В Москве прошла Международная научно-практическая конференция “Государственно-общественное управление общеобразовательными учреждениями: состояние и перспективы”. Как создать школьный микроклимат с оптимальными дозами единоначалия и самоуправления? Над этим три дня ломали голову учителя из России, Грузии, Азербайджана, Киргизии и других стран СНГ. Согласитесь, трудно однозначно ответить на сей вопрос. Тем более что единоначалие и самоуправление – вещи в какой-то степени взаимоисключающие.
Эмблемой конференции был выбран треугольник, в вершины которого упирались до боли знакомые слова: “учитель”, “школьник”, “родитель”. Смысловую наполненность треугольника завершали “согласие”, “совет”и “соуправление”. Странно, но основного фигуранта – директора школы – в эмблеме почему-то не оказалось. А ведь именно он несет ответственность за все, что творится в школе.
Припоминаю дни самоуправления у нас в школе. Игры в демократию тогда еще только начинались. (Был конец восьмидесятых). В один прекрасный день кто-то (очевидно, директор, наслушавшись про новые веяния) решил: нужен день самоуправления. Всем объявили, распределили уроки между старшеклассниками – мне досталось вести английский в пятом “А”. Почему именно английский – до сих пор не пойму. Видимо, тот, кто распределял роли, руководствовался правилом “буравчика”: я знал английский чуть лучше героев фильма “Джентльмены удачи”.
Придя на урок и сев за учительский стол, я получил удар бумажным шариком в лоб и с ужасом понял, что двадцать человек мне ни за что не одолеть. Они разнесли бы класс, если бы на помощь не пришел “толстый Максвелл” – так звали грозного парня из пятого “А”. Он поднялся из-за парты во весь свой громадный рост и голосом, заслуживающим всяческого доверия, сказал: “Тихо”. За оставшиеся полчаса тишины класс прочел про себя две страницы “Робин Гуда”, получил домашнее задание и, стараясь не шуметь, выскользнул на перемену. День самоуправления не принес ничего путного.
Нужен мотив. Иначе игры в школьную демократию так и останутся играми. Только условия усложняются. В отличие от благополучных восьмидесятых сейчас многим учителям просто не до экспериментов – на жизнь бы заработать. Двойные ставки, платные дополнительные занятия… С такой нагрузкой не до демократии. Однако оговорюсь, что подобное мнение не получило поддержки участников конференции. Школа – зеркало общества и не может оставаться индифферентной к переменам. Отсюда и мотив. Для школьников – не быть безответственной серой массой, а иметь право отстаивать свое мнение, не боясь вызова на педсовет. Для родителей (которых не пускает в школу шкафообразный охранник) – участвовать в образовании своих детей.
Для учителей мотив тоже понятен. Большинство конфликтов в школьном коллективе возникает именно из-за противопоставления интересов педагога и директора. Сколько проблем и острых углов удалось бы обойти, если срезать те самые углы у директорского стола и сделать его круглым.
Нужна ли демократия директору? Многие усомнятся в положительном ответе. Согласитесь, человек, облеченный ответственностью, консервативен. Зачем ему еще одна головная боль по имени “демократия”. Именно поэтому на месте любого директора логично было бы проголосовать против, если… Если видеть в демократии только своего врага. А между тем совместное решение школьных проблем может значительно облегчить директорскую участь. Дай почувствовать людям, что уважаешь их, ценишь их мнение – они в благодарность горы свернут.
Вопрос – как этого добиться. Разумеется, какой бы представительной ни была конференция, однозначного ответа она дать не может. Международная ассоциация содействия школьным советам (один из организаторов конференции) взялась, например, за разработку целого спецкурса под названием “Научно-методические основы государственно-общественного управления общеобразовательными учреждениями”.
Конечно же, не обошлось без критики существующего законодательства, которое не дает школьной демократии развернуться. Все это верно, но… в одном из выступлений прозвучала правильная, на мой взгляд, мысль: реформы в школе должны быть не для галочки, иначе дети в них не поверят.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии