19 ноября исполнилось 293 года со дня рождения великого русского ученого, поэта, историка, основателя Московского университета Михаила Васильевича Ломоносова. Сын рыбака-помора, Ломоносов первые девятнадцать лет своей жизни провел на Севере, в селе Денисовке, у Белого моря. У одного из своих односельчан 14-летнему Ломоносову удалось достать учебники по грамматике и арифметике. Эти книги, которые позднее он называл «вратами своей учености», юноша буквально выучил наизусть и страстно захотел продолжить образование. Тайком от отца, пристав к одному из обозов, он добирается до Москвы и, преодолев многочисленные препятствия, поступает в 1731 году в Славяно-греко-латинскую академию. Насмешки товарищей по школе – «малых ребят» – над «болваном лет в двадцать», который «пришел латине учиться», скудное существование на три копейки в день не останавливают Ломоносова. Обнаруживая блестящие способности, невероятную настойчивость и трудолюбие, он за один год проходит сразу три класса.
В 1736 году школьное начальство получило указ направить в университет при Петербургской академии наук «отроков добрых, которые бы в приличных к украшению разума науках довольное знание имели». В эту группу попал и Ломоносов. В этом же году его посылают из Петербурга в Германию для освоения горного дела. За границей Ломоносов изучает точные науки, философию, иностранные языки. В 1741 году он возвращается на родину и начинает работать в Академии наук. В 1745 году Ломоносов становится профессором химии, академиком и ведет научную и литературную деятельность. Ему принадлежит ряд выдающихся научных открытий в самых различных областях знания. Одновременно протекала и основополагающая работа Ломоносова в области русского языка, литературной теории и практики. В 1739 году им была написана ода, воспевающая доблесть русских войск, взявших турецкую крепость Хотин. Оды, торжественные речи в стихах, стали отныне излюбленным стихотворным жанром Ломоносова.
Александр Сергеевич Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник…» В деятельности Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. Ученый придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской Академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к
И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета, что для всех нас является, пожалуй, самой важной его заслугой и причиной для бесконечной благодарности и глубокого почтения.
Комментарии