Свобода при обучении является необходимым компонентом для сохранения естественного желания познания. Только не ощущая давления, по-настоящему можно раскрыть свой творческий потенциал и добиться высоких результатов. Но не все могут работать и учиться в условиях полной независимости. Сначала нужно воспитать в человеке личность и подготовить его для адекватного восприятия свободы, показав, что в таких условиях учиться гораздо комфортнее. Но вместе с тем нужно задать стимул к достижению цели и привить желание работать. Без напряжения учеба дается легче, ребята учатся с удовольствием. И только в окружении положительных эмоций в полной мере раскрываются все их умения и способности.
«Одеваем» знания в комфортную атмосферу
Чтобы добиться большей работоспособности и увеличения интереса при обучении, необходимо в равной мере задействовать левое и правое полушария мозга (это очевидно хотя бы из принципа симметрии как одного из критериев научного познания). Когда участки мозга задействованы неравномерно, мозг отключается и теряется концентрация. При разноплановой работе, творческой и интеллектуальной, либо при постоянной смене вида деятельности как перерывах в работе возникает больший энтузиазм и, как следствие, увеличивается продуктивность и вырабатывается умение применять свои навыки к жизни. Есть версии, что Эйнштейн играл на скрипке для того, чтобы развивать связи между различными отделами мозга, которые активируются в том числе при музыкальной деятельности, когда задействованы аналитика и мелкая моторика. В итоге ему приходили такие гениальные идеи, которые не могли прийти в других ситуациях.
Когда знания приходят к человеку «голыми», то есть не связанными с чем-либо ассоциативно, без контекста и базы, без ощущения, что их реально можно переработать и понять информацию, то мозг и психика также начинают адсорбировать входящую в него информацию. Чтобы этого не происходило, нужно создавать благотворную учебную обстановку: дружественная атмосфера, обучение с юмором, комфортные аудитории.
Мы мыслим не объектами, а событиями, как утверждал философ Людвиг Витгенштейн. Можно даже развить тему и сказать, что мы мыслим нашей реакцией на эти события. Отсюда следует, что когда постоянно сидишь на занятиях в запертой душной аудитории и весь учебный процесс происходит однообразно, то ассоциативное мышление и правое полушарие мозга тем более перестают работать. Человек близок природе и без непосредственного контакта с ней не добьется хороших результатов. Поэтому для получения продуктивных результатов во время учебы и удовольствия от учебного процесса необходимо делать перерывы между занятиями, чередовать умственную деятельность с творческой и двигательно активной, по возможности переносить часть занятий на свежий воздух. Пока такие условия недостижимы на практике в полном объеме из-за большого количества занятий, но в перспективе можно часть занятий перевести на более свободные условия нахождения в учебном пространстве.
Минимум «надо» и максимум мотивации
Касательно построения учебного процесса и поведения преподавателя по отношению к ученикам существуют несколько принципов, которыми следует руководствоваться для достижения лучших результатов. В первую очередь не стоит давить на учеников и запугивать их, нужно давать им стимул учиться и прививать любовь к обучению. Минимум «надо» и максимум мотивации. Тогда все, чего требует преподаватель, не будет вызывать отторжения, а возникнет естественное желание достигнуть результата. Еще один важный момент в постановке процесса обучения – четкое обозначение целей, к которым должны стремиться учащиеся. Задачи также должны быть по силам, иначе будет возникать ощущение, что результат недостижим, и ученики могут сложить руки. Как писали мне мои студенты, «мы всегда знали, что даже если у нас ничего не получится, то вы нам поможете и поддержите нас, а это самое главное».
Если говорить не о просто рутинной работе, а о достижении творческих результатов, то здесь движет интерес познания: а что же получится в результате? Интерес или природное любопытство проявляется тем лучше, чем меньше давит то, что надо что-то сделать в конкретные сроки. Хотя при определенных обстоятельствах сжатые сроки и четкие дедлайны тоже могут быть хорошим стимулом к работе.
Замотивировать учащихся увлекательной информацией на десерт или чем-то интересным в процессе работы, что сквозит между информационными блоками или задачами на занятиях.
Для наилучшего запоминания, понимания и увлеченности следует интерактивно вовлекать учеников в занятие, не заставлять ходить к доске, но предлагать им выйти туда самим, показывая, что это улучшит их уровень и вовсе не направлено на критику или запугивание, либо спрашивать промежуточные ответы, чтобы они не теряли концентрации, а все время были вовлечены в работу.
Стоит отметить, что работа и выступления у доски для всех (даже для учителей) отнимают гораздо больше ресурсов, сил и сосредоточенности, но тем самым повышают уровень восприятия учениками информации и глубину понимания в разы. От промежуточных вопросов виден уровень понимания. Но главное – не запугать.
Все дело в балансе
Что лучше в учебной деятельности – постоянство или интервальность? Лучше – сбалансированный симбиоз. Для различных групп учеников существует разная мотивация: для студентов и школьников важна эмоциональная связь с преподавателем, а для взрослых – с долговременными целями. Для людей в обучении также не последнюю роль играют личные связи. Обаятельные ученики. Справедливость против эмоционального фона.
Образование – это способность работы с фактами. Неформальность расслабляет, и в такой обстановке думается лучше и непринужденней. Также качественнее оказывается заниматься в необычных и новых местах и там, где ты знаешь, что тебя не потревожат.
Работать «маленькими кусочками» эффективнее, чем большими. Например, в долгом поезде все размазывается по времени, и ты не можешь сконцентрироваться на работе – «успеется еще». А в короткой электричке все быстро делается, потому что есть лимит по времени. Как говорят многие студенты, «бот занимает все отведенное для него место». Свобода также может заключаться в том, что во время учебы оказывается возможным менять рабочие места и не быть ни к чему привязанным.
Свобода в образовании должна подразумевать подстройку подачи информации под учащихся. Чтобы не загнать учеников в собственный угол достижения результатов и оставить легкость и свободу, нужно вырабатывать у них определенную долю пофигизма. Чем больше знаешь, тем больше напрягаешься, потому что за большее дрожишь и знаешь, насколько можно улучшить. Дополнительные знания привносят лишнюю самокритику.
Раньше, в советское время, ученые допускали больше свободы в своей деятельности, добавляли творческость, которая делала их труды более глубокими и объемными, способствовала дальнейшему поиску ответов на вопросы. Сейчас все формализовали, и прогресс в этом плане застопорился. В образовании такая же схема – нужно проводить параллели и вводить творческую свободу в учебный процесс, в постижение точных и других дисциплин. Это будет способствовать комплексной работе мозга и перестройке нейронных сигналов между множеством областей, что будет влиять на нахождение принципиально новых решений и способствовать более широкому взгляду на проблемы.
Свободный или гибкий график – работай или учись, где хочешь, – позволяет адаптировать личные потребности в обустройстве рабочего места. Кому-то привычна городская среда, кто-то любит уединение с природой и все кажущиеся неудобства, связанные с этим, воспринимает как удовлетворение естественных потребностей, без которых гармонично не может существовать человеческий организм. Это доставляет радость и прилив дофамина.
Социализация учащихся не противоречит их свободе. Коллективные перерывы на физнагрузки и внеучебные социальные взаимодействия укрепляют моральный дух учеников и увеличивают способность к усвоению новой информации.
Социальность людей выражается в том, что им нравится, когда их особенности и интересы совпадают с таковыми других. Тогда в этом коллективе они чувствуют себя прочнее.
Радость познания
Если в сжатые сроки ученикам давать слишком много знаний и заданий, то впоследствии им не будет хотеться ни интенсивно учиться, ни интенсивно работать, потому что накопится огромная усталость и все время будет казаться, что они недорабатывают и недогружаются, так как раньше могли сильно больше.
Лучше не сгребать информацию концентрированно в одну кучу, а более равномерно распределять образовательную нагрузку по времени. Иначе потом начнется отторжение и ничего не будет хотеться в принципе делать по жизни. Должны быть радость и удовлетворение от учебного процесса.
Мозг начинает хуже работать, когда перестаешь давать себе отдых – и кратковременный, и долговременный – и все время заставляешь себя что-то делать и воспринимаешь отдых как потерянное время. Нужно отводить специальное время для отдыха, не «давить» себя тем, что ты ничего не делаешь, а считать, что это что-то полезное.
Роль больших и маленьких перезагрузок, которые нужны мозгу для плодотворной работы, бесспорно, подтверждается на опыте. Небольшие перезагрузки просто необходимы для результативной деятельности. Поэтому во время работы мы постоянно пытаемся отвлечься. Это как перемены в школе.
Но нужно и глобально отдыхать и отвлекаться. Когда хорошо отдохнул, можно выполнить работу быстро и с новыми силами. Поэтому в каникулы или отпуск важно не думать о работе и учебе, а интенсивно отдыхать. Но хорошо и заслуженно отдыхается только после того, как ударно потрудился. Поэтому если вы сделали мало сегодня, мало и завтра, а послезавтра уже выходной, то совесть не даст отдохнуть по полной. В этом случае нужно мотивировать себя активнее работать к выходным. А после того как хорошо отдохнешь, снова работать можно усиленно. Аналогично, когда недоспишь, дела делаются медленнее, и лечь спать пораньше не удается, потому что на диком тормозе никак не закончишь все запланированное. Поэтому очень важно высыпаться для плодотворной работы.
Также важно иметь промежуточные результаты работы, реперные точки, после которых можно расслабиться и почувствовать результат от сделанного дела. Когда делаешь перерывы в переработке информации, то все лучшее воспринимается и с нашим новым бешеным темпом жизни и – с появлением новых устройств и технологий – кусочечным восприятием информации такое запоминание будет гораздо более интенсивным. Видеолекции полезны тем, что можно повторить кусочек информации несколько раз и закрепить его. Можно подстроить скорость под себя. А с другой стороны, если не перематываешь, то скорее сам что-то додумаешь.
Если размазать более равномерно нагрузку на учебные годы, то можно было бы глубже воспринять информацию и понимать, как применять ее к практике и что и зачем нам надо. Исследования по нейробиологии говорят нам, что чем чаще мы что-то повторяем, тем лучше запоминаем. А значит, в режиме аврала, когда не успеваешь повторить и пропустить информацию через себя, в долговременную память эта информация вряд ли попадет. И чем при этом больше перерывы перед повторениями, тем лучше и дольше усваивается информация. Интенсивная и плотная нагрузка не дает нейронам отдохнуть и синтезировать белки на промежуточной стадии. Этим грешат многие сильные вузы и школы с углубленным изучением предметов.
Не стоит слишком сильно анализировать себя, нужно пускать на самотек какие-то моменты и давать им интуитивное развитие.
Татьяна МОРОЗОВА
Комментарии