Начиная изучать с учениками 6 класса «Завоевание Руси монголами», я и не думал, что эта довольно трагическая тема перерастет у нас в увлекательную игру. В процессе объяснения материала ученики задавали ряд вопросов как по быту монголов («Как можно есть конину?», «А лошадь разве можно доить?»), так и по вооружению и тактики войска Чингисхана.
Первая реакция после чтения материала учебника о завоевании монголов: «Монголы – тупой и дикий народ, который обманом и кровожадностью завоевал русский народ». Думаю, для любого педагога понятно, что такое черно-белое видение истории, основанное на эмоциях, ничего хорошего в дальнейшем не предвещает. Вряд ли такие понятия разовьют в детях патриотизм. Ведь патриотизм заключается не в том, чтобы бить себя в грудь и сознавать, что твой народ – лучший, а все остальные – худшие. В связи с этим мне вспоминаются слова академика Д.С. Лихачева: «Многие убеждены, что любить Родину – это гордиться ею. Нет! Я воспитывался на другой любви – любви-жалости». И вот я решил немного выйти за рамки школьной программы и более подробно изучить со школьниками данную тему. О том, какие дополнительные материалы мы использовали и в какой форме проходил процесс углубленного изучения темы «Русь и Орда», я и хочу рассказать в настоящей статье.Думаю, читатели со мной согласятся, что если преподаватель хочет привлечь внимание учеников к какой-то теме, то игра – один из самых выигрышных ходов. Ведь человек по сути своей – Homo Ludens, человек играющий. Это мастерски показал в своей одноименной книге нидерландский культуролог и философ Йохан Хейзинга. Уже само упоминание о предстоящей игре вызвало в шестиклассниках бурю положительных эмоций. На каждом уроке кто-то из учеников обязательно спрашивал: «А когда мы будем играть?». Думаю, что девиз «Изучать предмет не ради оценок и «получения знаний», а потому, что это интересно», должен стать одним из основных принципов преподавания любого предмета в школе. Форму проведения игры я взял из книги И.В. Кучерук «Технология игрового обучения истории в школе (на материале истории Отечества)». Мы с классом сразу определились, что правила игры будут следующими. Класс разбивается на три команды – русичи, монголы и экспертная комиссия. Экспертную комиссию составят самые сильные ученики по истории в классе. Остальной класс делится на две равных половины. Кто будет русичами, а кто монголами, решит жеребьевка (вариантов жеребьевки можно привести великое множество – здесь не буду на этом останавливаться). Далее я поясняю правила игры: «Представьте себе, что вы являетесь участниками судебного процесса, который проводит госпожа История. Вам, как представителям древних народов (русских и монголов), дана возможность в спокойной обстановке (а не с оружием в руках) осмыслить, почему в XIII веке все произошло именно так, как произошло, а не иначе. А могло ли быть по-другому? Экспертная же комиссия – это наши современники, в отличие от вас, представителей прошлого. Задача экспертов – задавать по ходу игры вам вопросы, чтобы лучше понять те или иные ваши поступки. Также комиссия будет ставить баллы командам за их активность и организованность». Ученикам эта идея понравилась, и у них появился стимул готовиться к данной игре. Этого мне было и надо! Начали мы подготовку к игре с просмотра документального фильма «Монголия: в тени Чингисхана». В фильме показаны видеозарисовки природы Монголии, а также быта современного населения этой страны. Параллельно с современностью в сюжет вкраплены кадры исторической реконструкции из древней истории Монголии времен Чингисхана: скачут на конях всадники в доспехах XIII века, звуковым фоном служит декламация фрагментов из «Тайной истории монголов». Создается эффект смещения времен: прошлое и настоящее Монголии оказываются тесно связаны друг с другом. Продолжительность фильма 55 минут, но я этот фильм сократил до 20 минут. Причин тому несколько. Во-первых, в процессе преподавательской деятельности я заметил, что ученикам трудно смотреть документальные фильмы более 20 минут. Во-вторых, отрезок в 20 минут прекрасно вписывается во временной ландшафт урока, где первые 15 минут у меня уходят на проверку домашнего задания, а последние 5-10 минут – на запись и расшифровку будущего задания на дом. Имея навыки работы в различных видеореда