search
main
0

Сын Отечества и патриот малой родины

Образование в том виде, как оно сложилось к началу прошлого века, является продуктом техногенной цивилизации. Тем самым оно не может не утрачивать исторический, “корневой” смысл “образовывания человеческого в человеке”, развития средствами культуры его духовного образа. Реализация принципа антропоцентризма во всех сферах человеческой деятельности поможет преодолению глобального кризиса техногенной цивилизации. Сегодня особо остро стоит проблема экологии духа – духовной основы выживания человечества в мире. Доминирующая техника ставит культуру на службу себе, обезличивает человека, утверждает ценности общества потребления. Образованию в этих сложных и противоречивых процессах современности отводится, как уже отмечено выше, роль “человекообразующего” фактора. Вот почему при воспитании гражданина наиболее важным являются задачи духовно-нравственного развития подрастающих поколений.

В обсуждении вопросов ценностной составляющей общего и гражданского образования обнаруживается множественность педагогических миров, неоднозначность стратегий развития образовательных систем. Известное несоответствие и противостояние государственных и общественных интересов, рассогласование общечеловеческих, суперэтнических и этнических установок. Подобная антицелостность – отражение в теории и практике образования неопределенности социально-культурной ситуации в современном постиндустриальном мире, процессов мировоззренческой переориентации.
Опираясь на комплекс современных философских и культурологических, педагогических концепций, возможно выделить те “жизнесмыслы” современной культуры, которые идут на смену мировоззренческим установкам и ценностям техногенной цивилизации, отвергая целевое прагматическое отношение к человеку.
Это ценность жизни на планете, ценность человеческой жизни, осознание опасных последствий техногенного развития, поставивших человечество на грань физического и духовного выживания. Это ценность человеческой индивидуальности, субъективности личности. Чтобы в условиях стремительно развивающегося социума человек не “потерял себя”, был способен к самоидентификации и самореализации во все новых и новых ситуациях, он должен обладать неким “личностным стержнем” – осознанием себя как индивидуальности, свободной, самостоятельной, нравственноавтономной личности, наконец, существа не только земного, но и космического, т.е. “лично ответственного” за судьбы Земли и Вселенной.
Это изменения смыслов в отношении “человек-общество” под влиянием тенденций внутри- и межцивилизационной интеграции, информационного “взрыва”, культурного взаимообмена, миротворческих миссий общественных и государственных организаций. Осознание ценностей социальной открытости, правовой защиты и социальной поддержки, расширение коммуникативной деятельности, культурного, информационного, образовательного пространства. Все более значимыми для постиндустриального общественного сознания становятся ценности мира между государствами и народами, идеи культуры и педагогики ненасилия. Концепция “Культура мира” и связанная с ней концепция “Педагогика мира” формируются в рамках деятельности ООН и ЮНЕСКО.
Другой блок идей, очевидно, должен быть связан с культурой и социумом страны. В Российской Федерации с ее поликультурностью и многонациональностью, тем не менее доминирующей, является русская культура, на базе которой формировался российский субэтнос. Опыт духовно-нравственного освоения мира российским субэтносом столь велик и многообразен, а “разрыв” в развитии культурных традиций в советские десятилетия столь значителен, что выбор ценностных ориентаций для гражданского образования в условиях постсоветской России оказывается делом неимоверно трудным.
К началу советского периода научно-педагогической интеллигенцией обосновывались в качестве ведущих “идеалосообразных” ценностей идеи патриотизма (“что есть сын Отечества”), органически сочетающиеся с глубоким уважением к культуре других народов, способностью к “переимчивости” их духовного опыта, включающего сопричастность к истории и настоящему Родины, ответственность за ее судьбу, стремление продолжить и развить позитивные национальные традиции, сохранить и передать потомкам лучшие черты национального характера. С идеями патриотизма органически связывались идеи “доброго общественника”.
В философско-педагогической литературе постсоветских лет “воскрешаются” в качестве особенностей национального менталитета и традиционных воспитательных ценностей идеи высокой духовности, “всеотзывчивости”, “всечеловечности”, единства этического и эстетического как характерной черты “русского взгляда на мир”, подчеркивается значимость для национального самосознания категорий добра, любви, соучастия, сострадания и др. Аналогичные процессы характеризуют научно-педагогическое сознание и других национальностей российского субэтноса.
Регионы РФ в значительном числе – полинациональные общности. И специфические ценностные установки их образовательных систем, очевидно, должны учитывать особенности истории региона, его настоящего и перспектив социокультурного развития, объединяя и сплачивая региональное сообщество. Так, Дальневосточный регион отличается “молодостью” как субъект российской истории. Большинство его населения – сравнительно недавние его жители, мало того, выходцы из разных республик бывшего СССР, носители разных культурных и национальных традиций. Поэтому актуальной проблемой для российского Дальневосточного региона было и остается укоренение человека. Ее кардинальное решение связывается с социально-экономическим, культурным развитием региона как субъекта Федерации, “твердо стоящего на собственных ногах и именно потому открытого для взаимодействия с другими субъектами и соседями по Азиатско-Тихоокеанскому региону”. Ценностные аспекты региональной образовательной системы должны быть ориентированы на идеал россиянина-дальневосточника – гражданина России как демократического правового общества, он свои жизненные планы, свою судьбу “связывает с Дальней Россией, с Хабаровским краем, его прошлым, настоящим и будущим”. Конкретизация ценностных ориентаций такого плана нуждается в специальных исследованиях ученых-обществоведов.
Обозначенными выше “блоками” ценностных идей – общечеловеческих общенациональных и региональных – предпринята попытка представить ценностные основания гражданского образования и воспитания школьников в современной России. Они должны способствовать становлению культурного человека, выстраивающего свою жизненную траекторию как патриот своей “малой родины”, “сын всего Отечества”, “гражданин мира”.

Л. СТЕПАШКО,
доктор педагогических наук, профессор Хабаровского педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте