search
main
Топ 10
В России подготовили план мероприятий Года педагога и наставника В Дагестане скандал в сельской школе вылился в протесты родителей и увольнения учителей Осталось две недели: все, что нужно знать про итоговое сочинение Школьникам Белгородской области будут выдавать сухпайки, если удаленка продлится до конца года Флаг, гимн, герб: школьникам на «Разговорах о важном» расскажут о государственных символах Глава Минобрнауки представил двух новых заместителей Школьникам хотят запретить использовать данные из «Википедии» в своих работах В Дагестане после четырехдневной забастовки вновь начались уроки в сельской школе Минпросвещения РФ: под новые федеральные школьные программы создаются учебники Московские школьники напишут городские контрольные работы в формате ЕГЭ Как бороться с потребительством ребенка и что делать в случае детской истерики - мнение специалистов Специалисты Рособрнадзора поделят регионы России по качеству образования  Как не стать зависимым от интернета: объясняют эксперты Магистры и рыцари: педагог из Читы рассказал об авторской системе оценивания школьников Абитуриентам вскоре не придется предъявлять аттестат при приеме в вузы Секреты Третьяковки и мурализм: новый открытый урок пройдет на тему «Международный день художника» Восемь проектов педагогических вузов вошли в перечень олимпиад на 2022/23 учебный год В России может появиться ГОСТ на школьную форму Лучших поваров школьных столовых объявили в Башкирии Минпросвещения России выяснило, как россияне относятся к введению школьной формы
0

Сырые погоды стоят… Урок в 6-м классе на тему «Водяной пар в воздухе. Относительная и абсолютная влажность. Туман и облака»

Цели: дать учащимся понятие о водяном паре в воздухе, показать зависимость его содержания от температуры воздуха; рассказать об определении абсолютной и относительной влажности; охарактеризовать масштабы и характер облачности и туманов, пользуясь космической фотоинформацией.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Оборудование: физическая карта полушарий, картины облаков, волосяной гигрометр, схема образования кучевого облака, схема дневного и ночного бризов, модель флюгера, карточки с индивидуальным заданием, таблица «Среднее число дней с туманом, Новопокровский район». Фотокарты Европы и Западной Азии, космический снимок «Облачные вихри», полученные с орбитальной пилотируемой станции «Салют», школьная автоматическая метеостанция.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Предложить десяти ученикам карточки с индивидуальным заданием для самостоятельной работы. Ребята должны вычертить розу ветров для указанного месяца и ответить на следующие вопросы (см. образцы карточки и выполненного задания.)

Остальные ребята отвечают на вопросы:

1. От чего зависит скорость ветра?

2. Расскажите, как с помощью различных признаков можно определить скорость ветра?

3. Каковы причины образования дневного и ночного бризов?

4. С помощью какого прибора и как можно определить направление ветра?

5. Куда дует юго-восточный ветер? Северо-западный? Северный? Юго-западный?

6. Что такое муссон? Расскажите о нем.

7. Определите преобладающие направления ветра нашего края, своей местности.

8. Приведите примеры использования силы ветра человеком.

II. Объяснение нового материала

Учитель предлагает одному из учеников смочить губку и протереть ею доску. На эту процедуру ушло не менее 10 грамм воды. Но через несколько минут доска становится сухой.

Вопрос: куда девалась вода?

Ответ: вода испарилась.

Можно безошибочно утверждать, что мы живем на дне воздушно-водного океана. Ученые подсчитали – над 1 кв.м земной поверхности около 30 л/кг воды. Количество водяных паров в воздухе зависит от температуры. Ученикам предлагается открыть учебник и познакомиться с содержанием таблицы.

Вопрос: какой можно сделать вывод, анализируя таблицу в учебнике?

Ответ: чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара может в нем содержаться.

Воздух может быть насыщенный и не насыщенный водяными парами. Когда в нем находится предельное количество водяного пара, он насыщен им. Если же, например, при температуре +100 С в воздухе 5 грамм воды, он ненасыщен.

Задание: сколько воды содержится в нашем классе, если его объем равен 200 куб.м , температура воздуха равна + 200С , а влажность воздуха 17 г/м3?

Ответ: 3400 грамм, или 3,4 кг.

Количество водяного пара, содержащегося в 1 куб.м воздуха, называется абсолютной влажностью. Она измеряется в граммах на куб.м. Однако величина абсолютной влажности еще не характеризует степень насыщенности воздуха водяным паром.

Вопрос: когда больше абсолютная влажность – зимой или летом?

Ответ: летом.

Вопрос: а каким будет воздух летом – сухим или сырым?

Ответ: сухим.

Вопрос: почему?

Ответ: при температуре +200С он может содержать 17 грамм воды, а при температуре – 200С – только 1 грамм.

Для характеристики степени насыщенности воздуха водяным паром используют величину относительной влажности. Отношение в процентах фактического содержания водяного пара в 1 куб.м к возможному при данной температуре есть относительная влажность. По относительной влажности воздуха погоды земного шара делятся на сухие (количество водяного пара в воздухе равно или меньше 55%); умеренно-сухие (56-65%); умеренно-влажные (66-75%); сырые (равно и больше 86%). Вопрос: над экватором всегда высокая относительная влажность, до 85%. Как вы думаете, почему?

Ответ: над экватором круглый год высокая температура и большое испарение с поверхности океанов.

Вопрос: а в тундре высокая или низкая относительная влажность? Почему?

Ответ: высокая, это связано с низкими температурами.

Для измерения относительной влажности воздуха пользуются специальным прибором, называемым гигрометром (измеритель влажности). Его действие основано на свойстве человеческого волоса поглощать влагу, несколько удлиняясь при этом. Измерение длины волоса передается стрелке, которая и показывает относительную влажность в процентах.

Учитель демонстрирует прибор.

При охлаждении насыщенный воздух не может удержать в себе прежнее количество водяного пара и конденсируется, образуя капельки или кристаллики льда, превращаясь в туман.

В нашей местности в среднем за год бывает 25 дней с туманом. Если мы обратимся к таблице «Среднее число дней с туманом», то заметим, что наибольшее количество – 21 день – приходится на период с октября по февраль.

ТАБЛИЦА

Среднее число дней с туманом. Новопокровский район

Облака – это тот же туман, только образуется он не у поверхности земли, а на некоторой высоте. Метеорологи насчитывают несколько десятков различных форм облаков. Основные из них – кучевые, перистые, слоистые.

Облачность зависит от направления ветра.

Вопрос: во Владивостоке наибольшая облачность бывает зимой или летом? Почему?

Ответ: летом, летний муссон приносит влагу с Тихого океана.

Облачность в любое время покрывает 2/3 поверхности земного шара, и роль ее очень велика: она является одним из погодообразующих факторов, переносчиком влаги с океанов в глубь материков, что обеспечивает почти повсеместное распространение растительности и животных на Земле.

Весенний и осенний варианты фотокарты Европы и Западной Азии помогают составить объективное представление о масштабах и характере облачных образований и туманов. Здесь же применены фотокарты Северного и Южного полушарий для характеристики облачности в масштабах земного шара.

Метеорологи справедливо считают облачность одним из основных погодообразующих факторов. Снимки, полученные со спутников, ценны тем, что на них документально фиксируется в первую очередь распределение облачности. А зная законы, приводящие к образованию структурных особенностей облачности, можно представить себе, как она будет изменяться и выглядеть через некоторое время.

Направление облачных полос на фотографии помогает синоптикам установить положение атмосферных фронтальных разделов, с которыми связано образование облачности. А по центру вихря, к которому, закручиваясь, сходятся облачные спирали, можно определить положение центра циклона. Их особенно важно определить над обширными территориями океанов и некоторых морей, где почти отсутствуют наземные и метеорологические наблюдения.

Обнаружение по спутниковым фотографиям районов, занятых туманом, дает возможность предупредить авиацию, морской флот, железнодорожный и автомобильный транспорт об опасности.

В аэропортах в борьбу с туманом вступает отряд, который, вылетая на специальном самолете, «засеивает» туман углекислотой (сухой лед, которым охлаждают мороженое) при помощи установки, названной «Метель».

К сожалению, пока удается рассеивать только такие туманы, в которых капельки воды имеют температуру не выше -4 0С (-5 ), то есть являются переохлажденными.

Экономия средств в результате активного воздействия человека на туман огромна.

III. Задание на дом

Составить диаграмму зависимости облачности от направления ветра за сентябрь по данным своих календарей погоды.

Сергей РЯБЧЕНКО, учитель географии средней школы №5, ст. Калниболотская, Новопокровский район, Краснодарский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте