search
main
0

Такое вот кино…

Финансирование отечественного кинопроизводства в нынешнем году будет увеличено примерно на половину, заявил не так давно министр культуры Российской Федерации Михаил Швыдкой. При этом правительство будет определять тематическое содержание картин. России, по мнению министра культуры, не хватает детского и патриотического кино.
За три последующих года планируется увеличить производство отечественных фильмов вдвое. Причем государство, как заявил Швыдкой, не будет вкладывать деньги в техническое оснащение киностудий, а только в производство фильмов. Однако, по мнению кинематографистов, в тех условиях, которые существуют, фильмы производить практически невозможно. Не хватает режиссеров, операторов, костюмеров. При этом с людьми, которые задействованы в производстве фильмов, часто не заключают контрактов и не выплачивают вовремя заработанные деньги.
Производство отечественных фильмов, на котором настаивает министр, не приносит прибыль. Основные деньги в прокате – от американских фильмов. Многие в связи с этим предлагают ввести квоты на показ зарубежных фильмов. Министр заявил, что нельзя лишать людей выбора. Зритель должен смотреть то, что ему нравится. Единственный выход, по мнению Михаила Швыдкого, – повышать уровень отечественных фильмов.

Как ни модно стало в последнее время ругать американское кино, но тем не менее 97 процентов российского кинорынка – это, увы, Голливуд. И в этом кинопотоке все чаще мы видим картины “про войну”, “про армию”. Фильмы на эту тему в любой стране являются либо важнейшей частью военно-патриотического воспитания, создания положительного образа вооруженных сил, либо проявлением антивоенной и антиармейской пропаганды. Так вот: что-то “у нас” все больше второе. “У них” – все больше первое.
Тот же “Перл-Харбор” режиссера Майкла Бэя – уже третья экранизация темы, прошедшая по нашим экранам и собравшая обильную жатву зрительских сборов, – самая настоящая американская военно-патриотическая картина со всеми атрибутами этого жанра: героикой, патетикой, культом воинского братства и показом подвигов “настоящих мужчин” в лихую военную годину.
Разгром японцами Тихоокеанского флота США 7 декабря 1941 года в “Жемчужной бухте” – это такая же историческая боль американского народа, как для нашего – первое лето Великой Отечественной. Однако в центре не судьба страны, а судьбы людей. Добрую половину фильма занимает традиционная душещипательная “лав стори”. Красивые американские летчики в красивой форме крутят любовь с умопомрачительными американскими медсестричками на фоне очень красивых гавайских пейзажей. Плюс к этому обязательный любовный треугольник… Создатели выжимают здесь из зрителя, казалось бы, все слезы. А дальше была война. Дальше нужно показывать историю… То есть правду!
Признаться, такие технические возможности в показе событий второй мировой войны, какие продемонстрировали американцы в своем очередном блокбастере, стремясь показать “все как на самом деле”, – просто неожиданность. Где компьютерные планы, а где натурные, сразу и не разберешь: настоящие линкоры, авианосцы, подлинные истребители и бомбардировщики, убийственно впечатляющие постановочные спецэффекты (уж взрывать-то в Голливуде умеют!). Майкл Бэй еще раз подтвердил свою славу мирового режиссера, чему немало способствовал подобранный им звездный состав актеров. Несомненно, зритель выходил из стереофонического кинозала потрясенный. Но… будем все же говорить об истории.
В центре кинобаталии – американские герои Перл-Харбора, подлинные исторические лица. Это двое лейтенантов ВВС, друзей с малолетства (актеры Бен Аффлек и Джош Хартнетт), утром 7 декабря подоспевшие на свой аэродром из увольнительной и единственные из всех сумевшие поднять истребители в воздух. Это матрос-негр с линкора “Западная Вирджиния” (Кьюба Гудинг-младший), кухонный рабочий, подбежавший во время налета к зенитному пулемету и открывший из него огонь. Вот этими-то тремя и были сбиты больше половины из 29 японских самолетов, потерянных авианосным соединением адмирала Нагумо над Перл-Харбором. Ну и подвиг медсестер, самоотверженно спасавших раненых. Больше гордиться американцам, в общем-то, нечем.
Уничтожение 7-го флота США японцами стало национальным позором Америки, за который они отомстили окончательно только Хиросимой. Но вот что удивительно: фильм – это гимн доблести американским вооруженным силам, единой американской нации, поражение обращающей в победу. И неважно, что в США – тогда стране расовой сегрегации – подвиг негра-матроса попытались замолчать, а затем снизить число сбитых им самолетов с шести до четырех. Неважно, каким образом летчики-истребители почему-то летят в “полет возмездия” на бомбардировку Токио на “летающих крепостях”. Они летят прямиком в “хэппи энд”, (правда, не без потери одного из трех главных героев). И пусть самолеты порой не тех типов, и эпизоды войны не схожи с реальностью… Нет места в эпическом повествовании каким-то буквоедским подробностям. Зачем они? Голливуд не отражает жизнь – он делает покупаемый товар. Если кто не знает, то в 20-е годы один режиссер экранизировал роман Ремарка “На Западном фронте без перемен”. Американские продюсеры, посмотрев сценарий, заявили: “Конец слишком мрачен. Нельзя ли его изменить?” “Хорошо, – заявил в сердцах режиссер, – я сделаю так, что немцы выигрывают войну!”…
Да, американцы выиграли войну с Японией. Да, они завоевали и мировой, и российский кинорынки. Да, имидж американского военного весьма высок, и наш кинопрокат старательно поднимает его еще и в глазах нашей молодежи. Ну а наш-то кинематограф что молчит? Или нам нечем ответить? Да вроде есть. Несколько последних фильмов – “Звезда”, “Кукушка”, “Война” вполне могут поспорить с заокеанскими блок-бастерами и по части спецэффектов, и по подбору актеров, не говоря уже о сюжете, думать над которым янки зачастую просто недосуг.
Другой вопрос, что наряду с высокохудожественными, яркими картинами отечественных режиссеров и сценаристов наш рынок кино- и видеопродукции заполнен и “отстоем” типа “ДМБ”, “ДМБ-2”, “Я – кукла”. “Шедевры” подобного рода также далеки от правды, как и многие американские ленты. Но главное даже не в этом. Прежде всего они вряд ли воспитывают в зрителях патриотические чувства и уж точно не работают на престиж собственной армии и нашего собственного государства.
Что, не умеем? Умеем! Вспомните хотя бы “Пираты ХХ века”, “В зоне особого внимания”, “Ответный ход” или классику типа “Белого солнца пустыни”. Есть примеры и более свежие. Сериалы “Улицы разбитых фонарей”, “Спецназ” по популярности вряд ли уступают тем же голливудским “Спасти рядового Райана” или “Мы были солдатами”. Так в чем же дело?
Конечно, никто не призывает к заочному поединку “Сухов против Рэмбо”. “Холодная война” даже в кино должна быть забыта. Но делать фильмы-лозунги, фильмы-призывы, фильмы, которые бы заставляли гордиться солдатами своей страны, нужно не от случая к случаю, а постоянно. И, похоже, очередной “прорыв” не за горами. На Северном флоте России завершились натурные съемки двухсерийного фильма о буднях подводников Его режиссер Владимир Хотиненко известен зрительской аудитории по кинолентам “Зеркало для героя”, “Мусульманин”, “Макаров”. В главных ролях снимаются Чулпан Хаматова, Сергей Маковецкий и Сергей Гармаш.
Фильм снимается киностудией ” ТриТэ” Никиты Михалкова по рассказам известного писателя-мариниста Александра Покровского. Он с 1976 года служил на Северном флоте на ракетных атомных подводных лодках. За время службы участвовал в двенадцати походах. Автор книг “Расстрелять!”, “72 метра”, “Каюта”.
Сам писатель не считает фильм, над котрым идет работа, ответом на американский “К-19”. “Американцы вынашивали свою идею 8 лет, а наши – только 2 года”, – заметил он.
В основе сюжетной линии фильма – рассказ “72 метра”, повествующий о потерявшей управление и затонувшей на глубине 72 метра подводной лодке. Ее экипажу, в отличие от подводников “Курска”, удается выбраться на поверхность. “На эту основу, – добавил писатель, – нанизаны рассказы “Гена-янычар”, “Расстрелять!”, “Лошадь”, “Секретное оружие”, “Буй”.
Кинолента Владимира Хотиненко имеет пока два рабочих названия: “Прощание славянки” и “72 метра”. Съемки проводились в Североморске, в военных гарнизонах Гаджиево и Полярный, а также на дизельной подводной лодке класса “Варшавянка” в Баренцевом море. В настоящее время группа вернулась в Москву, где продолжает павильонные съемки. Для создания декораций Северный флот предоставил необходимую технику.
* * *
Российское правительство на одном из своих заседаний утвердило комплекс мер поддержки национального кинопроизводства до 2006 года. Одной из них является увеличение финансирования отрасли. Премьер-министр Михаил Касьянов заявил на заседании кабинета, что к 2006 году объем отечественных фильмов на российском кинорынке необходимо увеличить на 20 процентов. Среди приоритетных направлений развития кинематографа правительство назвало историко-патриотическое, детское и документальное кино. По словам Касьянова, правительство должно следить за развитием идеологии и концепции кинематографа, так как эта задача – “важнейшая для общества”.
Первый шаг в этом направлении уже сделан: в бюджет на 2003 год на кинопроизводство заложено полтора миллиарда рублей, что на 50 процентов больше, чем было выделено в 2002 году. По мнению первого заместителя министра культуры Александра Голутвы, “если сейчас в России производится менее 50 фильмов в год, то к 2006 году этот показатель планируется довести до 100”. Что ж, поживем – увидим…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте