Это первые слова, которые пришли на память новому директору детского дома, бывшему воспитаннику
Директор Николаев не понаслышке знает, как легко могут быть исковерканы судьбы мальчишек, оставшихся без родительского тепла и догляда. Из детдома в детдом скитался он, потерявший на войне родных, пока случайно не узнали воспитатели Нижнеисетского детдома о существовании в областном центре специальной музыкальной школы для мальчиков-сирот. Окончившие ее становились воспитанниками военных духовых оркестров. Гену приняли в эту школу.
– Образ Жукова традиционно ассоциируется у нас с его воинскими заслугами, – рассказывает Николаев, – он умел не только отдавать приказы, но и находить общий язык с повзрослевшими до срока пацанами. Запросто заходил к ним на занятия. Особенно его интересовало, как мы умеем играть боевые сигналы. “А ну-ка, сыграй мне танковую тревогу”, – обращался он к кому-нибудь из пацанов. И тот с гордостью избранника, потея от волнения, “выдувал” на трубе сигнал, понятный лишь военному человеку. “Молодец! – удовлетворенно говорил Жуков. – А ты, дружок, изобрази мне тревогу артиллерийскую, а ты сыграй подъем!” Стоит ли говорить, как каждый старался отличиться! Я давно уже дед, но никогда не забуду, как сидел на коленях у прославленного полководца.
А еще вспоминает Николаев, что совершенно искренне умел этот известный всему миру человек преклоняться перед истинным талантом. “Ну и что из того, что украшают мой мундир четыре звезды? – говорил он. – Такой награды, какой заслужил майор Павловский, воевавший в моем полку, в Чапаевской дивизии, мне уж не видать”. Награда и впрямь была уникальной – медаль “Лучшему трубачу Чапаевской дивизии”.
По инициативе Жукова принимали мальчишки участие в самых настоящих спектаклях на сцене оперного театра: в “Иване Сусанине”, “Аиде”, “Князе Игоре”… Да, есть что вспомнить, что порассказать своим сегодняшним воспитанникам директору Николаеву. И о том, как, закончив школу и отслужив срочную службу, он вернулся в ставший родным ему город, где не было у него ни кола, ни двора. Как после окончания консерватории по классу трубы пришел преподавателем в те же стены. Как первое время жил в одной комнате со своими воспитанниками и как через несколько лет детдом был закрыт и осталась лишь одна музыкальная школа. И как, с болью наблюдая за ростом детской беспризорности, вынашивал мечту возродить добрую традицию: собрать одаренных мальчишек-сирот и дать им кров и образование. А главное – профессию, перспективу.
В прошлом году на базе бывшей средней школы # 164 и расположенного рядом освободившегося здания детского сада были открыты сначала школа, а следом и детдом для музыкально одаренных мальчиков.
– Мы не настаиваем, чтобы в будущем их судьба была непременно связана с армией, – рассказывает Геннадий Николаевич, – хотя и не скрываем, что карьера военного музыканта гораздо заманчивей, чем, скажем, музыканта, обслуживающего банкеты. Кто из них захочет, сможет продолжить учебу в суворовском училище или станет музыкантом – воспитанником какой-либо дивизии Уральского военного округа.
Сегодня в детдоме живут 20 воспитанников.
Наталья ГАРЯЕВА
Екатеринбург
Комментарии