Представление начинается!
Учебный год завершается, а наш авторский семинар едва подбирается к своему экватору. Однако большая часть “тайн” пока еще не раскрыта. Вы познакомились уже с основами сценарной драматургии и некоторыми приемами тренинга творческой фантазии. Как написать сценарий урока, школьного праздника, викторины и КВНа, вы узнаете в следующих выпусках “УГ”. В этом номере – “рецепты” написания сценария театрализованного игрового представления. К сожалению, в газете материалы семинара даются в краткой форме, конспективно. Подробные статьи и разработки, как и рецензии на работы, получат те, кто оплатил эти (см. “УГ” ?1, 1999 ) услуги. Остальные могут заказать их наложенным платежом в ВЦХТ. Кстати, оформить официально свое участие в семинаре можно и сейчас, и в любое другое время, пока работает семинар. Будут рассмотрены сценарии и тех авторов, которые по каким-либо причинам не смогут стать его участниками. Более того, им тоже могут быть выданы соответствующие документы, если их работы будут соответствовать уровню требований.
Условия участия в семинаре, конспекты, домашние задания и адрес опубликованы в “УГ” ?? 1, 4, 7, 12. с. г.
Желаем успехов в творчестве!
Привлекательность игры
Игровое театрализованное представление заряжено значительным педагогическим потенциалом. Игра как основной элемент действия дает возможность включать в состав действующих лиц практически всех зрителей. Участие в представлении заставляет детей более внимательно воспринимать события, давать им морально-нравственную оценку, принимать решения и соответственно им поступать. А это и есть важнейшие условия, способствующие формированию личности с активной жизненной позицией.
В представлении непременно должно присутствовать действие: либо обычное, характерное для пьес, либо особым образом организованное, которое и является способом развития идеи.
Наиболее распространена среди игровых театрализованных форм пьеса. Это по сути обычная пьеса, в которую включаются игровые эпизоды со зрителями. Наиболее частые ошибки при этом в том, что игровые эпизоды автономны, они не вплетены органически в сюжетную канву, не развивают действие, а “вываливаются” из него, точнее разваливают. Зрителям же отводится роль сторонних наблюдателей и добросовестных информаторов, а не действующих лиц.
Игра предоставляет сценаристам прекрасную возможность создавать сложную, захватывающую интригу, обогащать сюжет, обострять конфликт. Используя непреодолимую для ребенка привлекательность игры, несложно включить в активное действие практически всех зрителей. Игровое представление более всего тяготеет к драматическому произведению, поэтому сценаристы должны заботиться о развитии действенной линии и тщательной проработке характеров главных действующих лиц. Иначе у детей не будет веры в происходящее, а значит, не случится тайны сопряжения реального и вымышленного. А это значит, воздействие представления будет равно нулю.
Весьма перспективна форма игровых представлений, которые можно условно назвать импровизационно-игровыми театрализованными представлениями. Хотя они создаются как будто бы сию минуту самими зрителями, а ведущие (часто в роли сказочников или сказочных и литературных героев) только намечают контуры сюжета, без качественного сценария ничего не получится. Сценарий должен учитывать возрастные и психологические особенности аудитории, иметь четко продуманную линию действия, набор игр, конкурсов, манков и методику их использования, наконец, порядок действия ведущих, грамотные и желательно остроумные тексты для них. Очень многое в таких представлениях зависит от творческого уровня ведущих, а также от степени подготовки зрителей. Поэтому очень важно при помощи игр, конкурсов, викторин разогреть зрителей, подготовить их к сложной творческой работе. Для импровизационно-игрового представления необходим известный детям сказочный или литературный сюжет. Можно за основу брать и неизвестное произведение, но тогда необходимо начинать представление с ознакомления с ним.
Нет возможности говорить о других формах, где основу составляет игра и есть элементы театрализации (сюжетно-игровые утренники, игры-викторины, интеллектуальные игры). Скажем только, что сценарий интеллектуальной игры должен быть направлен на развитие интеллекта детей и пробуждать в них добрые чувства, а не поощрять бездумную зубрежку и не развивать азарт и страсть к легкой наживе. К сожалению, даже лучшие телевизионные передачи “Брейн-ринг” и “Умницы и умники” все больше скатываются к этому, чем и предопределяют потерю своей популярности.
Литературы по игровым театрализованным представлениям практически не существует. Единственно, что можно предложить, – это несколько сценариев, опубликованных ВЦХТ в сборниках серии “Я вхожу в мир искусств”: “Хлопушка” 1995 и 1998 годов выпуска, “Волшебникам нужна помощь” и “Человек играющий” – 1997 года.
Олег ТОЛЧЕНОВ
Кощей начинает и проигрывает
Как добиться, чтобы, вызвав зрителя на соучастие в представлении, подвести его к тому финалу, который задумал автор?
Самый трудный момент – включение зрителей в представление. С него и начнем. Осуществить это нам помогут такие приемы, как “манок” и “провокация”. Манок как прием более свойственен игровой программе, где часто приходится вызывать, “выманивать” посетителей на игровую площадку. В театрализованном представлении, где вызов на сцену не обязателен, более широко используется прием провокации, т.е. создание такой ситуации, в которой возникает непроизвольная реакция посетителей, впрочем, реакция точно просчитанная и запрограммированная автором. Наше представление игровое, поэтому мы и начнем с игры. Отрицательный персонаж, например, Кощей, при помощи манков вовлекает детей в игру. Дети воспринимают это как сервисный довесок к спектаклю и легко включаются в игру. Кощей постепенно наращивает азарт, предлагает делать ставки и, конечно, выигрывает. Откупаясь, дети отдают Кощею ларец Василисы. (Как он к ним попал и почему они расплачиваются чужой вещью за свои грехи – все это должен мотивировать автор). Отдав ларец, дети узнают, что он волшебный и без него никак не может состояться праздник. Тут-то и должна возникнуть та самая “непроизвольная реакция”, которую запланировал автор, а спровоцировал Кощей. Дети, естественно, захотят вернуть Василисе ларец, а себе праздник. Если автор разумно направит устремления ребят, они включатся в борьбу, т.е. в действенный процесс представления. В драматургическом смысле этот эпизод является завязкой. Одновременно это и переход просто игровой части в зрелищно-игровую часть представления.
От понимания необходимости борьбы дети переходят к пониманию необходимости сплочения, так как они иначе не смогут противостоять Кощею. Автору необходимо вывести Кощея сильным, хитрым и даже умным противником, иначе он не будет убедительным и действие развалится. Кощею позволено обманывать, дразнить, провоцировать, совершать другие нехорошие поступки ради того, чтобы все время настраивать на борьбу, на противодействие злу.
Предположим, Кощей, якобы нечаянно, проговаривается, что если Василиса соберет букет из редких цветов, занесенных в Красную книгу, то ларец вернется к ней. Дети захотят помочь Василисе, однако столкнутся с серьезной нравственной проблемой – Василиса не может пойти на уничтожение природы. Наконец, под руководством Василисы найдут выход. Но и Кощей не прост: вместо получения ларца Василиса обретет облик и характер какого-нибудь чудища, хотя бы той же Бабы Яги. Таким образом, Кощей провоцирует детей на неверные действия, а автор получает прекрасную возможность сделать интригу более занимательной. Итак, дети снова перед выбором: или смириться со злом и несправедливостью, или спасти Василису и вернуть ларец. Но они потеряли лидера, и кто им теперь поможет принять верное решение, организоваться? Вряд ли неуправляемая масса может прийти к какому-то решению, тем более ребята понимают, что все здесь происходит понарошку. Чтобы они не “вышли” из предлагаемых обстоятельств и не утратили волшебное “если бы”, автор обязан обеспечить их привлекательным лидером, способным вернуть детей в придуманную реальность. Таким лидером может стать, например, Иван-дурак. Причем в лучших традициях сказок Иван лидером быть не хочет, интереса к событиям не проявляет, беде сочувствует, но не более того. Впрочем, он может иметь характер и устремления прямо противоположные. Но тогда могут исчезнуть преграды, которые нужно постоянно преодолевать, да и сюжет может стать значительно беднее. Впрочем, это утверждение может начисто разрушить живая фантазия автора.
Итак, действие у нас “закручено”, лидер есть, теперь все покатится по намеченному пути. Автор только не должен забывать про игру, про достоверную мотивацию, логику развития действия, про “…истинность страстей и правдоподобие чувствований”, про многое другое, из чего состоит понятие “сценарная драматургия”. А главное, помнить о том, что у него нет более важных и незаменимых действующих лиц, чем дети. И только они могут восстановить справедливость и утвердить добро. Если же те не будут главными вершителями и героями событий, то автору не стоит браться за сочинение игрового театрализованного представления.
Владислав ПАНФИЛОВ
Домашнее задание: составьте сценарный план игрового театрализованного представления, а также напишите одну сцену (эпизод) сценария.
Комментарии