Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Связь с родителями может быть и виртуальной

УГ - Москва, №21 от 25 мая 2010. Читать номер
Автор:

В декабре 2008 года в нашем детском саду с приоритетным художественно-эстетическим направлением было создано структурное подразделение «Семейный детский сад», которое работало с одной многодетной семьей. На тот период семья состояла из 5 человек: Алексей Вуколов, папа; Ольга Вуколова, мама; сыновья – Никита, Степа и Паша Вуколовы. В сентябре 2010 года родилась дочь – Маша Вуколова.

В начале нашей совместной деятельности мы провели обследование жилищно-бытовых условий и выяснили, что семья проживает в 3-комнатной квартире, две комнаты занимают родители мамы, а комната, где живет семья, небольшая, но уютная, для детей созданы условия для игровой деятельности, есть спортивный уголок.

В ходе первого собеседовании с мамой Ольгой Николаевной был проведен опрос с целью выяснить, каковы потребности семьи в услугах ДОУ, какие увлечения есть у мамы, каковы традиции семьи. Мы узнали, что мама имеет высшее педагогическое образование, что она учитель начальных классов, достаточно хорошо знакома с педагогическим процессом, что упрощало нашу работу. Много интересного мы узнали и о детях (чем любят заниматься, какие игры предпочитают, с кем больше проводят время).

Любой педагогический процесс должен строиться на основе программы, поэтому с самого начала нашей совместной деятельности мы ознакомили маму-воспитателя с программой, по которой работает детский сад, определили основные показатели развития детей по всем разделам воспитательно-образовательной работы – что должен знать и уметь ребенок в начале и конце года.

Следующим этапом нашей работы было совместное составление режима дня, сетки занятий.

Основной гигиенический принцип построения режима дня – его строгое выполнение, недопустимость частых изменений. Режим дня в соответствии с возрастными особенностями включает следующие элементы:

– продолжительность и кратность сна;

– время пребывания на воздухе в течение дня (прогулка);

– воспитательная и учебная деятельность;

– игровая деятельность;

– режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания).

При нарушении режима дня работоспособность быстро снижается, появляются головные боли, теряется интерес к занятиям, поэтому все эти моменты были оговорены с мамой.

Старшая медсестра провела цикл бесед с мамой по поводу питания детей.

В организации питания следует придерживаться естественных потребностей ребенка, исключить насилие. Старшие дети определяют свою норму самостоятельно, а малыши с помощью взрослых по договоренности. В работе по организации питания мы использовали рекомендации Н.Амосова, В.Леви, Г.Шаталовой, объясняли детям, что пищу, которую взял, выбрасывать аморально.

Принципы организации питания:

– выполнение режима питания;

– гигиена приема пищи;

– ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания, в том числе и родителями;

– эстетика организации питания (сервировка);

– индивидуальный подход к детям во время питания;

– правильность расстановки мебели.

Для мамы были организованы мастер-классы по приготовлению разнообразных блюд, которые рекомендует детский сад.

При выстраивании педагогического процесса в семейном детском саду необходимо помнить о необходимости формирования гармонично развитой личности ребенка, особое внимание уделить физическому и психическому здоровью детей, формированию личностного отношения к окружающему миру, учитывая основной психологический закон – закон деятельности. Такую возможность дети получают в детском саду. Дети посещают занятия по музыке, физкультуре, занимаются с психологом. Специалисты детского сада всегда стараются помочь маме в преодолении каких-либо трудностей, проводят определенные консультации, семинары-практикумы, дают рекомендации по интересующим вопросам.

Психолог проводит занятия на развитие познавательных процессов, моторики рук, тренинговые занятия на развитие коммуникативных способностей, по мере необходимости он ведет коррекционную работу, направленную на преодоление эмоционально-личностных проблем у детей.

Воспитатель по физической культуре проводит занятия на развитие движений, ловкости, быстроты. Для мамы были проведены семинары-практикумы по закаливанию детей, представлены комплексы дыхательной гимнастики, игры на развитие мелкой моторики. Семья с удовольствием принимает участие в спортивных досугах, развлечениях.

На музыкальных занятиях дети учатся танцевать, петь. Семья также посещает многие запланированные музыкальные мероприятия: праздники, развлечения, досуги.

При составлении сетки занятий мы учитывали разновозрастной состав детей, то, что необходимо осуществлять развитие ребенка с учетом не только биологического, но и его психологического возраста. Общеизвестно, что каждый ребенок развивается в силу определенных условий неравномерно, что бывают и некоторые отставания, и наоборот – резкие скачки. Но кто, как не мама, лучше знает своего ребенка?!

Мы определили программное содержание и предложили родителям доступные им методические приемы, которые можно использовать в домашних условиях.

Форму организации работы мы предоставили маме определять самостоятельно с учетом своих возможностей и возможностей своих детей. По этому поводу мы дали некоторые рекомендации:

продумать педагогическое место игры в разные отрезки режима дня, это сделает жизнь детей эмоционально насыщенной, удовлетворяющей их интересам и потребностям;

в одно и то же время часть детей может играть, а с частью детей можно проводить занятия, но время для игр должно быть предусмотрено для всех детей;

детям необходимы игры со строительным материалом, если у педагога есть время, он играет с детьми, взяв на себя ведущую роль и привлекая детей к выполнению игровых действий, дети старшего возраста любят играть подгруппой, им можно предлагать продолжить начатые игры со строительным материалом, сюжетно-ролевые игры;

на развитие игр детей сильно влияют не только деятельность взрослых, но и содержание игр более старших детей, их поведение, уровень общения, речь, поэтому нужно предусмотреть различные формы объединения в играх (индивидуальные, подгруппами, фронтальные), учесть личные привязанности детей, интерес к различным игрушкам и игровым материалам, видам игр;

использование подвижных игр, физкультурных пособий, активизирующих двигательную активность детей (особенно на улице и между занятиями), особо важно;

на прогулке воспитатель должен позаботиться о том, чтобы старшие дети включались в игры младших, обучали их правилам игры, можно объединить детей в игре, не требующей быстрого бега, нагрузки на младших, старшие дети должны быть внимательнее к младшим, не толкать их, не обижать, но если старшие нашли себе дело по душе, то младших детей можно организовать для игры малой подвижности, дать им поручения;

очень полезно организовать игры-драматизации или кукольный театр для младших, малыши тоже любят разыгрывать потешки, короткие стихи, можно объединить младших и старших детей единым сюжетом;

очень полезны дидактические игры, в которых объединяются дети с учетом их возраста, в играх вместе со старшими детьми малыши накапливают опыт совместных игр;

очень эффективны многодневные игры в плане объединения детей;

необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и их позицию в игровом коллективе, это поможет объединить детей, подготовить их к дальнейшей жизни в коллективе сверстников.

Учитывая наши рекомендации, мама предпочла занятия проводить со всеми детьми сразу. Дети в дошкольном возрасте обладают уникальными способностями к обучению, если они не будут вовремя востребованы, то с годами могут быть утрачены. Поэтому очень важно как можно раньше начинать обучение, но обучение должно быть занимательным и развивающим. Очень важно, чтобы предлагаемый материал был понятен ребенку и занятия проходили в игровой форме. Занимательная и развивающая направленность игровой методики позволяет обогащать ребенка знаниями в процессе творческой познавательной деятельности, когда необходимо отгадать, отыскать, составить, объяснить, сгруппировать, видоизменить, установить соответствия, изобразить, смоделировать. Введение в процесс обучения игры позволяет вызывать у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием, создать мотивацию учебной деятельности. Большое внимание, по нашему мнению, в семейном детском саду необходимо уделить художественному воспитанию, так как это одно из важных средств формирования активной творческой личности, способной и воспринимать, и самой создавать красоту.

Большой интерес мама и дети проявляют к изобразительной деятельности. Ольга Николаевна старается не только дать своим детям знания, но и развивать их творческие способности. При обучении детей различным техникам изобразительного творчества она делает акцент на эстетическую сущность изготовляемого продукта, а не на формальное копирование образца, создает условия для самостоятельного изготовления рисунка, аппликации, поделки. Дети самостоятельно выбирают формат бумаги, цвет, различные материалы для изобразительной деятельности. Очень часто дети выполняют коллективные композиции. Многие коллективные картины могут создаваться в течение нескольких занятий, или основное содержание решается на занятии, а затем в свободное время композиция может дополняться, обогащаться.

Безусловно, некоторые работы выполняются только детьми, но более сложные – совместно с родителями. Совместная деятельность детей и взрослых по созданию общего рисунка, аппликации очень радует их. Особое удовольствие им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию. Вместе с тем дети могут видеть, как действует взрослый, и обучаться без прямых указаний.

Детские работы очень интересны по содержанию. Мама старается разнообразить изобразительную деятельность детей. Многие работы по изобразительной деятельности выполнены в нетрадиционной художественной технике: рисование (пальчиками, ладошкой, оттиск печатками из овощей, поролона, пенопласта); пластинография (принцип такой техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности). Но больше всего мама интересуется созданием коллажа. Пробуждается фантазия ребенка, и занятие превращается в увлекательную игру.

Занятия коллажом развивают не только умения и навыки детей, но и формируют образное восприятие и мышление, заставляют ребенка по-новому взглянуть на привычные предметы и материалы и на их основе создавать свой собственный образ. На этих занятиях проще ознакомить ребенка с основами композиционного построения изображения: ребенок может свободно передвигать части коллажа, сразу наблюдая различия в восприятии изображения. Детский сад с удовольствием создает творческие выставки семейного детского сада.

Большая занятость семейными делами не всегда позволяет маме прийти в детский сад по тем или иным вопросам. Чтобы действовать в тесном сотрудничестве, мы создали сайт ДОУ. На главной странице размещена информация о детском саде, сайт имеет несколько рубрик. Каждая рубрика содержит определенную информацию как для всех родителей, дети которых посещают детский сад, так и для мамы-воспитателя. Создание сайта позволило открыть новый канал реализации образовательных услуг для многодетной семьи, обеспечивая им право на собственное образование и развитие, на помощь в качественном, всестороннем воспитании и образовании своих детей.

Валентина КИРИКОВА, заведующая детским садом №446, почетный работник общего образования;

Светлана МИНГАЖЕВА, старший воспитатель детского сада №446


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту