Внучка Ангелина вместе с мамой были очень удивлены и обрадованы тем, как сам директор новой школы, куда они перевелись, встречал у входа каждого ученика, здоровался, поздравлял с началом занятий, желал успешной учебы. И такое внимание, оказывается, имеет место здесь постоянно, не только в праздничные дни.
Добрая традиция школы, поведение директора сильно взволновали и меня, проработавшего руководителем техникума 29 лет, вспомнилась моя попытка внедрить подобную практику.
Я предложил своим замам по примеру замечательного педагога, мыслителя и гуманиста В.А.Сухомлинского каждое утро радостно и весело идти навстречу студентам, но вместо вдохновенной поддержки услышал в ответ: «Ну, так это же классики. А в обычном учебном заведении такое невозможно».
Это, безусловно, неверное, упрощенное понимание роли и значения теоретических взглядов и опыта лучших представителей педагогического Олимпа побудило тогда внести серьезные коррективы в работу школы педагогического мастерства техникума, заседаний педагогического совета, в программы личностного роста преподавателей.
Заимствование бесценных идей теоретиков и философов от образования и педагогики заметно активизировало творчество преподавателей, расширило дискуссионное поле в решении проблемных вопросов, привело к сомнениям и собственным открытиям. С большим воодушевлением внедряли в своем учебном заведении живую педагогику, обучение в работе на базе действующих учебно-производственных подразделений – магазина «Надежды Меркурия», студенческой торговой фирмы, торгового отряда, бизнес-центра и др. Постоянная работа по воспитанию молодежи историей, обогащению культурой, участие в студенческой театральной студии «Ника», в волонтерском движении, реализация проекта по повышению роли семьи в современной жизни и много других обучающих и воспитывающих направлений деятельности вызывали интерес у студентов, преподавателей, позволяли обеспечивать должный уровень качества образования, формировать настоящих профессионалов, достойных граждан и патриотов нашей страны.
Обращаясь вновь к творчеству талантливого педагога-практика, бескорыстного подвижника дела воспитания и обучения В.А.Сухомлинского, с большим огорчением необходимо отметить наметившееся сегодня несоответствие между заслуженным признанием его имени, частым цитированием трудов в научной и популярной педагогической литературе и невостребованностью, сложностью применения на практике его страстных призывов к воспитанию в детях патриотизма, гуманизма, любви к труду, людям труда, служению Родине, обществу, людям.
Идеям Сухомлинского о национальной школе и народном воспитании противостоят в наше время идеи коммерциализации образования, когда на первом плане – деньги.
Валерий НАПЁРОВ, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук
Комментарии