Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Равные возможности

Талант и знания – яркий свет

Дата: 08 сентября 2020, 00:00
Автор:

Без них из тьмы исхода нет

В сфере дополнительного образования мы сами оцениваем свои успехи, а наши соратники радуются вместе с нами. Если что-то нам не удается, что-то у нас не получается, нам всегда дадут второй-третий-четвертый шанс! Ведь мы ищем себя, раскрываем в себе что-то новое, удивляемся тому, какие необычные умения были скрыты даже от нас самих. А главное – мы общаемся! Общаемся с теми, с кем нам интересно, с теми, у кого можно поучиться новому. И очень важно, что можно пересекаться с людьми разного возраста и образования.

Легко ли решить, к каким сферам деятельности тянется наше сердце? Чего мы хотим? Какие устремления нам дают возможность правильно сориентироваться на жизненном пути? Сложные, неоднозначные вопросы. Что же в этом случае делать?
Ответ, как мне кажется, лежит на поверхности: пробовать. Пробовать свои силы в различных сферах деятельности, искать свои таланты, а не зарывать их в землю, прикрываясь элементарной ленью. На первый взгляд может показаться, что речь идет только о детях – дошкольниках и учащихся школ. Нет! Речь идет о каждом из нас – и млад и стар может постичь что-то новое, недаром в Москве существует программа «Активное долголетие». Как я предполагаю, неохваченными остаются граждане среднего возраста, которые нашли себя в профессиональном плане и которым не остается времени на поиски нового себя. Но ведь необходимо постоянно помнить о том, что нельзя останавливаться на достигнутом, вариться в собственном соку, почивать на лаврах … И сок может скиснуть, и лавры покажутся терновыми зарослями, поэтому стоит вместе с детьми пробовать что-то новое, ведь пока наш мозг способен выходить из зоны комфорта, мы по-настоящему живем.
Самой интересной формой дополнительного образования, на мой взгляд, является проектная, исследовательская деятельность. Конечно, малышам труднее исследовать, проектировать, но современные IT-технологии и родительская поддержка помогают учащимся младших классов по-другому смотреть на процесс творчества. А старшие школьники получают возможность проверить свои силы, работая с индивидуальным проектом.
Основой проектно-исследовательской деятельности становится постулат о том, что учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя. Главное в подобной модели работы – это проблемность, актуальность исследования. Насколько интересно то, что привлекает тебя, другим ученикам. Как это выяснить? Спросить у других, провести опрос.
Любое исследование предполагает совместную творческую работу учителя и ученика. Но в процессе исследования ведущая роль в принятии решений о выборе способа работы с изучаемым материалом принадлежит учащимся – именно они созидатели, творцы, именно они ищут новые пути и совершают открытия.
Очень важным моментом в работе становится прогнозирование возможной реакции аудитории на рефлексивное сочинение, при этом развивается умение логически мыслить, доказывать свою точку зрения. В любом исследовании должна быть своя изюминка, ударный момент, открытие, которое сделал для себя ребенок. Без этого работа неинтересна и другим. Именно проблемность, актуальность заставляют иначе взглянуть на свое исследование, почувствовать себя первооткрывателем (а ведь психологи часто подчеркивают, что подросток стремится быть лидером, хочет быть интереснее других, умнее, изобретательнее). Зато и радость от победы становится особенно значимой.
На мой взгляд, подобная подготовка дает хорошие результаты, заставляет мыслить творчески и учеников, и учителей. Усиление доли исследовательской деятельности реализует тем самым принцип гуманизации, согласно которому задача интеллектуального и собственно личностного развития человека, его духовный рост являются ведущими на пути творческого поиска. Как сказал великий писатель И.Соколов-Микитов, «талант есть то самое, что «под одну гребенку» не ложится, всегда «вихры торчат». Если срезать все вихры, все гладко пострижено – плоскость единообразия». Не будем превращать дополнительное образование в дополнительные занятия по учебным предметам, просто откроем новую дверь в мир творчества в любой области жизни, научим друг друга тому, что сами умеем, поучимся у других совершать открытия и не перестанем удивляться, сколько вокруг нас многогранно талантливых людей.
Именно дополнительное образование поможет нам двигаться вперед, шлифуя, оттачивая свое мастерство и не останавливаясь на достигнутом. Ведь любое движение вперед и поиски новых сфер своей деятельности помимо основной – это настоящий творческий процесс, который может выглядеть поначалу нелепо и даже смешно, а потом преобразит твою душу, откроет в тебе новые грани таланта.

Оксана БОБКОВА,
учитель школы №1207


Комментарии

Будете ли вы использовать в работе “образовательный интернет”, созданный Минпросвещения?
  • Пока не знаю, надо изучить систему 55%
    110 голосов 55%
    110 голосов - 55% из всех голосов
  • Нет 31%
    61 голос 31%
    61 голос - 31% из всех голосов
  • Да 14%
    28 голосов 14%
    28 голосов - 14% из всех голосов
Всего проголосовало: 199
Ноябрь 25, 2020 - Декабрь 1, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt