Меня можно было бы обвинить в пристрастности к «дамской» тематике в кино, но против фактов не попишешь: на Московском кинофестивале третий год подряд побеждают картины про нелегкую жизнь современной женщины. Судите сами: «О Саре» (ХХVIII ММКФ), «Путешествие с домашними животными» (XXIX ММКФ) и наконец «Проще простого» (нынешний, ХХХ фестиваль). Этой иранской картине достался не только «Золотой Святой Георгий», но и награда российской критики. Кроме того, в основном конкурсе было еще минимум пять картин, где «женская» тема была главной (то есть в шести из шестнадцати). Не говоря уже о том, что так или иначе она была затронута чуть ли не в каждой ленте фестиваля, даже в голливудском блокбастере «Хэнкок» и документальном фильме «Марадона глазами Кустурицы». Может, в кино действует феминистский заговор, а в жюри ММКФ сидят его адепты? Но на двух прошедших кинофорумах председателями жюри были мужчины (в этом году – неподражаемая Лив Ульман), да и картины о женщинах снимают в основном мужчины… Откуда вдруг такое внимание к нашим персонам? Мозаика ответа складывается из кусочков истины, посеянных в разных фильмах.
юбить, носить под сердцем дитя, рожать, отдавать всю свою жизнь мужу и детям, тратить ее на такие изматывающие ежедневные хлопоты по дому – раньше, в мире патриархальных ценностей, это не считалось подвигом, жертвой, хотя по сути ею было. Это казалось «проще простого». О личностном же мире женщины – вне роли матери и хозяйки – вообще вопрос не стоял. Грубо говоря, убеждение «курица не птица, баба не человек» продолжало действовать всю новейшую историю, кроме, может быть, последних нескольких десятилетий (пожалуй, с момента появления первого серьезного политика-женщины – Маргарет Тэтчер). И только в наши времена, когда гендерные (половые) роли мужчин и женщин практически поменялись, пришло, возможно, запоздалое осмысление не просто божественного предназначения Женщины (и раньше на каждую образцовую мать падал отсвет Девы Марии или иного воплощения Вечной Женственности), но и ее внутренней жизни. Именно тогда, когда появилось опасение, что можно это желание и необходимость женщин строить жизнь вокруг мужчины и детей потерять (уже теряем!), появился и пристальный интерес к «женской» теме. Опять-таки упрощу ситуацию для непонятливых: если женщина откажется рожать (а в России, например, уже появилось сообщество молодых людей, провозглашающих бездетность в браке), жизнь на этой планете вообще может прекратиться (ну, конечно, если ученые не подсуетятся и не придумают массового «пробирочного» производства).
В фильме-победителе нынешнего ММКФ режиссера Реза Мир Карими «Проще простого» речь как раз идет об «уходящей натуре». О жизни иранской домохозяйки, какой она осталась только в глубокой провинции или восточных мусульманских странах, – с мытьем посуды и стиркой белья, готовкой еды для большой семьи и растворением женщины в интересах детей и мужа, настолько полным, что ее перестают замечать те самые домашние, которым она преданно служит. А ее гложет неудовлетворенность «человека-невидимки», не получающего любовь в ответ на свою бесконечную преданность. И хотя эта образцовая восточная женщина, возможно, никогда открыто не признается в этом, но она не может не задуматься, стоят ли даже самые близкие (всегда ли духовно близкие?) люди того, чтобы полностью забыть о себе, и неужели смысл ее жизни только в нерассуждающей жертвенности в пользу других? А еще зрителей вместе с героиней терзает главный вопрос: счастлива ли она не в глазах окружающих, а в своих собственных? И правда ли, что счастье женщины, как пелось в незамысловатой песенке, – «был бы милый рядом, ну а больше ничего не надо»?
Конечно, наша естественная потребность в растрачивании себя на других не закончилась с XIX веком (киноэкранизация романа Флобера «Простая душа» Марион Лейн про такую самоотверженность женщины опять-таки получила Специальный приз жюри на XXX ММКФ). Заметили подчеркивание «простоты» в характеристике женщины, играющей традиционную гендерную роль? Эта самая простота сейчас кажется такой сложной и порой невозможной для социально активной представительницы прекрасной половины человечества! Благо или зло принесли с собой сексуальная революция и феминизм – однозначно не ответить, констатировал показанный в рамках фестиваля американский документальный фильм (в оригинале сериал) «Секс. Революция». Эти явления просто изменили сознание людей независимо от пола. Теперь практически каждая дама сознательно выбирает работу (даже жены рублевских олигархов то книги пишут, то бутики открывают) и нередко еще общественную деятельность, а это невольно смещает с некогда единоличного пьедестала любовь и семью.
И даже когда вся наша работа – заботиться о муже и детях (а мы с вами знаем, каких сил это стоит!), она наполняется новым социальным смыслом. Потому что это уже сознательный выбор и жертва ради любимых людей (до ХХ века других альтернатив для приложения своих сил у дочерей Евы просто не было), а это гораздо сложнее психологически и имеет гораздо более высокую цену, чем раньше (ведь домохозяйка понимает, что отказывается от многих возможностей «независимой» жизни). Эта «простая» героиня уже может позволить себе чуть приоткрыть завесу непростой внутренней жизни. Так, когда жену знаменитого футболиста Марадоны, Клаудию, спрашивали, как же сумел выжить после клинической смерти от передозировки наркотиков ее Диего, она не удержалась от реплики: «Почему никто не спросит, как выжила я?» И в этом вопросе и еще больше – лице, на котором оставили неизгладимые следы усталость и страдание (тогда как Марадона до сих пор похож на поседевшего озорного мальчишку), – безответная печаль всех женщин, положивших всю свою жизнь на семью и не ждущих награды на Земле. Как видите, даже в псевдодокументальном фильме-закрытии нынешнего фестиваля «Марадона глазами Кустурицы», сцену из которого я привела, не обошлось без обсуждения роли женщины – в данном случае в жизни мужчины.
Но что происходит, если женщине все же приходится брать на себя прежде «мужскую» роль – кормильца и лидера семьи? Героиня итальянской ленты «Дни и облака» испытывает явную дисгармонию и несчастье: ее муж, которого она всегда любила и уважала, за короткое время после увольнения с престижной и высокооплачиваемой должности превращается в тряпку и истерика, не годного ни к поискам новой работы, ни к жизни в трудностях и бедности. Она же со свойственной женщинам решительностью и ответственностью за близких отказывается от любимого, но неоплачиваемого занятия реставратора, берется сразу за несколько работ и не дает распасться их семье. Приносит ли это результат? В кино – да, муж осознает, как губительно тосковать по ускользающему прошлому. Благодаря жене он понимает, что придется мужественно строить настоящее и находить в нем вечные радости, которые не зависят от благосостояния человека, – любовь, тепло, нежность, счастье от того, что те, кого ты любишь, рядом. Казалось бы, такая «простая» истина вечно возрождающейся жизни, но как трудно ее бывает принять мужчине, если рядом нет женщины… Не случайно, что именно в нашем постоянно меняющемся мире эта потрясающая природная способность женщины к адаптации оказалась так востребована. И неудивительно, что именно исполнительнице главной роли, актрисе Маргарите Буй, жюри ММКФ во главе с мудрой Лив Ульман присудило приз за лучшую женскую роль.
Устает ли современная женщина от своей силы? Конечно. Попробуйте-ка совмещать функции и мужчины, и женщины (в то время как мужчины зачастую бегут как от груза отцовства, так и от необходимости материально обеспечивать семью)! Кино не раз уже фиксировало кризисы «женщин на грани нервного срыва». Очередную несерьезную интерпретацию этой темы можно увидеть даже в американском комедийном блокбастере «Хэнкок» (фильме-открытии XXX ММКФ). Вторая половинка неудачливого супермена, Мэри, будучи сама супервумен (каждая из нас в разной степени является ею – можно и так расшифровать эту прямолинейную метафору), отказывается от своей огромной силищи ради тихого семейного счастья с простым, но очень хорошим парнем. Правда, этот выбор вызывает сильные сомнения: как долго она продержится с ним? И как долго она сможет игнорировать свой дар, посвятив себя только семье? Словом, это те же вопросы, которые не дают покоя любой современной женщине. В том числе простой российской супервумен.
Комментарии