Цель: научиться писать сжатое изложение.
ЗадачиУченика: знать способы сжатия текста; продолжать формировать навык грамотного письма; совершенствовать умение определять тему, идею текста, подбирать к тексту заголовок; уметь работать с художественным стилем (фрагменты стихотворения Н.Самковой «О хлебе», текст В.А.Сухомлинского), с научным стилем (Толковый словарь).Учителя: совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение), развивать эмоциональную сферу, способствовать становлению и развитию личности; максимально использовать возможности урока для развития основных видов речевой деятельности, таких как слушание (учителя и друг друга), говорение (диалог, элементы монологической речи), чтение (громкое и выразительное), письмо; формировать уважительное отношение к хлебу – символу труда, главному продукту России, духовной ценности; прививать уважительное отношение к старшему поколению и добрым традициям нашей страны.РесурсыРаздаточный материал (текст, таблица с приемами сжатия текста).Хлеб, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.Источники1. Баранов М.Т. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М. : Дрофа, 2010.2. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений по русскому языку: 5-9 классы. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. – М. : Дрофа, 2010.3. Литературный портал графоманов: http://www.playroom.ru/content/view/1169/18/Ход урока1. Организационный моментУчитель: Здравствуйте, ребята. Рада всех вас видеть!2. Этап проблематизацииНа столе лежит на подносе покрытый салфеткой свежеиспеченный хлеб.Учитель: Как вы думаете, что находится под салфеткой?Учитель подходит с подносом к первой парте. Ученики делают предположения.Учитель: Да! Что может быть лучше этого запаха! Чем является для России хлеб? Хлеб всегда считали в нашей стране главным продуктом. Это символ благополучия, достатка, счастливой жизни. Не зря сложил народ пословицу: «Хлеб всему голова». Какой хлеб? Подберите определения к этому слову.Ответы учеников.Учитель: Спасибо. Герой рассказа, по которому мы будем учиться писать сжатое изложение, тоже дал определение этому слову. Какое? Это мы узнаем, прослушав текст.3. ЦелеполаганиеУчитель: Давайте попробуем сформулировать цель урока.Ребята формулируют цель. 4. Актуализация знанийУчитель: Ребята, мы с вами не раз писали изложения. Давайте вспомним уже известные нам виды изложений.Ученики называют знакомые виды изложений (подробное и выборочное).Учитель: Совершенно верно. Думаю, в конце урока мы сможем сформулировать и особенности написания сжатого изложения.5. Этап концептуализацииУчитель: А теперь давайте обратимся к тексту, составленному на основе записок известного русского педагога В.А.Сухомлинского. На экране демонстрируется портрет Василия Сухомлинского.Учитель: Посмотрите, какое мудрое и доброе лицо у этого человека. Таким он и был – учитель, директор, ученый. Чтение текста учителем (приложение 1). Беседа по тексту.Учитель: Понравился ли вам рассказ? Ответы учеников.Словарная работа: Сухомлинский Василий Александрович, Иван Степанович, старожил, директор, накануне, вскоре, неприглядная. Учитель: Значение непонятных слов найдите в учебнике и запишите в тетради (приложение 6). Докажите, что это текст.Ребята формулируют доказательства, высказывают свои предположения.Особенности текста:1. Тема.2. Основная мысль.3. Предложения связаны по смыслу и грамматически (средствами связи).4. Завершенность по смыслу.Список на экране.Учитель: Определите тему текста. Придумайте заголовок. Прочитайте вполголоса текст и определите его идею. Какой урок можно извлечь из этого рассказа?Ответы учеников.Работа со стихотворением Н.Самковой.Учитель: Послушайте стихотворение Нины Самковой о хлебе (приложение 2). Как перекликается содержание этого стихотворения с рассказом «Святой хлеб»?Ответы учеников.Учитель: Да. Стыдно бросать хлеб на пол, на землю. Всегда надо помнить о блокадных 125 граммах. (Показывает 125 граммов ржаного хлеба.) Этот хлеб был спасительным для ленинградцев. Хлеб – это святое. Нельзя плохо относиться к нему. Надо беречь хлеб, надо помнить, как он трудно достается людям, как в годы Великой Отечественной войны он спасал их. Какой элемент сочинения вы ввели бы в сжатое изложение?Ответы учеников.6. Этап моделированияУчитель: Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше сжатое изложение должно быть текстом. Нам нужно научиться разделять главную и второстепенную информацию, чтобы при сжатии исключить несущественное и второстепенное. Задание. Выделите ключевые слова (приложение 4).Ученики подчеркивают ключевые слова.Составление плана текстаВсе работают в пяти группах. Координатор группы делает записи.Задание: сколько абзацев в данном тексте? Обращение учащихся к памятке «Правила построения абзаца». Исследуйте правила построения абзацев в нашем тексте (приложение 5). Выделите в каждом абзаце текста ключевые слова, это будут микротемы, запишите их. Таким образом мы составим цитатный план текста.Работа по сжатию текста: учащиеся получают карточки с содержательными и языковыми приемами сжатия.Приемы сжатия текста1. Исключение:- повторов;- одного или нескольких синонимов;- уточняющих и поясняющих конструкций;- фрагмента предложения;- одного или нескольких предложений.2. Обобщение.3. Упрощение:- слияние нескольких предложений в одно;- замена сложноподчиненного предложения простым предложением;- замена прямой речи косвенной;- замена фрагмента предложения синонимичным выражением.Ученики изучают приемы.Учитель: Какие приемы использованы при сжатии 1-го абзаца? Какие приемы использованы при сжатии 2-го абзаца? Какие приемы использованы при сжатии 3-го абзаца? Какие приемы использованы при сжатии 4-го абзаца? Какие приемы использованы при сжатии 5-го абзаца? Ученики отвечают на вопросы: работают в группах 10-12 минут, все работают устно, координатор группы записывает сжатый текст. Учитель: Прочитайте сжатый текст по микротемам, а потом в целом. Оценивает работу другая группа. Что вы можете добавить к полученному тексту исходя из его идеи?Ученики оценивают работы друг друга. Делают добавления.Учитель: В начале урока мы поставили задачу: сформулировать особенности написания сжатого изложения. Итак, кто готов поделиться своими наблюдениями?Ответы учеников.Учитель: Чему вы научились? Что узнали нового?Ответы учеников.Звучит песня «Хлеб всему голова».Учитель: Итак, работа с текстом, составленным по запискам В.А.Сухомлинского, показала, что мы сегодня не только учились писать сжатое изложение, но и затронули актуальную тему святого, бережного отношения к хлебу. Надеюсь, вы напишете хорошие тексты сжатого изложения. На перемене можно полакомиться душистым хлебом, который лежит на столе. Я предлагаю вам продолжить разговор на тему «Святой хлеб» на одном из классных часов и создать социальный проект «Хлеб всему голова». С этим проектом вы можете выйти в другие классы, провести защиту проекта, а в столовой школы можно повесить полезную для учащихся информацию из проекта.8. Этап конструированияУчитель: Рассмотрите инструкцию «Как писать сжатое изложение» и приступайте к его написанию (приложение 6).Пример текста сжатого изложения (приложение 7).Приложение 1Текст, составленный на основе записок известного русского педагога В.А.Сухомлинского Однажды к Василию Александровичу Сухомлинскому пришел в школу самый старый житель села Иван Степанович. Он очень волновался. Старожил предупредил директора школы, что разговор у них будет серьезный.Старик развернул на столе белый платок. На нем лежал засохший, видавший виды кусок хлеба. Сухомлинский был удивлен этому. «Это Святой хлеб!» – сказал Иван Степанович и тяжело вздохнул.Василий Александрович услышал рассказ старого пастуха и узнал, как появился у него этот хлеб. Накануне пришел Иван Степанович с пастбища и застал в саду неприглядную картину. Четверо его внуков бросают черствый кусок хлеба на дерево, сбивают им спелые груши. Сладкие уродились в этом году груши!Дедушка говорит внукам: «Разбойники! Что вы делаете! Хлеб целовать надо, а не бросать его». Засмеялись мальчишки. Бегают по саду, резвятся. Поймал их дед, надрал им уши. Пустили слезу внуки, но не от стыда, а от боли. А болело сердце их деда. «Разве вырастут настоящими людьми эти дети?» ? сказал он с болью Сухомлинскому.Вскоре в селе узнали, что умер Иван Степанович. Запомнил директор школы разговор с мудрым стариком, поэтому и положил сухарь вместе с белым платком в шкаф на видное место. Смотрит Василий Александрович на хлеб и вспоминает он строгие, тревожные глаза старожила. Упреком его внукам и всем ученикам школы звучат в ушах директора слова: «Это Святой хлеб!»Приложение 4Правила построения абзаца1. В одном абзаце, как правило, излагается только одна микротема.2. Расположение предложений внутри абзаца подчиняется схеме: зачин, развитие мысли, концовка.3. Самое главное предложение абзаца (предложение, в котором выражена тема или основная мысль) обычно помещается в начале или в конце абзаца. 4. Развитие мысли в абзаце осуществляется одним из следующих способов: детализация, приведение примеров, сопоставление или противопоставление, аналогия, объяснение, обоснование тезиса. Приложение 6Инструкция «Как писать сжатое изложение»1. Выделите в тексте существенные (то есть важные, необходимые) мысли.2. Найдите среди них главную мысль.3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделите микротемы.4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.6. Обдумайте средства связи между частями.7. Переведите отобранную информацию на «свой» язык (используйте приемы сжатия).8. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике, прочитайте, исправьте ошибки.9. Перепишите отредактированный текст на чистовик.Прим. ред. Приложения 2, 3, 5, 7, а также презентация к занятию опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/834. Инна ЛАЗАРЕВА, учитель русского языка и литературы средней школы №58 Володарского района Нижегородской области, победитель XVI Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»
Комментарии