Московский музей образования при Московском институте открытого образования был открыт в День учителя в 2005 году. За семь лет своей деятельности он стал не просто музеем, а и культурной, научной, методической и практической площадкой.
К нам приходят дошкольники, школьники, студенты, педагоги, родители, работники музеев и все, кто так или иначе соприкасается с проблемами образования. Ведь без образования невозможно общество. Образование влияет на все экономические, социальные и политические процессы, вносит вклад в решение глобальных проблем, определяет культуру народа.Самая тяжелая проблема школы в современном мире – утрата интереса детей к обучению. Задача всех музеев образования, в том числе и наша первоочередная задача, – создавать и укреплять интерес детей: интерес к познанию мира, к обучению в школе и за ее пределами.Главная задача Московского музея образования – не просто научить, дать знания и ответить на вопросы, а заинтересовать детей и взрослых, дать импульсы к познанию нового, увлечь, нацелить на исследовательскую деятельность, пробудить интерес к окружающему миру, людям, науке. Многие наши экспонаты мы не просто разрешаем трогать, а говорим: возьмите, сделайте то-то. Зачастую маленькие и взрослые посетители удивляются и с энтузиазмом выполняют задания. Отрадно, что, побывав у нас однажды, посетители приходят опять – на новую экскурсию, концерт, кинопоказ, творческую встречу, открытие выставки, научно-практические обсуждения, мастер-классы. Приятно получать в дар музею поделки от детей, которые были сделаны ребятами после посещения музея и специально для него.Экспозиция зала «История образования» начинается с основных этапов развития российского образования в досоветское время: его становления со времен Древней Руси и по сегодняшний день. Есть Галерея славы виднейших деятелей столичного образования: народных учителей, победителей городских и всероссийских конкурсов «Учитель года» за всю историю их проведения, руководителей системы образования Москвы. Представлены материалы жизни и деятельности директоров московских школ А.Мостового, А.Пинского, министра просвещения СССР М.Прокофьева. Работники сферы образования с большим интересом изучают представленные материалы и берут на вооружение педагогический опыт педагогов-мастеров и общественных деятелей.В двух залах расположен Школьный музей увлекательной науки, включающий экспозицию физических приборов, созданных школьниками в рамках проектной деятельности. Предоставляя экскурсантам возможность непосредственно соприкоснуться с интереснейшим миром физических явлений, самостоятельно осуществить эксперимент и получить научное знание, этот раздел музея демонстрирует богатейший потенциал деятельностного подхода в обучении.В отдельном зале находится этнографическая экспозиция «Улицы Москвы, зовущие в дорогу», которая стала продолжением ранее существовавшей экспозиции «Такие разные и такие похожие». Мы живем в многонациональном государстве, в последние годы ускорились и расширились миграционные процессы, поэтому важно учить детей взаимопониманию и уважению к культуре и истории разных народов. В этом зале представлены русская изба, модели традиционных жилищ народов России и мира, предметы быта, куклы в национальных костюмах, фотографии и пр.В соседнем зале – экспозиция «Школа XXI века: от традиционной культуры до высоких технологий», в основу которой легла идея совместного решения народами экологических проблем во имя устойчивого развития. Экспозиция состоит из двух тематических блоков: первый блок – кочевая школа народов Севера РФ, второй – космические технологии в школе.Экспозиция «Волшебный букварь» пользуется особым интересом у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Изучение разных наук начинается с букв и цифр, в сказочной стране «Забукварье» можно пофантазировать, поиграть, увидеть буквы-цветы, понюхать буквы-ароматы, поиграть в буквы-игрушки, отправиться в увлекательное обучающее путешествие вместе с ребятами, родителями и экскурсоводом.В зале сменных экспозиций располагается выставка, посвященная 120-летию со дня рождения А.С.Макаренко, которая дает представление об основных этапах жизни и педагогической деятельности педагога. Экспозиция включает обширный материал фотографий и документов, рукописей и писем педагога, книги из его личной библиотеки, предметы быта тех лет. Особый интерес представляет раздел «А.С. Макаренко и современность».Большим успехом пользуется зал «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Я помню, я горжусь», где представлены работы детей и педагогов. Мы считаем, что необходимо проводить выставки, направленные на патриотическое воспитание детей, чтобы не терялись связи между поколениями, чтобы дети знали, какой ценой досталось нашей Родине право быть свободной, чтобы ценили и приумножали мир, сохраняли мирное настоящее и передавали знания будущим поколениям.Выставочный зал музея радует посетителей разноплановыми выставками, персональными и коллективными, на которых представлены детское творчество и работы художников-педагогов из разных городов России и зарубежных стран: рисунок, живопись, графика, батик, фотография, фитодизайн, прикладное искусство.В нашем музее проводятся конференции, тематические вечера и семинары музейных работников, учителей и школьников, занятия в рамках курсов повышения квалификации учителей, проходят консультации специалистов из разных сфер деятельности по истории и теории образования, организации школьных музеев. На базе Московского музея образования активно работают этнографический клуб, городская экологическая площадка и научно-практические семинар для педагогов «Музей, школа и вуз в XXI веке».В музее реализуют разноплановые культурные программы – творческие встречи с известными педагогами, писателями, актерами, музыкантами, художниками, искусствоведами, показы художественных, документальных и анимационных фильмов, театральные постановки, различные тематические вечера, поддерживают тесную связь с вузами, колледжами, школами, дошкольными образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, педагогическими и ветеранскими организациями Москвы и Московской области.Музей открыт к сотрудничеству и с талантливой молодежью, и с людьми старшего поколения, которые рады поделиться опытом и дать добрый совет. В организации и проведении мероприятий мы делаем акцент на связь гостей музея с образованием – приглашаем разносторонне одаренных людей, занимающихся педагогической деятельностью. Музей тесно и плодотворно сотрудничает с профессиональными российскими творческими союзами – писателей, художников, архитекторов, актеров – и с любительскими объединениями, у нас налажены добрые творческие контакты с российскими и зарубежными музеями, общественными организациями, средствами массовой информации. Особой любовью и популярностью у посетителей музея пользуются систематические вечера «Встреча с автором», «В гостях у сказки», «Вечер при свечах», «Шедевры классической музыки», «Школьная филармония», детский фестиваль искусств «Ясные звездочки», международный художественно-литературный проект «Автограф». В стенах музея традиционно проводят мероприятия, посвященные государственным праздникам России, концертные программы, посвященные Дню учителя, Дню поэзии, Дню музыки.Московскому музею образования всего семь лет – он еще находится на этапе своего становления, однако это не помешало ему сделать первые, но очень значимые шаги на музейном и педагогическом поприще. Впереди у музея новые замыслы, проекты, экспозиции и выставки.Было отрадно принимать в наших стенах Первую Всероссийскую конференцию по театральной педагогике памяти Л.А.Сулержицкого. Люди, приехавшие из разных городов, провели пять незабываемых дней – ярких, творческих, динамичных, наполненных жаждой знаний – и приобрели то, что бесценно: опыт, новых друзей, возможности для плодотворной работы с детьми и взрослыми, творческий рост. Дело Мастера Леопольда Антоновича Сулержицкого живет.Елена МУССАЛИТИНА, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Московского музея образования МИОО
Комментарии