search
main
0

Сюжетно-ролевые игры в процессе изучения истории.

Начиная изучать с учениками 6 класса «Завоевание Руси монголами», я и не думал, что эта довольно трагическая тема перерастет у нас в увлекательную игру. В процессе объяснения материала ученики задавали ряд вопросов как по быту монголов («Как можно есть конину?», «А лошадь разве можно доить?»), так и по вооружению и тактики войска Чингисхана.

​Первая реакция после чтения материала учебника о завоевании монголов: «Монголы – тупой и дикий народ, который обманом и кровожадностью завоевал русский народ». Думаю, для любого педагога понятно, что такое черно-белое видение истории, основанное на эмоциях, ничего хорошего в дальнейшем не предвещает. Вряд ли такие понятия разовьют в детях патриотизм. Ведь патриотизм заключается не в том, чтобы бить себя в грудь и сознавать, что твой народ – лучший, а все остальные – худшие. В связи с этим мне вспоминаются слова академика Д.С. Лихачева: «Многие убеждены, что любить Родину – это гордиться ею. Нет! Я воспитывался на другой любви – любви-жалости». И вот я решил немного выйти за рамки школьной программы и более подробно изучить со школьниками данную тему. О том, какие дополнительные материалы мы использовали и в какой форме проходил процесс углубленного изучения темы «Русь и Орда», я и хочу рассказать в настоящей статье.Думаю, читатели со мной согласятся, что если преподаватель  хочет привлечь внимание учеников к какой-то теме, то игра – один из самых выигрышных ходов. Ведь человек по сути своей – Homo Ludens, человек играющий. Это мастерски показал в своей одноименной книге нидерландский культуролог и философ Йохан Хейзинга. Уже само упоминание о предстоящей игре вызвало в шестиклассниках бурю положительных эмоций. На каждом уроке кто-то из учеников обязательно спрашивал: «А когда мы будем играть?». Думаю, что девиз «Изучать предмет не ради оценок и «получения знаний», а потому, что это интересно», должен стать одним из основных принципов преподавания любого предмета в школе. Форму проведения игры я взял из книги И.В. Кучерук «Технология игрового обучения истории в школе (на материале истории Отечества)». Мы с классом сразу определились, что правила игры будут следующими. Класс разбивается на три команды – русичи, монголы и экспертная комиссия. Экспертную комиссию составят самые сильные ученики по истории в классе. Остальной класс делится на две равных половины. Кто будет русичами, а кто монголами, решит жеребьевка (вариантов жеребьевки можно привести великое множество – здесь не буду на этом останавливаться). Далее я поясняю правила игры: «Представьте себе, что вы являетесь участниками судебного процесса, который проводит госпожа История. Вам, как представителям древних народов (русских и монголов), дана возможность в спокойной обстановке (а не с оружием в руках) осмыслить, почему в XIII веке все произошло именно так, как произошло, а не иначе. А могло ли быть по-другому? Экспертная же комиссия – это наши современники, в отличие от вас, представителей прошлого. Задача экспертов – задавать по ходу игры вам вопросы, чтобы лучше понять те или иные ваши поступки. Также комиссия будет ставить баллы командам за их активность и организованность». Ученикам эта идея понравилась, и у них появился стимул готовиться к данной игре. Этого мне было и надо!  Начали мы подготовку к игре  с просмотра документального фильма «Монголия: в тени Чингисхана». В фильме показаны видеозарисовки природы Монголии, а также быта современного населения этой страны. Параллельно с современностью в сюжет вкраплены кадры исторической реконструкции из древней истории Монголии времен Чингисхана: скачут на конях всадники в доспехах XIII века, звуковым фоном служит декламация фрагментов из «Тайной истории монголов». Создается эффект смещения времен: прошлое и настоящее Монголии оказываются тесно связаны друг с другом. Продолжительность фильма 55 минут, но я этот фильм сократил до 20 минут. Причин тому несколько. Во-первых, в процессе преподавательской деятельности я заметил, что ученикам трудно смотреть документальные фильмы более 20 минут. Во-вторых, отрезок в 20 минут прекрасно вписывается во временной ландшафт урока, где первые 15 минут у меня уходят на проверку домашнего задания, а последние 5-10 минут – на запись и расшифровку будущего задания на дом. Имея навыки работы в различных видеоредакторах, я вырезал из фильма фрагменты, в которых показан процесс жертвоприношения барана, а также кадры, касающиеся истории распространения буддизма и установления советской власти в Монголии, т.к. этот материал был бы лишним для учеников 6 класса. В итоге получился 20-минутный документальный фильм-путешествие в древний и современный мир Монголии. Шестиклассники увидели, как их ровесники, и даже дети пятилетнего возраста скачут на конях, как монголы доят лошадь и как приготовляется кумыс. Просмотр и обсуждение фильма «Монголия: в тени Чингисхана» стал нашим первым этапом подготовки к будущей игре. Далее, мы заказали на класс книгу Деревенского Б.Г. «Золотая Орда». Книга рассказывает об истории возникновения, развития и упадка государства Золотая Орда. В этом издании много внимания уделено отношениям Руси и Золотой Орды, отельная глава посвящена быту и культуре монголов. Издание богато иллюстрировано. Около половины учеников приобрели эту книгу и, к чести составителей и издателей надо сказать, дети были от книги в восторге! Мне не раз приходилось слышать, что эту книгу читать гораздо интереснее, чем школьный учебник, где материал изложен несколько суховато. Те же школьники, которые книг не заказали, знакомились с изучаемой темой по учебнику истории. Для того, чтобы погрузить учеников в изучаемый исторический период, я предложил им прочитать отрывок из исторического романа Василия Яна «Батый» (Глава 7 «Тревога в Киеве»). При этом я пояснил, что не нужно запоминать то, что написано в этой главе, нужно постараться прочувствовать обстановку на Руси времен монгольского нашествия. И, несмотря на мои комментарии к домашнему заданию, почти все шестиклассники, которые прочитали эту главу, сказали мне, что «ничего в ней не поняли». Оказалось, что ребята привыкли учить историю и не понимают, что значит прочувствовать художественный текст по истории. Я для себя после этого сделал вывод, что надо периодически давать детям творческие задания именно на ощущение истории, а не просто на рассудочное воспроизведение текста школьного учебника. И последним, наверное, самым сложным, заданием, было чтение небольшого отрывка из книги Льва Гумилева «Древняя Русь и Великая степь». Из всей главы у меня остался текст на полторы страницы – я постарался адаптировать его для учеников 6-х классов. В этом тексте Гумилев показывает разноплановость действий участников событий XIII века, неоднозначность их оценок со стороны современности. Чтение данного отрывка было первым знакомством шестиклассников с серьезным научным исследованием по истории. Итак, некий фундамент знаний по изучаемой теме у учеников сформирован, теперь можно приступать к игре. Мы расположили столы особым образом – своеобразным «клином». Такое расположение мебели создало более непринужденную обстановку для проведения игры. На острие клина расположилась «Экспертная комиссия». По краям – команды «Русичи» и «Монголы». Я задавал участникам игры вопросы, и после нескольких минут обсуждения представитель команды должен был дать ответ. Комиссия также могла задавать вопросы участникам команд. Вопросы касались вооружения, быта, тактики, религии, культуры воюющих сторон. Ученик должен был отвечать от лица своего народа, которого он представлял. Например, «монгол» говорил: «Мы хорошо скакали на лошадях. В бою мы пользовались в основном луком и стрелами» и т.п. Это настолько погрузило школьников в процесс перевоплощения, что один ученик, дав очередной верный ответ, всплеснул руками и воскликнул: «Монголы рулят!», хотя до этого момента он хотел выступать исключительно на стороне русских воинов. Одного урока на эту игру нам не хватило – пришлось задействовать еще один урок. Впечатления от игры остались самые позитивные. Кроме углубления в изучаемый период мы с детьми получили своеобразную психологическую разрядку, когда каждый высказал свое мнение, задал вопрос, а иногда и просто со всеми посмеялся.  Итак, что же положительного вносит в образовательный процесс игра в монголов? Первое – это попытка взглянуть более объемно на изучаемые исторические события. Зачастую ученик воспринимает явления истории в черно-белых красках: друзья – враги, хорошо – плохо.  Здесь, думаю, уместно вспомнить Льва Гумилева, который писал, что «в истории все явления – это не противостояния, а многоугольники». В процессе игры ученики начинают понимать, что отношения Руси со Степью были разнообразные и не всегда их можно оценить однозначно. И это приводит нас ко второй положительной стороне данной игры, а именно – воспитанию гражданских качеств личности школьника. Осознавая, что ход истории не детерминирован, а многовариантен, что от каждого исторического события можно провести множество лучей в самых разных направлениях, школьник начинает понимать себя не в качестве пассивного «объекта исторического процесса», но в качестве активного его творца. Ведь от того, как каждый человек будет себя вести, во много зависит дальнейшее развитие событий истории. Гражданина можно воспитать только на почве свободы. Важно, чтобы ученик проникся сознанием того, что история – это свободные деяния каждого человека в отдельности и общества в целом. Ощущая эту свободу исторического выбора в прошлом, школьник будет постепенно проецировать события прошлого на современность. И тогда современность предстанет перед ним в качестве огромного поля для различной общественной деятельности. И такая деятельность, каждый поступок будет своими лучами уходить как в прошлое, так и в будущее своей страны, своей Родины. В формировании такого свободомыслящего и свободно действующего человека мне видится одна из главных задач школьного  предмета «История».  В процессе подготовки к игре ученики также учились работать с такими жанрами литературы, как историческая, художественная и научная. А главное – мы попробовали вжиться в изучаемые события истории. Вжиться, чтобы в итоге понять, что история – это живая наука, исследующая живую жизнь людей во времени и пространстве. Люди, «делающие» историю. –  такие же, как и мы, современники, – со своими слабостями и страстями, любящие и ненавидящие. Каждый народ в чем-то велик, а в чем-то мал. Думаю, что «игра в монголов» ярко и интересно это доказала. P.S. Автор статьи выражает благодарность директору школы №3 города Рассказово Андрею Николаевичу Кидину и завучу по учебно-воспитательной работе Валентине Васильевне Поздняковой за то пространство педагогической свободы, которое они предоставляют ему и его ученикам!

Алексей Чернов, учитель истории и обществознания средней школы №3 города Рассказово Тамбовской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте