенностью могу сказать, что раскрываю творческий потенциал в каждом ученике, заряжаю энергией и помогаю выбрать путь развития. В общении с ребятами я напоминаю себе мою родственницу Нину Андриановну. Как и она, я в меру строга со своими учениками, но при этом они меня очень любят, уважают, с большим удовольствием поддерживают во всех начинаниях, готовы пуститься в любую авантюру, знают, что она точно закончится успехом.
Учитель – это состояние души и творческий образ мысли в стенах школы! И здесь нет места тем, кто не готов тратить все свои силы и энергию на взаимоотношения с детьми и коллегами. И это взаимодействие безвозмездное, основанное на чистом энтузиазме, когда ты творишь, мечтаешь, пляшешь, рисуешь, поешь, плачешь, смеешься, создаешь… Для всех ты не просто талантливый учитель, ты лидер, за которым можно идти и быть уверенным в достижении высоких результатов.
Надо быть одухотворенным, чтобы работать с удовольствием, хватаясь за все, выполняя больше, чем должен по своим обязанностям. Нужно обладать пытливым умом, твердой памятью и способностью к саморазвитию!
В школе работают душой, сеют добро, взращивают и пожинают плоды. Здесь ты вечно молод или пьян от усталости. Я очень горжусь своей профессией, талант к которой через несколько поколений достался мне по наследству.
Ирина ЛАПУТИНА, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Курчатовской школы
Комментарии