search
main
0

Так закаляется сталь. или Как организовать «приток мозгов»

Как и любое высшее профессиональное учебное заведение, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», формируя стратегию и тактику своего развития, ставит перед собой вполне конкретные цели. Способность к их достижению определяет потенциал учреждения как составной части всей системы образования страны в целом.

Сегодня каждый вуз самостоятельно выбирает и расставляет приоритеты, создавая в этой совокупности целей свою иерархическую структуру так называемого дерева целей. Несомненно, глобальная декларируемая цель любого учебного заведения системы профессионального образования сводится к достижению максимально высокой позиции в системе экономического и культурного воспроизводства государства. Стремление к ней осуществляется через достижение целей более низкого уровня, реализуемых решением вполне конкретных задач. И одна из них – кадровая.

Реализация конкретной задачи, в том числе и кадровой, всегда требует наличия у организации как субъекта экономики, вне зависимости от организационно-правовой формы, специализации и масштаба деятельности, вполне определенных ресурсов – материальных, трудовых, финансовых. Это в полной мере относится и к вузам, специфика образовательного процесса которых выдвигает на первый план такие ресурсные активы, как учебно-методический, материально-технический, финансовый и в первую очередь кадровый.

Очевидно, что высококачественный уровень методического обеспечения образовательного процесса, составляющего важнейшую часть профессиональной деятельности вуза, может быть обеспечен только при наличии высококвалифицированного научно-педагогического коллектива. От этого фактора в конечном итоге зависит как качество самого образовательного процесса, так и его результат – уровень квалификации выпускника, успешность его будущей профессиональной карьеры, возможность дальнейшего обучения на следующем уровне образования в системе высшей школы России.

Наш университет, как и многие вузы страны, которые славятся традиционно высококвалифицированным кадровым потенциалом, решает проблему воспроизводства научно-педагогического состава, исходя из своих собственных возможностей. В былые времена это можно было сделать сравнительно легко – за счет аспирантской подготовки в рамках своего же университета, что помогало сохранить преемственность школ и упростить процесс передачи опыта от старшего поколения младшему. При этом постоянный приток перспективной молодежи в вуз был обеспечен благодаря высочайшему статусу научно-педагогического работника высшей школы.

К сожалению, после распада СССР система высшего образования России тоже претерпела ряд радикальных изменений. Это привело к снижению материального и технического обеспечения, утрате лидирующих позиций на мировом рынке образовательных услуг. Дальнейшая коммерциализация высшей школы, хаотичный рост количества самостоятельных образовательных учреждений и их филиалов привели к тому, что зачастую образование во многих вузах, за исключением элитных, превращается в самую настоящую профанацию.

Чтобы избежать этого, мы сделали ставку на формирование кадрового потенциала университета в основном из собственных выпускников. При этом для развития ряда перспективных направлений обращаемся и в другие университеты, у специалистов которых за плечами вполне конкретный и успешный опыт в данной области знаний.

Начиная с 2007 года у нас стартовала программа «Омоложение кадров», в рамках которой мы ежегодно в средствах массовой информации объявляем конкурс, приглашая из регионов России наиболее квалифицированных специалистов в той или иной области подготовки. Для них в университете образован специальный фонд, из которого осуществляется доплата в размере 30 тысяч рублей к уже имеющемуся окладу и, что немаловажно, предоставляется служебное жилье.

Для молодых преподавателей в университете уже несколько лет работает программа «Молодой преподаватель». В результате средний уровень оплаты труда наших научно-педагогических кадров составляет около тридцати тысяч рублей в месяц. Если же работник успешно совмещает педагогическую деятельность с наукой, то и зарплата может увеличиться в разы. К примеру, у нас есть молодые сотрудники, получающие свыше 80 тысяч рублей.

В октябре 2008 года указом Президента РФ нашему вузу как уникальному учебно-научному центру по подготовке специалистов в области металлургии и материаловедения одному из первых в стране был присвоен статус национального университета. Это стало подтверждением качества и эффективности научной и образовательной деятельности учреждения.

В 2009 году Правительством РФ была утверждена Программа развития НИТУ «МИСиС», в рамках которой мы проводим модернизацию образовательного процесса, образовательных технологий и исследований в университете. Наша цель – добиться того, чтобы он действительно стал университетом мирового класса.

В настоящий момент МИСиС, будучи одним из ведущих политехнических университетов, специализируется на выполнении перспективных фундаментальных и прикладных исследований. Наши ученые занимаются исследованиями свойств новых материалов, использованием нанотехнологий в промышленности, внедрением информационных технологий на производстве. Кроме того, все более и более востребованы разработки в области экологии и техносферной безопасности.

Как закономерное последствие приобретения статуса национального исследовательского технологического университета ожидается, что мы сможем существенно уменьшить учебную нагрузку преподавателей. У них будет больше времени для саморазвития, проведения исследований и занятий наукой. Это в конечном счете отразится на качестве образования и уровне оплаты их труда. Поэтому если у любого из наших ученых или преподавателей есть желание работать и способность творчески мыслить, университет готов поддержать его как морально, так и материально.

Уже сейчас, к примеру, по некоторым наиболее востребованным научным направлениям наши сотрудники получают зарплату более 150 тысяч рублей, что, безусловно, сопоставимо с размером оплаты труда в зарубежных университетах. Немудрено, что теперь мы имеем дело не с «утечкой», а, наоборот, с «притоком мозгов». Наши же выпускники, которые в 90-е уехали за рубеж (в Японию, Германию, Италию, США), сейчас с охотой возвращаются в альма-матер, имея за плечами опыт научно-исследовательской работы в университетах мирового уровня. Думаю, что они значительно усилят кадровый потенциал университета в будущем.

Кстати, начиная с этого года наряду с государственным дипломом мы начинаем выдавать своим выпускникам документ европейского образца на английском языке, формат которого установлен Болонским соглашением. Курсы, которые студенты прослушали за все время обучения, будут пересчитаны в зачетные единицы, и это обеспечит сопоставимость нашего диплома с любым европейским или американским. Таким образом, выпускники получат полностью легитимный документ об образовании международного уровня, что позволит им устроиться в любую западную компанию без «верификации» диплома. Мы надеемся, что часть выпускников, после того как попробуют и приложат свои силы и знания в зарубежных университетах и компаниях, со временем вернутся в родные стены. И такая творческая мобильность наших ученых, равно как и успешное международное сотрудничество, будут на пользу всем.

Дмитрий ЛИВАНОВ, ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте