Самой любимой аудиторией музеев по-прежнему остаются дети. Может, потому что обожают задавать всевозможные вопросы. А может, потому что не умеют скрывать восторг перед грандиозностью того или иного исторического сооружения или события. Хотя задавать вопросы – это тоже дело непростое. Желание познать, понять, догадаться еще должно родиться. Музейный образовательный центр «Новая ферма» Государственного музея-заповедника «Петергоф» работает всего 4 года, однако его специалисты уже знают секреты, с помощью которых музейный мир дает возможность ребенку делать открытия не только во внешней среде, но и в самом себе.
«Новая ферма» расположена в парке «Александрия» в здании 1854‑1855 годов. Когда-то здесь держали коров и угощали свежим молоком и сливками, а также знакомили детей царских особ с сельским трудом и ведением хозяйства. Сегодня «Новая ферма» – это уютное творческое пространство, где есть учебные аудитории, медиазал, библиотека, выставочный зал, игровая зона и т. д. Сегодня здесь тоже знакомят детей, только с гораздо более широким спектром тем и явлений. Причем придумываются очень интересные способы подачи материала.
Как поясняет главный методист Музейного образовательного центра «Новая ферма» Анна Сирро, для того чтобы удержать внимание, на занятиях всегда меняется либо местоположение, либо форма взаимодействия с детьми. В музейном центре это осуществлять легко, потому что в отличие от школы здесь не ставится задача предложить только такие сведения или развить только такие компетенции. «Новая ферма», по сути, – это место, где можно экспериментировать, искать, в какой форме ребенка удобнее приобщать к изучению определенной эпохи. Часто применяется такой принцип, который педагоги центра называют принципом экспозиториума. Преподаватель, ведущий занятие, предлагает детям какую-то вещь (предмет) и дает задание догадаться, для чего она служила. Как правило, в итоге завязывается живой диалог между всеми участниками занятия.
– Нужно понимать, что одна из наших задач – это воспитание искусством, – говорит Анна Сирро. – Сейчас, когда у детей избыток экранного восприятия, такие музейные занятия играют своего рода экологическую роль, потому что мы акцентируем внимание ребенка на реальном предмете, на том, что реальная вещь может быть для него источником вдохновения, игры, наслаждения. Например, мы рассказываем о греческой классической росписи на сосудах и просим обратить внимание на то, что у ваз разные формы, а у сосудов особенные горлышки и что на каждом сосуде оригинальный рисунок. Мы объясняем детям, что вообще-то греки из хаоса создавали организованную форму – космос. И поэтому очень многое в их предметах искусства, быта называется, как у человека: «ножка», «ручки», «шейка», «плечики». Любая деталь горшка или сосуда в греческом сознании стремилась к правильной организации пространства.
Конечно, при этом важно смотреть, как реагируют дети. Слушать только описание из уст педагога им будет скучно, поэтому мы можем предложить поиграть в… «черный ящик». Для игры мы используем предметы учебно-методического фонда, где собраны разного рода копии и антикварные предметы. Один из детей начинает на ощупь изучать и описывать одноклассникам предмет из «черного ящика». Понятно, что до этого уже проведена предварительная работа, когда ребята знакомятся с греческой культурой и обладают запасом определенных знаний. Эта игра хороша еще и тем, что с помощью задания мы развиваем язык, то есть предлагаем ребенку перевести свои тактильные ощущения в словесное описание, образ перевести в абстракцию.
В лаборатории и прилегающих пространствах центра проводятся занятия в основном для учеников среднего звена с 4‑го по 9‑й класс, однако есть множество программ и специально приспособленных под них помещений и пособий для начальной школы и даже дошкольников. У нас, как во многих музеях, есть общекультурное и историческое направления, но есть и уникальная программа, знакомящая школьников с миром музея, – «Школа музейных профессий». Она позволяет узнать о профессиях фонтанщика, реставратора, хранителя, экскурсовода, садовода и т. д. Пространства центра идеально подходят для подготовки ребят к работе на классической экспозиции, и здесь мы больше занимаемся с младшими классами. Со старшеклассниками преимущественно работаем на экспозиции во дворцах, потому что у них уже есть представление о музейной культуре и с ними уже можно поговорить о каких-то сложных, конфликтных, проблемных ситуациях в истории России. Например, для нас Фермерский дворец – это возможность обсудить и внешнюю политику России, и Русско-турецкую войну 1877‑1878 годов, и освобождение крестьян. Когда показываем экспозицию Большого дворца, то объясняем, что архитектура – это всегда определенная идеологическая программа, особенно если это архитектура резиденции, это политический жест, который призван нам что-то рассказать. Со старшеклассниками мы много говорим о реставрации, потому что Большой дворец восстановлен после войны и фактически является памятником ленинградской реставрационной школе. О профессии реставратора мы говорим и в рамках программы «Школа музейных профессий», а также о профессиях инженера, архитектора, фонтанщика и т. д. Для старшеклассников в рамках этой программы есть как разовые занятия, так и цикл занятий, а также программа «Интенсив», когда школьники имеют возможность приехать в Петергоф на два дня. Итогом их двухдневной активной работы становится выставочный проект. При этом дети пробуют себя в роли экскурсоводов, полиграфистов, дизайнеров и т. д.
– Анна Валерьевна, в чем суть работы в рамках программы «Школа музейных профессий. Интенсив»?
– Ребята делятся на группы. Им предлагается заглянуть в шкаф редкостей, откуда можно взять несколько самых разных предметов. Также можно пользоваться справочными карточками и Интернетом. Из этих предметов дети сами пытаются отобрать то, что может сложиться в какие-то смыслы, идеи. Они не знают никакой музейной теории, но это то, что называется коммуникативным подходом к музеям, потому что каждая экспозиция – это определенное сообщение. Это сообщение может быть сформировано, как рассказ про прогресс, про развитие, про хронологию чего-либо или как рассказ о человеке через конкретные предметы. Исходя из общей идеи, ребята придумывают какую-то легенду. Задача преподавателя – постараться направить их фантазию немного ближе к истории, к реальному бытованию предметов.
В этом проекте каждое занятие посвящено какой-то одной профессии, и на занятиях мы стараемся избежать фронтальной подачи материала. У нас всегда идет диалог. Любой участник диалога – наш партнер, потому что нам важно, чтобы у ребенка через музейный центр произошло соприкосновение с каким-то удивительным явлением в этом мире. Причем не обязательно в музейном мире. Например, когда мы говорим о профессии фонтанщика, то затрагиваем законы физики, математики, и для кого-то это тоже открытие.
– Можно ли сказать, что «Школа музейных профессий» – это профориентационный проект?
– Нельзя воспринимать программу о профессиях как программу, в рамках которой мы готовим будущих музейщиков. Профориентационный оттенок возможен, но любое музейное занятие – это с нашей стороны попытка приоткрыть глаза, чуть больше увидеть в этом мире, открыть в самом ребенке этот ресурс. Музей, по сути, – это место, где сконцентрировано множество ресурсов. Здесь можно получить знания, отдых, сложные эмоциональные переживания. Когда ребенок этим пользуется и у него есть опыт общения с историческим пространством, с историческим предметом, тогда и нужно подводить его к разговору о ценности музейных профессий. Тогда ребенку легче понять, что музейные профессии – это часть огромного мира человеческой культуры и цивилизации.
Анонс
Комментарии