Дети есть дети. Они жаждут движения, перемены мест, новых впечатлений. Поэтому с таким увлечением, таким интересом относятся они к туризму, путешествиям, лагерной жизни.
В 1939 году в районе станции Опалиха Московской области был открыт первый в стране загородный турлагерь для юных туристов из внешкольных учреждений. Участники первых палаточных лагерей Н.Виноградова и Н.Кадочникова вспоминают:- Только одна лагерная туристская смена, а как многому она нас научила: дала первые навыки жизни в полевых условиях, научила ориентироваться на местности даже в ночных условиях, ознакомила с богатой историей и прекрасной природой одного из уголков родного Подмосковья.Деньги на дальние и длительные экспедиции были не всегда, и не однажды их давали крупные ученые. Т.И.Кожина, участница одной из таких экспедиций, рассказывает:- Хорошо помню – в сказочную поездку по Крыму мы смогли попасть благодаря тому, что академик В.А.Обручев пожертвовал для этого свою Сталинскую премию!А в 1944 году появился особый профильный лагерь. Отдыхая и оздоравливаясь, ребята учились быть организаторами своей жизни среди сверстников в школьных условиях. Это был лагерь пионерского актива в селе Городня Калининской области.И уже в зимние каникулы следующего года лагерь такого типа работал на базе ПКиО «Сокольники». Здесь Школу лидера одолели 300 ребят. Заключительный день провели в стенах городского Дома пионеров. Все смогли убедиться, чему научились ребята в лагере и как смело они действуют при проведении целого комплекса различных дел.После Великой Отечественной войны стала развиваться целая сеть городских пионерских лагерей при домах, дворцах пионеров, школах. Летом 1946 года городской Дом пионеров сумел на станции «Турист» открыть туристский палаточный лагерь для школьников из городских пионерских лагерей. В нем по заранее составленному графику в течение от 3 до 10 дней отдыхали дети. Инструкторами лагеря были воспитанники городского Дома пионеров. Здесь, как нигде, можно было видеть в действии принцип «Научился сам – научи другого!».Примечательно, что и Дом, и Дворец пионеров много лет практиковали прием городских лагерей в своих стенах, на спортивных и игровых площадках, в городских парках. Помнится, еще в 1950 году Домом пионеров в парке «Измайлово» был проведен необыкновенно интересно «День в лесу» для городских пионерлагерей. Этот день показал, как за несколько часов можно «зарядить» детей энергией, хорошим настроением, дать и закрепить знания, умения, навыки.На базе городского Дома пионеров успешно проходили встречи одновременно от 5 до 8 лагерей. Сотрудники, юные инструктора в такие дни находили и использовали формы работы соревновательного характера, привлекавшие почти каждого участника к активным действиям. В заключение по итогам дня победителям вручались награды, различные призы и самоделки для лагеря.Прекрасной базой для практики летом стала открытая в 1950 году на Химкинском водохранилище водная станция Дома пионеров, где школу жизни на воде проходили яхтсмены, старшины шлюпок, сигнальщики. А еще юные моряки проводили однодневные прогулки по воде на катерах и шлюпках для ребят из городских пионерских лагерей.Вскоре после войны по инициативе руководителя стрелкового кабинета Дома пионеров В.П.Расс на озере Шлино в Калининской области был открыт лагерь для юных охотников, который успешно действовал много лет.Интересным делом для лета оказалась работа передвижной игротеки, площадки настольных игр и двух стационарных филиалов игротеки Дома пионеров на Чистопрудном и Тверском бульварах Москвы. Эту инициативу сумел осуществить руководитель игротеки городского Дома пионеров Е.М.Минскин.С переездом Дома пионеров из переулка Стопани во дворец на Ленинских горах в 1962 году летняя работа с детьми в каникулы развивалась и совершенствовалась.По-прежнему, начиная с апреля, ежегодно проводились семинары для работников загородных и городских пионерских лагерей, квалифицированные консультации по всем направлениям деятельности, практические занятия на базе отделов, городские выставки «Пионерское лето».Помнится, первый инструктивный сбор, посвященный организации игр, развлечений, культурного досуга и творческой самодеятельности детей в пионерских лагерях. В нем приняли участие начальники, вожатые, педагоги-воспитатели, руководители кружков городских и загородных пионерских лагерей. Педагогические коллективы методического отдела и отдела игр и развлечений привлекли профильные отделы дворца к этому сбору. Работали все: и хозяева дворца, и гости, которые готовились к пионерскому лету-1964. Это был настоящий смотр готовности наших сил к работе с детьми летом!Большую работу по подготовке работников лагерей проводил отдел туризма и краеведения, возглавляемый М.И.Крайманом.В период 1962-1973 годов отдел был общепризнанным методическим центром среди внешкольных работников не только Москвы, но и всей страны. В отделе умели организовывать и проводить семинары, консультации, практические занятия, готовить методические рекомендации.О том, что эта работа приносила свои плоды, свидетельствовали традиционные осенние вечера «Из дальних странствий возвратясь». На них вне зависимости от возраста и длительности путешествия все кружковцы отчитывались о летних походах и путешествиях. И еще одно подтверждение успешной работы отдела: в указанный период в походах, экспедициях, туристских лагерях, слетах не было ни одного ЧП, ни одного несчастного случая с детьми!В книге «Матус-1», выпущенной МГДД(Ю)Т в 2002 году, к 90-летию М.И.Краймана, его воспитанники и коллеги ярко и достоверно раскрывают талант человека, ставшего для них УЧИТЕЛЕМ на всю жизнь!В конце летнего сезона организаторы отдыха пионеров и школьников собирались во дворце для подведения итогов. Это были настоящие праздники. Работали выставки, выступали дети, вручались награды: переходящие знамена, почетные грамоты, вымпелы… Организатором этого события была Лагерная комиссия Моссовета, включавшая в свой состав и представителей Дворца (Дома) пионеров.После 1972 года в структуре Дворца пионеров появился кабинет по организации лагерной работы. Кабинет координировал работу с детьми во время каникул отделов дворца, руководил методическими объединениями районных лагерных организаторов, методистов по летней работе районных домов (дворцов) пионеров. В этом объединении разрабатывались программы подготовки кадров для лагерей, перечень необходимых методических материалов в помощь работникам детских и районных инструктивных вожатских лагерей.В архивных фондах дворца хранится многое из того, что и сегодня не потеряло актуальности при подготовке и проведении школьных каникул. К этим материалам уже неоднократно обращались и обращаются ученые и практики не только из Москвы, но и других городов России.Валентина МЯГКОВА (БОРЦОВА)
Комментарии