search
main
0

Так рождается любопытство. Эффективное образовательное пространство

​Эффективность образовательного пространства зависит не только от объективных качественных характеристик образовательной среды, но и в немаловажной степени от желания находящегося в нем субъекта это пространство осваивать, то есть увеличивать свой багаж знаний, умений и компетенций, применять их в разных условиях.

Иными словами, ни одна школа, ни один музей или театр, никакие современные технические средства и технологии, имеющиеся в образовательном пространстве, не будут полезны для учащегося, если он сам не захочет с пользой для себя использовать их образовательные возможности.Таким образом, первой задачей при создании эффективного образовательного пространства является мотивация учащегося к его использованию. Конечно, у разных обучающихся разные интересы, и поэтому крайне важно, чтобы образовательная среда отвечала многообразным запросам и интересам, то есть была универсальной и вариативной.Вариативность важна во всех компонентах образовательной среды. Она должна быть и на уроках, и во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования и предпрофессиональной подготовки.Вариативность образовательной среды урока достигается использованием различных педагогических технологий, предполагающих возможность самостоятельного выбора учащимся заданий, соответсвующих его уровню знаний и умений (воспроизводящие, частично-поисковые или задания творческого уровня), свободное использование различных источников информации по проблеме урока, возможность работать над индивидуальной задачей в индивидуальном темпе. Естественно, такой подход требует особого внимания к планированию деятельности учащихся на уроке, тщательного отбора учебного материала и системного (в рамках всей образовательной системы, а не на отдельном уроке) отношения к принципу вариативности.Вариативность во внеурочное время предполагает не только многообразие форм деятельности, но и в том числе вовлечение учащихся в деятельность, в рамках которой каждый из них сможет удовлетворить свои интересы, проявить и развить способности. Конечно, эффективной в таком случае будет среда, сформированная с учетом возрастных психологических особенностей (так, например, игровая, творческая, трудовая, познавательная деятельность может сочетаться в разных комбинациях и пропорциях для учащихся на разных ступенях образования).Указанные принципы в полной мере должны быть реализованы и в системе дополнительного и предпрофессионального образования. Можно даже сказать, что здесь этот принцип особенно важен, так как именно в этих элементах образовательной системы заложен самый большой потенциал вариативности.

Но самое главное, что все это не будет работать без одного важного компонента. Этот компонент – учитель, который вкладывает свой труд в конструирование эффективной образовательной среды. Именно от учителя зависит, насколько эффективно будут использоваться ресурсы образовательного пространства и какой облик оно будет иметь. Думаю, что в наш технологичный век, как это ни парадоксально, возрастает значение человека, который готов помочь учащемуся не заблудиться в насыщенной информацией и возможностями современной образовательной среде.

Андрей ЕРЕМЕЕВ, учитель истории и обществознания школы №1504

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте