В майском номере журнала «Наука и жизнь» была опубликована новость о том, что эмоциональная память зависит от пола человека (или другого живого существа). Испанские исследователи выяснили, что препарат, подавляющий неприятные пугающие воспоминания у мышей-самцов, у самок, наоборот, такие воспоминания стимулировал. Таким образом, если эмоциональная память людей, также как у мышей, зависит от половых гормонов, то психотерапевтические лекарства от фобий и посттравматических расстройств нужно создавать двух типов: для мужчин и для женщин. Правда, насколько сильно гормоны влияют на человеческую память, пока неизвестно. Зато есть другие исследования памяти, опираясь на которые, мы поймём, как она у нас устроена, и сможем её тренировать.
Просто и наглядно о насущных вопросах, связанных с работой памяти и её тренировкой, написано в научно-популярном комиксе по когнитивной психологии, который я купил в марте на ярмарке non/fictio№22, впечатлившись лекцией одного из авторов комикса — молодого учёного-психофизиолога, когнитивного психолога и популяризатора науки Полины Кривых. Второй автор — столь же молодой художник-иллюстратор Марина Евланова.
В своей книге-комиксе «Где мои очки и другие истории о нашей памяти» (М.: Эксмо (Бомбора), 2020) они, две подруги-студентки, сталкиваясь с трудностями работы памяти в повседневной жизни, оказываясь свидетелями научных исследований и собеседницами учёных и участников экспериментов, разбираются с особенностями памяти и дают дельные советы, как её эффективнее использовать и улучшать.
Что же это за особенности, и как их использовать в своих интересах?
Не готовьтесь к экзамену, лёжа на диване
Люди лучше вспоминают любую информацию в тех же условиях, в которых её заучивали.
В 1974 году в Англии был проведён эксперимент, чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение. Дайверам было предложено запоминать слова на слух под водой или на берегу, а потом вспоминать их и записывать также под водой и на берегу. Или делать наоборот: если запоминал под водой — вспоминай на берегу, запоминал на берегу — вспоминай под водой.
Гипотеза учёных подтвердилась: испытуемые вспоминали больше слов, если находились в той же обстановке, в которой они их заучивали.
Поэтому готовиться к зачёту или экзамену лучше, сидя за столом, а не лёжа на диване.
Жевательная резинка улучшает память
Но только, если она мятная и её вкус не исчез.
Это тоже доказал эксперимент, проведённый на трёх группах людей: одни жевали мятную жвачку, другие имитировали жевание, третьи не жевали ничего и не имитировали.
Тесты на проверку памяти показали, что мятная жвачка повышает концентрацию внимания и улучшает запоминание. Но когда через несколько минут она теряет свой вкус, концентрация внимания и скорость запоминания снижаются.
Так что при подготовке к занятиям или экзаменам жуйте мятную жевательную резинку, но выбрасывайте её, как только она потеряет свой вкус!
Улучшить память, ориентируясь в пространстве
В 1999-2000 годах в Лондоне был проведён эксперимент на таксистах: сравнили МРТ-снимки мозга опытных таксистов с аналогичными снимками мозга их ровесников, которые никогда не водили такси.
Из всех мозговых структур экспериментатора Элеонор Магуайр интересовал объём гиппокампа (дословно переводится как «морской конёк» — похож по форме). Гиппокамп одновременно отвечает за ориентацию в пространстве и за переход информации из кратковременной памяти в долговременную.
В те годы навигаторы были не столь распространены, как сейчас, поэтому таксисты «держали» карту Лондона, города со сложным и запутанным планом, в голове. И оказалось, что чем дольше человек работал таксистом, тем больше у него был гиппокамп. Таким образом, таксисты не только лучше ориентировались в Лондоне, но и эффективнее не-таксистов запоминали информацию.
Вот насколько полезно для тренировки памяти заниматься, например, спортивным ориентированием с использованием обычной бумажной карты местности!
Кстати, многочисленные компьютерные программы и приложения для смартфонов с задачками на каждый день для улучшения памяти, не факт, что помогут — они учат выполнять конкретные задания, и у учёных на данный момент нет данных, влияет ли это на улучшение памяти в целом.
Оказывается, мы помним лучше то, что не доделали, или эффект Зейгарник
Этот эффект был открыт в 1927 году будущим советским психологом, основателем экспериментальной патопсихологии, а тогда ещё студенткой Блюмой Вульфовной Зейгарник. Она заметила, что официанты прекрасно помнят, кто что заказал, но только до момента оплаты заказа. Когда клиент расплачивался, официант сразу всё забывал.
Проделав несколько экспериментов, Блюма Зейгарник убедилась в том, что мы лучше помним незавершённые действия, и сформулировала этот эффект в виде формулы: ВН/ВЗ=1,9, где ВН — количество незавершённых действий, сохранившихся в памяти, ВЗ — количество завершённых действий, сохранившихся в памяти. Это говорит о том, что мы почти в два раза лучше и дольше помним то, что не доделали.
Интересно, что у людей, которые находятся в хроническом стрессе, этот показатель падает до 1,1, то есть их памяти всё равно, доделали они что-то или нет.
Но как же нам применить эффект Зейгарник с пользой для себя?
Например, если нам предстоит большой объём работы, скажем, написание серьёзного текста, дипломной работы, то при перерывах в этих трудах начинает работать эффект Зейгарник: во время занятий чем-то другим мозг не забывает о написании текста, прокручивает его варианты.
Обратная сторона эффекта Зейгарник проявляется, например, при телефонном разговоре. Когда мы завершаем разговор и кладём трубку, нужно хотя бы про себя проговорить, о чём мы договорились с собеседником. Лучше, конечно, вслух, а ещё лучше — не полениться и все записать. Потому что мысленно, положив трубку, мы завершили не только разговор, но и то действие, о котором договорились.
Как ещё можно потренировать свою память?
- Учить то, что нужно запомнить, эффективнее перед сном, потому что во сне активность гиппокампа усиливается, поэтому информация быстрее и полнее переносится в долговременную память.
- Полезно мысленно связывать определённый аромат, например, запах сирени, с информацией, которую вам надо запомнить. Секрет в том, что информация о запахах идёт напрямую в кору головного мозга, минуя таламус, интегрирующий данные от остальных органов чувств.
- Если постоянно что-то запоминать, то память в целом улучшается. Лучше тренироваться на запоминании стихов и иностранных слов — это требует участия разных типов памяти, что очень полезно. Также полезно придумывать к словам, которые нужно запомнить, яркие, может быть, даже странные образы, поскольку эмоционально окрашенные события мы помним лучше.
- Регулярные физические упражнения тоже улучшают память. Достаточно утренней зарядки и небольших — по несколько минут — тренировок в течение дня — поприседать, потанцевать, подняться по лестнице, а не поехать на лифте. Дело в том, что такие физические упражнения стимулируют появление новых нейронов в гиппокампе.
- И метод, который мы все знаем с раннего детства: повторение — мать учения. Согласно кривой забывания Эббингауза, чем больше времени проходит между первоначальным и повторным заучиванием одного и того же материала, тем больше из него забывается. Спустя примерно 20 минут после первоначального заучивания без повторения теряется около 40% информации, через час теряется до 60 %. Дальше потери идут более скромными темпами — через месяц в голове остаётся примерно 20% материала в лучшем случае. Получается, что повторять надо сразу после изучения и первоначального заучивания, и делать это несколько раз: тем больше, чем больше и сложнее запоминаемый материал.
Казалось бы, комикс не может содержать много информации, однако в книге «Где мои очки и другие истории о нашей памяти» есть ещё масса подробностей обо всех сюрпризах памяти, про которые вы только что прочли.
Также из этого научно-популярного комикса можно узнать, что бывают люди, которые совсем ничего не помнят, можно прочесть о выдающемся мнемонисте, нашем соотечественнике Соломоне Шерешевском и о его методах запоминания информации, об «имплантации» воспоминаний, об объёме рабочей памяти и споре психологов о ней, о мифе про «магическое» число групп запоминаемых элементов, равное 7±2.
Комментарии