Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Тайный эксперимент. Исследование по теме «Электрический ток», 8-й класс

Учительская газета, №29 от 15 июля 2008. Читать номер
Автор:

Цели: повторить и обобщить знания об электрическом токе, его основных характеристиках, проверить и оценить свои практические и теоретические знания, применить их в нестандартной ситуации, выполняя компьютерную лабораторную работу.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Особенности:

применение знаний, умений и навыков в нестандартной ситуации;

отработка навыков работы с компьютером;

интеграция физики и информатики;

создание предпосылок к осознанному выбору профиля обучения.

Объект исследования: электрический ток.

Этапы:

1) Проведение эксперимента в виртуальной лаборатории.

2) Тест-контроль.

3) Чертеж схемы электрической цепи.

Оформление результатов исследования: технологическая карта.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, технологическая карта проведения исследования (Приложение 1), презентация урока.

Ход занятия

Постановка целей и задач

Мы с вами закончили изучение темы «Электрический ток», и наш сегодняшний урок посвящен повторению и обобщению знаний об электрическом токе, его характеристиках, элементах электрических цепей и закону Ома для участка цепи. Мы сможем проверить и оценить практические и теоретические знания и, конечно, отработать навыки работы с компьютером.

Наш урок не совсем обычный. Мы совершаем путешествие в физическую лабораторию, созданную учениками профильного 11-го класса. Поэтому сегодня нам пришлось из кабинета физики переместиться в компьютерный кабинет. Главным консультантом и помощником на уроке будет учитель информатики. А исследовать нам предстоит виртуальные электрические цепи.

Перед вами находятся технологические карты исследования, в которых указан маршрут нашего урока. Их вы будете заполнять в течение всего урока. Укажите, пожалуйста, в своих картах фамилию, имя и класс.

Ученики профильного 11-го класса в секретной школьной лаборатории провели виртуальный эксперимент по исследованию резисторов с помощью специальной установки. Но, к сожалению, все данные исследования безвозвратно утеряны. Вам придется восстановить весь ход событий и установить закон, который изучали в своей лаборатории старшеклассники.

Итак, приступим к открытию файлов. (В презентации появляется надпись – рис. 1.)

Проведение экспресс-опроса

Прежде чем вы займетесь исследованием в виртуальной лаборатории, проверим вашу готовность и проведем экспресс-опрос (работаем с презентацией):

Что называется электрическим током?

Какие частицы ответственны за наличие электрического тока в металлах?

Назовите основные характеристики электрического тока.

Что называется силой тока? С помощью какого прибора и как ее измеряют?

Определите цену деления амперметров на слайде.

Что называется электрическим напряжением? С помощью какого прибора и как его измеряют?

Определите цену деления вольтметров на слайде.

Молодцы, вы успешно прошли первое испытание, и мы переходим к проведению исследования в секретной физической лаборатории.

Выполнение 1-го этапа работы

Вы, как наиболее подготовленные юные физики, прошедшие экспресс-контроль, должны за 15 минут раскрыть тайну экспериментальной работы, проведенной вашими коллегами из 11-го класса, и внести результаты в технологические карты.

Прошу вас значения сопротивлений реостата R2, которым вы будете регулировать ток в цепи, устанавливать в последовательности 1 Ом, 2 Ом, 3 Ом. Итак, приступим.

Обсуждение результатов 1-го этапа

Итак, вы сумели построить три графика зависимости силы тока от напряжения в электрической цепи (рис. 2).

Какой же физический закон вы открыли в этой работе? Сформулируйте его.

Почему графики имеют разный наклон? Для какого резистора угол наклона графика оказался наименьшим? Сравните сопротивления резисторов.

Выполнение 2-го и 3-го этапов работы

Данные этапы мы с вами будем выполнять по очереди. Первые варианты работают с тестами за компьютерами, а вторые за партами чертят схему предложенной электрической цепи. По мере выполнения этапов ученики меняются местами.

Подведение итогов урока

Наши исследования подошли к концу. Надеюсь, что вы успешно справились со всеми этапами работы. В вашей технологической карте появятся три оценки за прохождение каждого этапа, а итоговая будет выставлена в журнал (рис. 3).

Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Электрические явления».

Оксана МИХЕДЬКО, учитель физики школы №266 Снежногорск, Мурманская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту