Из окон творческой лаборатории Алексея Алексеева, что в одном из самых живописных районов Москвы, далеко видны многоэтажки, крыши которых островками выскальзывают среди крон старых деревьев. Рев машин доходит и сюда, на последний этаж высотного дома, и диссонансом врывается в наш неторопливый разговор. Поистине спрятаться от городской суеты невозможно даже здесь, в художественных мастерских Союза художников России.
Но это, как выяснилось, не мешает прикоснуться к подлинному искусству.
«Все так просто в этой жизни и в то же время страшно». Художник и педагог Алексей Алексеев говорит так потому, что относит себя к потерянному поколению. Люди, которым сегодня за тридцать, учились и росли при социализме, зрелость же встретили при капитализме. С перестройкой общественной жизни стали рушиться и законы мироздания, на постижение которых потрачена юность, и активные, грамотные, полезные члены общества вынуждены метаться в поисках своего места в новом мире. У Алексеева, к счастью, была возможность выстоять в наше переменчивое время. Он нашел способ «не потерять» себя, и более того – помочь другим не растеряться, осуществить то, о чем человек мечтал с детства, то, к чему лежит его душа.
«Я время трогаю рукой…»
В переломный момент истории художники всегда возвращаются к русским культурным ценностям. К корням. Таковыми Алексеев считает старую Москву. Коренной москвич, он посвятил ей много своих работ, и эту тему считает центральной. «Москва. Большая Якиманка. ХVII век», «Вечер. Сретенский бульвар», «Кусково»… Многие работы имеют в своем названии указание времени – «ХVII век». Это потому, что предпочтение художник отдает допетровскому периоду истории Москвы, когда сформировался в основном нынешний облик столицы с его боярским укладом жизни. И, к счастью, улицам, площадям и переулкам в настоящее время вернули их исторические названия, которые давались три-четыре века назад.
Даже когда мастер пишет Москву и ее окрестности такими, какие они есть сегодня, старается как можно меньше давать атрибутов современной жизни (иначе столичный автопарк заполонил бы все пространство картины!) и в каждую деталь вкладывает особый культурно-исторический смысл.
Главный собор города (картина «Храм Христа Спасителя») нарисован так, будто он не стоит на земле: изображенный на переднем плане мост как бы приподнимает его в воздухе над всем греховным. И еще одна интересная деталь. Художник не стал «золотить» купола. «Просто не хотелось, чтобы мои работы были похожи на какие-то дешевые подделки и чтобы пропаганды религиозности не было», – признается мастер.
Алексею интересно заглянуть в века и… хоть на секунду отвлечься от действительности. В его картинах время как бы приостанавливает свой ход. Нет, это не идеализация патриархальной Руси и не смещение времен. Как говорит художник, это просто наша Россия, которую мы можем увидеть уже за триста километров от мегаполиса и почувствовать дух нашей провинции, где мало что изменилось с течением времени, понять то, чем живут обычные земные люди. «Устаешь от города, хочется на природу, но вот парадокс: когда мы, городские жители, выезжаем надолго за город, нам хочется назад…»
Очень сложно то, что видишь на улице, приносить в мастерскую и передавать на полотне. Чтобы ярко предстали образы, вырисовывался сюжет, нужно обладать большой энергетикой и силой воображения. На одной из картин показана целая сценка. …Подъехал к терему возок, вышел оттуда боярин, тут же его охрана, кто-то распрягает лошадь, а кто-то не теряет времени и заигрывает с молодицей. Встречающие отдают важной особе почести, поодаль милостыню просят монашки… Колоритная, эмоциональная картинка на тему «Зимняя Москва».
Вспоминаются строки современного автора Николая Левитова:
Москва. Зима. Начало века.
Тверской бульвар блестит
от снега.
Такая тишь! Такой покой!
Так много воздуха, так много
Того, то хочется душе…
Как бабушка Доня спасла иконы
Прадед Алексеева был декоратором в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Дедушка пошел по военной линии, он кадровый офицер. Так получилось, что когда Алексей был призван в армию, служил в тех же самых местах, что и дед. В городе Павловске под Санкт-Петербургом, в бывших Павловских казармах.
По линии матери корни – в Рязанской области. В мастерской на одной из картин я увидела прабабушку Алексея Адольфовича по материнской линии, «бабушку Доню», как называли ее в семье. Изображена она на фоне иконы. И не спроста. Эта русская женщина в мире с людьми и Богом прожила больше 90 лет! Жила она напротив церкви и, когда стали ее разрушать, часть икон забрала к себе, спрятала и сохранила, хотя очень рисковала…
Человек, который дал жизнь Алексею, оказал на него большое влияние во всех отношениях. Имя Адольф, кстати, он получил во многом из-за просвещенности деда, который, зная о большой дружбе в 1934 году СССР и Германии, решил таким образом поддержать ее. Как жилось с этим именем мальчику во время войны, можно только представить!
В мире глубоких, сильных чувств
Адольф Евгеньевич Алексеев – известный художник, член студии военных художников имени М.Б.Грекова. Борис Неменский, к слову сказать, тоже работал в этой студии во время войны.
А.Е.Алексеев участвовал в воссоздании панорамы Ф.Рубо «Бородинская битва», за что был награжден золотой медалью Грекова. Создал цикл работ на военно-историческую тематику, за картину «Москва. Окружная. 1941 год» удостоен серебряной медали Академии художеств СССР. Уже в наше время ему было присуждено звание заслуженного художника России.
Манера, которая была свойственна отцу и в которой работает сам Алексеев, художник называет реалистическим импрессионизмом – это когда много-много цвета с наслоениями на подкладках и… скрытой музыкой. «Я стараюсь в своих работах показать музыкальность цвета», – говорит Алексей. А еще, как мне показалось, эти работы просты и безыскусны, но за этим скрывается необыкновенно смелое и поэтическое изображение окружающего мира.
«То, чем я сейчас занимаюсь, – это своеобразный способ не потерять себя. Я считаю, что наше поколение во многом сбилось с того направления, которое называется общечеловеческим, и вернуться можно через искусство».
Работы цикла «Старая Москва» получили высокую оценку в Московской городской Думе, где устраивались персональные выставки художника. Одна из них называлась «Династия», на ней были представлены работы отца – Адольфа Алексеева и дяди – Константина Назарова. Вполне возможно, что пройдет несколько лет, и к этой династии присоединятся самые юные представители рода Алексеевых – 10-летняя дочь Вика и 6-летний сын Владимир, которые с увлечением рисуют вместе с папой.
Быть художником совсем не обязательно
Алексей Алексеев не только занимается творчеством, но вот уже 15 лет реализует себя в педагогике, «заражая» своей любовью к изобразительному искусству все больше людей. Он говорит, что в его жизни успешно соединились две эти линии, начала которым дали родные. С одной стороны, это была семья художников (ко всему прочему брат и сестра Алексея тоже художники), с другой – педагогов (мама и дядя – преподаватели). Как тут не начать заниматься педагогической деятельностью!
А.Алексеев закончил Московский государственный педагогический университет имени Ленина. Дипломным руководителем его был народный художник СССР, профессор живописи Константин Мефодиевич Максимов, тот самый преподаватель, который более 30 лет назад руководил дипломной работой у отца! Вот еще одно счастливое совпадение. Алексей Адольфович работает сейчас в Международной школе дизайна и думает над тем, как открыть свою школу. Запала в душу и уже несколько лет не дает покоя художнику-педагогу идея совместного обучения детей и взрослых. Ребят в школу изобразительного искусства будут приводить мамы с папами (а возможно, и бабушки с дедушками), и они вместе будут постигать секреты мастерства – по разным методикам, разным программам, но параллельно, под одной крышей и в одно и то же время, участвуя семьями в выставках и других интересных мероприятиях.
«Я могу повлиять на ситуацию бездуховности и потери нравственных ориентиров в обществе только тем, что приучаю людей к труду через освоение своей профессии», – говорит Алексей. А это ведь очень важно, с какой стороны ни посмотри!
Пока нет такой школы – Алексеева. Но художник сплачивает вокруг себя талантливую молодежь. Он организовал творческое объединение начинающих, более опытных художников и мастеров российской культуры под названием «Комар», которое живет в Москве два года. Пояснение этому необычному названию такое: комар постоянно дает о себе знать. Объединение называют еще другим словом – «семья», ибо есть здесь свои родители и дети, учителя и ученики – и в творчестве, и в жизни, что создает особую атмосферу доверительных отношений и духовной общности. Первая общая выставка проходила в Центральном доме актера имени А.А.Яблочкиной в ноябре 2002 года, вторая – в выставочном зале Таганского района в июне 2003 года.
Алексеев, член Союза художников России, имеющий в своем арсенале десятки выставок и конкурсов, особенно трепетно относится к творчеству молодых, помогает раскрыться каждому, независимо от того, станет ли тот профессиональным художником или нет. Он стремится только к тому, чтобы его ученики и более молодые коллеги оттачивали свое мастерство, добиваясь профессионализма в исполнении работ. Беспокоится о том, чтобы они выставлялись и оценивались, чтобы продолжали традиции русской реалистической школы живописи.
Синтез педагогики и творчества всегда был свойственен русским художникам разных времен, и Алексей Алексеев подтверждает это.
Комментарии