Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Судьба

Такая долгая добрая жизнь

Миссия директора - быть образцом во всем
Учительская газета, №23 от 4 июня 2019. Читать номер
Автор:

20 мая этого года свой 100‑летний юбилей отметила Антонина Андреевна КОСТЮКОВА – педагог, учитель русского языка и литературы, директор сельской школы, человек, посвятивший воспитанию и образованию детей 37 лет своей жизни.

Антонина КОСТЮКОВА

Какие это были годы! Родилась Антонина Андреевна в 1919 году в селе Павлодар Тамбовской области, об учительской профессии мечтала с детства, окончила Борисоглебское педагогическое училище, и в 1937 году по распределению ее направили в неполную среднюю школу села Костенки Хохольского района Воронежской области учительницей начальных классов. Через год вышла замуж за местного фельдшера Ивана Яковлевича Костюкова, но вскоре его забрали на Финскую войну, оттуда сразу – даже не пришлось демобилизоваться – отправили на Великую Отечественную. Антонину в 1941‑м перевели в хреновскую школу №1 Бобровского района, только уже не педагогом начальных классов, а учителем русского языка и литературы. К этому времени молодая девушка успела окончить заочно педагогический институт в Воронеже, а с 1943 по 1944‑й в течение года проработала заведующей роно.
В это время из госпиталя в родное село Бродовое Аннинского района Воронежской области вернулся муж Антонины Андреевны. В боях на Курской дуге он получил тяжелые ранения в челюсть и шею, после лечения был комиссован и отправлен домой. В 1944 году Антонина Андреевна и Иван Яковлевич наконец снова стали жить вместе на родине мужа, в селе Бродовое. Он снова стал работать фельдшером, а молодую супругу после собеседования назначили директором и учителем русского языка и литературы в Бродовскую школу. Так началась главная работа ее жизни: в этой школе Костюкова будет директором до июня 1967 года, и только проблемы со здоровьем вынудят ее перейти на должность заведующей учебной частью, где она еще отработает до 1974 года и уйдет на пенсию. Вот только учительская династия Костюковых не прервется.
У Антонины Андреевны двое детей, пятеро внуков, пятеро правнуков и одна праправнучка. Сын – Вячеслав Иванович Костюков – окончил Воронежский педагогический институт и более 30 лет проработал учителем физкультуры в Бродовской школе. Сноха – Татьяна Александровна Костюкова, выпускница Борисоглебского государственного педагогического института, – и сегодня работает в Бродовской школе учителем начальных классов. Двое внуков – выпускники Воронежского педагогического университета, жена одного из внуков тоже педагог, работала в детском саду старшим воспитателем, а теперь методистом.
– Наша бабушка многим привила любовь и интерес к учительской профессии, – рассказывает дочь Антонины Костюковой Валентина Провоторова. – Она пользовалась большим авторитетом в селе, и ее помнят до сих пор. Все удивляются, радуются за нее и поздравляют со столетним юбилеем!
В семье дочери мама проживает последние 30 лет. Валентина Ивановна окончила Воронежский политехнический институт по специальности «инженер-метролог», работала по профессии, сейчас на пенсии. У них с мужем двое детей, живет семья в Воронеже, Антонину Андреевну все любят, и она со всеми ладит. С Валентиной Ивановной мы вспоминали, какой интересной, трудной, но в то же время светлой была жизнь во времена молодости ее мамы.
Семья и школа
Дочь Валя у Костюковых родилась в 1947‑м, сын Слава – на два года позже. Дети по маме очень скучали, потому что уже через полтора месяца после рождения дочки мама вышла на работу в школу. Помогать было некому, бабушка уехала жить в семью ко второй дочери, потому что там муж не вернулся с войны, внуки росли без отца. А у Костюковых по тогдашним меркам в доме было счастье: отец хоть и раненый, но дома, работает, мама тоже, да еще и директор школы, детки родились. Антонина Андреевна попросила односельчанку помогать управляться с дочкой за плату, еду, одежду. Школа была рядом с домом, молодая мама прибегала на час покормить малышку грудью и снова возвращалась на работу. Помощница по хозяйству оказалась женщиной доброй, дети подросли и полюбили ее, называли няней.
Глава семьи, как только немного пришел в себя после ранения, снова стал работать фельдшером: днем в амбулатории на селе, вечером, а то и ночью приходилось спешить на вызовы. «Иван Яковлевич, помоги!» – стучали односельчане в окошко. Он брал шприц, лекарства и спешил на помощь. Никому не отказывал, в ночь ездил и лечил, уколы колол, даже роды принимал на дому, потому что роженицу надо было везти в больницу за девять километров, машин не было, только лошади, зимой когда-то довезешь!
Дочка подросла и пошла учиться в школу, с мамой стали видеться чаще. Здание было старое, всего пять классных комнат, а детей много. По 45 человек сидело в классе, кабинеты, правда, были больше нынешних, но все равно тесно. Физкультурой занимались в узком школьном коридоре – война закончилась недавно, не до спортзалов было. Тем не менее, как говорит Валентина Ивановна, все было чисто и уютно. А во время большой перемены колхоз кормил детей: давали обеды и обязательно хлеб с молоком. Его любили и пили все дети!
Мама в эти годы вспоминается ей как настойчивая, добрая, сумевшая повести школу за собой и наладить дисциплину. Ученики ее не то чтобы побаивались, а больше уважали. Она не наказывала криком или физически, этого не было никогда. Она старалась убедить и призвать к совести. А самым важным воспитательным моментом было ее личное поведение: в селе каждого видно и вдали, и вблизи. За тем, как вела себя директор школы, как общалась, что позволяла себе, а что нет в разговоре и жизни, как держалась, – за всем этим наблюдали и взрослые, и дети. Она всегда была на виду и всегда старалась быть примером, в личной жизни тоже. Отцу после ранения нужно было щадящее питание, и супруга за этим следила. Хотя готовить особо было некогда. В школу на работу уходила в семь утра, а возвращалась после девяти вечера. Дома уже ложились спать, но без вечернего разговора с мамой дети угомониться не могли. Поэтому всегда ее дожидались, разговаривали, и она их укладывала. А потом бралась за готовку.

Новостройка
Еще у директора школы было много общественной работы. 20 лет она исполняла обязанности председателя избирательной комиссии, была депутатом райсовета, членом парткома. В 1961 году обратилась к председателю колхоза с просьбой построить новое школьное здание. В старом все уже не умещались, школа работала в три смены: вторая заканчивалась в семь вечера, а учиться в третью приходили те, кто из-за войны не смог получить основное образование. Новую школу построили за семь месяцев! Начали весной, а в ноябре ученики пришли в классы. При строительстве помогали все: дети месили глину, родители дранкой обмазывали стены, а потом сами поставили забор вокруг новой школы. Валя тогда училась в седьмом классе и тоже участвовала во всех работах, так же и брат. В новой школе стены раскрасили красками – цветы, природа, сценки из школьной жизни, а она, что называется, забурлила, забила ключом. Начались различные соревнования – на лучший отряд, на лучшую тетрадь, и в космос «летали», и спортом занимались, а самым активным вручали специальные значки-награды.
За всем этим стояла директор, Антонина Андреевна выписывала несколько журналов, которые обязательно прочитывала, делала выписки и старалась все новое и интересное привнести в свою школу. В новом здании был спортзал со спортинвентарем. Большие классы разделили, и детей на уроках уже сидело не больше 25 в кабинете. Учиться стали в одну смену. Купили шашки и шахматы, и ребята на переменах с удовольствием играли в эти игры. Летом выбегали на новую спортплощадку, где главным был всеми любимый учитель физкультуры Василий Филиппович Зименский. Позже его заменит Вячеслав Иванович Костюков, брат Валентины, сын Антонины Андреевны.
Валентина Ивановна вспоминает, что стены в новых школьных коридорах помогал расписывать папа, он хорошо рисовал и акварельными красками создал на стенах четыре картины – ярких, веселых с надписями «Пусть всегда будет солнце!», «Пусть всегда будет небо!», «Пусть всегда будет мама!», «Пусть всегда буду я!». Последнее тоже было очень важно, потому что мама-директор считала, что не только отличники и хорошисты имеют право на уважение, но и слабенькие троечники, им только надо помочь. Двоечников в школе не было, но было много детей из трудных семей, в которых война забрала отца, деда, или люди возвращались, но уже совершенно другими, например безногими инвалидами или эмоционально подавленными, не сумевшими найти себя в мирной жизни. А дети росли, их надо было учить, воспитывать, и порой это ложилось лишь на плечи школы, а значит, и директора.
Очень важным в своей работе директор считала проведение педсоветов, на которых они с учителями обсуждали, как нужно строить уроки, чтобы дети ходили на них с удовольствием.
– У нас была учительница физики, которую мы слушали с открытым ртом! – Вспоминает Валентина Ивановна. – И мама хотела, чтобы и другие педагоги так работали. Убеждала их думать над своими уроками, чтобы дети шли в школу с удовольствием.

Самая добрая мама на свете!
Своих родных детей Антонина Андреевна воспитывала тоже только словом и убеждением. В школе они обязательно должны были вести себя хорошо. «Если только мне на вас пожалуются, не обижайтесь», – так она говорила своим детям, и этого было достаточно, чтобы те вели себя примерно. Дочь вспоминает один случай, когда брат что-то нашкодничал немножко в школе и дома. Тем не менее мама, придя после школы домой, посадила ребят перед собой и сказала так: «Если на вас – детей директора школы – будут жаловаться и показывать пальцем, что тогда остается делать другим детям? Мне ведь тогда с них и спросить будет нельзя. Люди скажут: «Как же ты наших берешься воспитывать, если своих воспитать не можешь?!»
Маленькая Валя очень любила, когда мама брала ее с собой на рынок в Анну – районный центр, до которого от Бродового километров семь. Ходили пешком, но эту дорогу десятилетняя девочка преодолевала с удовольствием, потому что всегда на рынке можно было попросить маму купить грушу или яблочко. В Бродовом своих садов нет, только огороды, вода близко – деревья не растут. Анна находится повыше, и там у всех сады. Поэтому мама на рынке всегда покупала дочке гостинчик. А однажды Валя выпросила кофту – вязаную, красивую-прекрасивую! Голубенькую, воротничок сначала стоечкой, а потом переходит в отложной, обработан белой шерстяной ниткой, а вокруг горловины сиреневые цветы – маленькие розочки необыкновенно красивой вязки! Мама сначала пыталась отговаривать, ведь если кофту купят, то не останется денег на еду, жить будет не на что. Но дочка так сильно просила!
– И мама растаяла душой! Не знаю, как она потом выходила из положения, скорее всего, занимала деньги, но купила. Я этот подарок на всю жизнь запомнила! ­- со слезами в голосе вспоминает Валентина Ивановна. – Мы очень рады, что у нас такая мама. Авторитет у нее был очень большой, она много трудилась и учила нас только хорошему. Она никого никогда не оскорбляла, не унижала, всегда считала, что главное в воспитании – личный пример и убеждение.
Антонина Андреевна Костюкова – ветеран труда, отличник народного образования, награждена почетными грамотами Министерства просвещения и областного отдела народного образования. В 1948 году награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941‑1945 годов».

Редакция «Учительской газеты» присоединяется к поздравлениям родных, друзей и учеников Антонины Андреевны. Мы сердечно поздравляем вас со столетним юбилеем! Спасибо вам за ваши труд и доброту!
Воронежская область

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt