В педагогической практике последних 20 лет образовательная инклюзия занимает все более значимое место. Не секрет, что в начале нулевых московские школы первыми в России приступили к реализации адаптированных образовательных программ для создания наиболее комфортных условий обучения особых детей. На сегодня в образовательных учреждениях Москвы обучаются более 53 тысяч детей с ОВЗ, из которых 11 тысяч обучаются в массовых общеобразовательных школах. Одной из таких общеобразовательных организаций является наша школа.
В теперь уже далеком 2009 году первые ребята, которых мы принимали в рамках инклюзии, были учениками с нарушением зрения. За последние 11 лет наши педагоги, дети, родители прошли сложный путь не без препятствий, не без трудностей, но и не без маленьких и больших побед. Сейчас в каждом классе обучаются ребята с самыми разными образовательными потребностями.
Важно понимать, что инклюзивная школа – это не просто набор красивых лозунгов, это не формальный, а реальный и живой рукотворный процесс. И весьма непростой. Когда мы начинали, не было еще специальных ФГОС, не было алгоритмов и регламентов оценивания, не было и четкого видения образовательных маршрутов и программ для детей с ОВЗ. Однако уже тогда мы пошли единственным правильным путем, потому что начали этот путь с самих учителей.
Поначалу некоторым из них было трудно понять, как обучать детей с расстройством аутистического спектра, с умственной отсталостью. Даже от самих педагогов поступали вопросы, почему бы особому ребенку не пойти учиться в специальную школу, где коллектив владеет всеми необходимыми методами. Но ведь, по сути, любой ребенок в школе – особенный, а учителю всегда есть чему учиться, в чем удалось убедить коллег.
После практических курсов и первых не самых успешных попыток к педагогам постепенно пришли уверенность и опыт в применении коррекционных методик. Благодаря обучению друг у друга, взаимопосещению уроков стало наконец получаться! Из небольшой инициативной группы педагогов, которая сумела заразить своей идеей, теперь сложился дружный профессиональный союз большинства педагогов в интересах всех.
Разнообразие нозологий накладывает свою специфику на всю систему обучения. Так, знакомство с ребенком обязательно происходит в раннем дошкольном детстве. С полутора лет мы ведем своих детей к успеху, обеспечивая комфортную преемственность, в том числе и при переходе с одной ступени на другую. И на каждой ступени есть свои особенности и свои правила, которые соблюдают все – и педагоги, и родители.
Кто-то из детей быстро адаптируется, кому-то нужно продлевать период тьюторского сопровождения, одни усваивают материал в классе, другие – строго индивидуально, есть те, кто каждый день ходит в школу на полный день, есть те, кому требуется свободный от уроков день. Каждая история строго индивидуальна. Но, когда правила заранее известны, когда существуют регламенты зачисления детей в школу, положения о создании и реализации АООП, правила текущего и промежуточного оценивания, образовательный процесс проходит для всех в едином и хорошо организованном порядке.
За последние неполных два учебных года нами было освоено и обучение в дистанционном формате, а значит, были освоены новые дидактические формы обучения. Здесь очень важна была помощь родителей. Также учителям удалось быстро не только найти, но и создать свои авторские наработки и электронные материалы, которые оказались полезны другим школам города.
Период самоизоляции дал дополнительный сильный стимул не стоять на месте, продолжать активно развиваться, в том числе в рамках сетевого сотрудничества. Раньше мы транслировали свой опыт, выступая на семинарах и мастер-классах, сейчас осваиваем онлайн-формат, который оказался даже удобнее.
Особенностью организации инклюзивного образования в нашей школе является то, что мы не выбираем детей одной конкретной нозологии по принципу «с ними мы умеем работать, а остальным не к нам», это дети выбирают нас.
На сегодняшний день наш образовательный комплекс посещают дети с различными нозологиями, обучаются по вариантам программ 5, 6, 7, 8 и 9. Главной нашей задачей является не только обучение, а социализация детей, включение их в жизнь класса и школы в целом. Впереди нас ждет много нового, но, опираясь на сегодняшний опыт, мы верим, что справимся и все большее количество наших детей будут успешны во взрослой жизни.
Аида РАДЖАБОВА, Ольга ЕРМАКОВА, педагоги школы №97
Комментарии