В реализации федерального государственного образовательного стандарта в 2010-2011 учебном году приняли участие 41 образовательное учреждение ЮЗАО, в том числе 14 городских и 27 окружных пилотных школ.
Апробация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предполагает соблюдение таких требований, как: кадровая обеспеченность образовательного процесса в начальной школе; нормативное закрепление изменений, связанных с введением ФГОС; организация внеурочной образовательной деятельности; информационно-методическое обеспечение образовательного процесса; материально-техническое обеспечение образовательного процесса.Предварительные итоги апробации ФГОС в кадровом обеспечении определены так: развитие мотивации учителей начальных классов к повышению квалификации (99% учителей заинтересованы в повышении собственной квалификации по вопросам введения нового образовательного стандарта); отказ значительной доли учителей от репродуктивных методов и способов обучения, развитие проектной деятельности младших школьников (80% педагогов имеют опыт реализации деятельностного подхода, 61,2% учителей начальных классов пилотных школ начали осваивать системно-деятельностный подход, 97% педагогов начали осваивать средства педагогической диагностики, 87% – ввели в практику своей работы портфолио как способ оценки образовательных достижений учащихся); освоение учителями начальных классов способов проектирования рабочих программ по учебным предметам, программ внеурочной образовательной деятельности, духовно-нравственного воспитания младших школьников (100% учителей начальных классов принимают участие в проектировании рабочих программ).Нормативно-правовое обеспечение реализации ФГОС отражено в основных образовательных программах начального общего образования всех образовательных учреждений, участвующих в проекте.Наиболее эффективными способами нормативного закрепления изменений, связанных с введением ФГОС, пилотные школы называют следующие: определение групп условий, реализация которых требует изменения локальной нормативной документации; «инвентаризация» документов, разработанных в ОУ с точки зрения требований ФГОС; формирование полного перечня документов, необходимых для нормативно-правового обеспечения введения ФГОС.В организации внеурочной образовательной деятельности 100% общеобразовательных учреждений, участвующих в апробации, реализуют различные модели внеурочной образовательной деятельности, в том числе: 75% школ для организации внеурочной образовательной деятельности используют цифровые образовательные ресурсы и ИКТ-технологии; 79% школ привлекают для организации внеурочной образовательной деятельности иные ресурсы школы (музеи, библиотеки); 67% пилотных школ – учреждения дополнительного образования детей, учреждения культуры, спорта или здравоохранения. Эффективность реализации информационно-методического обеспечения образовательного процесса в пилотных школах определяется следующими показателями: 100% пилотных школ подготовили и реализуют график методической работы по подготовке учителей начальных классов к введению ФГОС; 100% образовательных учреждений, апробирующих федеральный государственный образовательный стандарт, определили в соответствии с Федеральным перечнем и утвердили перечень учебников, по которым обучаются младшие школьники; 100% пилотных школ организуют информирование родительской общественности по ключевым вопросам введения ФГОС (100% школ через родительские собрания, 99% школ используют для этой цели школьный сайт).В организации материально-технического обеспечения образовательного процесса получены следующие результаты: 100% пилотных школ обеспечены помещениями, оборудованными необходимой техникой: компьютером, подключенным к сети «Интернет», сканером и принтером для тиражирования материалов, все учителя начальных классов имеют свободный доступ к сетевым ресурсам; в большинстве пилотных школ созданы условия для свободного самовыражения младших школьников, при этом наиболее активно используются школьный сайт (73%), школьная газета (17%), школьный театр (57%); 98,2% пилотных школ за счет перераспределения внутренних ресурсов создали условия для физического развития учащихся, проведения массовых мероприятий; 100% образовательных учреждений, участвующих в апробации, имеют лабораторное оборудование (к нему обеспечен доступ младшим школьникам) для проведения экспериментов и исследований по предметам естественно-научного цикла.Ольга СУСАКОВА, заместитель начальника Юго-Западного окружного управления образования; Ирина ПАВЛОВА, директор ОМЦ ЮЗОУО, заслуженный учитель РФМнения по поводуНадежда СИДОРОВА, руководитель экспериментальной площадки по внедрению ФГОС НОО в школе №25, зам. директора по УВР: – Главная особенность современного образования – повышение конкурентоспособности школы, профессиональной компетентности и социальной мобильности учителей. Сегодня востребованы инициативные, коммуникабельные, высокообразованные, владеющие перспективными технологиями обучения преподаватели. Ориентиром в работе современного учителя стали новые образовательные стандарты (ФГОС НОО). Мария ОРЛОВА, учитель начальных классов высшей категории школы №25: – Работа по внедрению новых стандартов позволила мне использовать инновационные технологии, общаться с учениками на современном уровне. Уже в начальной школе мы начинаем готовить детей к выбору будущей профессии. Сейчас школа становится активным участником информационной среды. Новые стандарты стали источником новизны в образовательном пространстве.
Комментарии