search
main
0

Своя модель оказалась эффективной

​В педагогическом колледже №5 определением ключевых партнеров и стратегии партнерства в области обеспечения качества подготовки выпускников занимается служба трудоустройства выпускников.

Чрезвычайно важно, чтобы сам студент в процессе получения образования и после окончания колледжа становился потребителем собственной образованности, то есть также был одним из социальных заказчиков, поэтому педагогическому колледжу как субъекту рыночных отношений необходимо создавать и развивать рынок образовательных услуг, номенклатуру, спрос и предложение которых определяет конъюнктура современного рынка труда. С этой же позиции качество профессионального образования нашего выпускника можно определить как уровень его способности к самореализации в будущей трудовой педагогической деятельности.Эти положения предусматривают переход к более современной парадигме образования, включающей понимание образовательного учреждения как открытой образовательной системы, развитие которой обусловлено постоянным взаимодействием с внешней средой, прежде всего с сопряженностью рынков труда и образовательных услуг. Важное значение приобретают способность и готовность к постоянному взаимодействию с социальными заказчиками по содержанию образования, в том числе по разработке стандартов, учебных планов, программ и систем контроля качества. Кратко такое взаимодействие по В.Г.Левченко имеет алгоритм: «Работодатель определяет, чему учить, образовательное учреждение – как учить!»Наиболее значимо, по мнению работодателей, развитие у студентов педагогического колледжа таких компетенций: работа с профессионально ориентированной информацией, организация профессиональных коммуникаций, решение проблемных ситуаций, проектирование профессиональной карьеры, осуществление профессионального саморазвития.К наиболее значимым личностным качествам современных педагогов по результатам проведенного интервьюирования работодатели отнесли эмоциональную устойчивость, объем, концентрацию и распределение внимания, неординарность, гибкость ума, педагогические прогнозирование и оптимизм, социальную ответственность, профессиональную мобильность и способность к саморазвитию.Этот диктуемый рынком труда компетентностный подход потребовал пересмотра структуры научного знания и выработки новых подходов к образованию и созданию образовательной среды нашего учебного заведения на основе социального партнерства с потенциальными работодателями, что регламентирует содержание новых ФГОС СПО.С 2011 года – года перехода колледжа на ФГОС СПО – педагогический колледж №5 выбрал новые базы учебной и производственной практики. Ими стали недавно появившиеся в Москве образовательные комплексы (школа №1297, гимназия №1519/4, школа №1056, ЦРР №2364, школа №1005 «Алые паруса», гимназия №1597 (структурное подразделение «Детский сад №1012»), в которых за счет слияния нескольких детских садов, школ и учреждений дополнительного образования было объединено все дошкольное, школьное и дополнительное образование, а значит, возник новый тип потенциального работодателя, позволяющий точнее выстраивать преемственность в подготовке специалистов для дошкольного, начального школьного и дополнительного образования.Критериями выбора баз практики стал высокий рейтинг образовательных услуг учреждения. Не случайно среди них оказалась гимназия №1520 имени Капцовых, которая после реорганизации путем присоединения прогимназии №1720 на протяжении трех последних лет была лауреатом грантов Правительства Москвы:    2011 год – грант Правительства Москвы «За достижение высоких результатов в образовательной деятельности по итогам 2010-2011 учебного года»;    2012 год – грант Правительства Москвы «За лучшие достижения в создании творческой развивающей социокультурной среды для обучающихся, воспитанников и студентов по направлению «Комплексные проекты по созданию пространственно-средовых инновационных условий развития обучающихся» в номинации «Лучшая практика создания и включения в образовательный процесс музея о школе»;    грант Правительства Москвы «За достижение высоких результатов в образовательной деятельности по итогам 2011-2012 учебного года»;    2013 год – грант Правительства Москвы «За достижение высоких результатов в образовательной деятельности по итогам 2012-2013 учебного года».Показательно, что не менее 10% выпускников колледжа ежегодно приглашают в дальнейшем работать в выбранные базовые образовательные учреждения.Таким образом, создаваемая образовательная среда нашего педагогического учреждения, на наш взгляд, обладает совокупностью таких свойств, как:    открытость (способность осуществлять социальное партнерство);    ориентация на результат (образовательные достижения студентов), на запросы личности (индивидуальные образовательные траектории), на требования рынка труда (тесная связь с работодателями);    постоянный контроль качества подготовки специалистов.Движение в этом направлении позволяет педагогическому колледжу №5 ежегодно повышать кадровое обеспечение образовательных учреждений Москвы, устранять дефицит в педагогических кадрах и способствовать закреплению в отрасли молодых специалистов по специальностям 050146 «преподавание в начальных классах» и 050144 «дошкольное образование». (См. таблицу.)Ежегодно от 42% до 100% выпускников приступают к работе в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Высокая востребованность молодых специалистов по специальности 050144 «Дошкольное образование» связана с реализацией основного требования нового Закона РФ «Об образовании» о превращении дошкольного образования в начальную ступень общего образования, а конкурентоспособность выпускников специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» объясняется их углубленной подготовкой в области информатики и английского языка. Значительная часть (до 23%) выпускников поступают в педагогические университеты по очной форме обучения, а после окончания вуза выходят на работу в систему образования уже по другой специальности: «учитель английского языка» или «учитель математики/информатики».Уже четвертый год в колледже работает служба маркетинга и содействия трудоустройству выпускников, деятельность которой направлена на тесное сотрудничество с окружными управлениями образования (ЦОУО, СЗОУО, СОУО, ЗОУО, ЮЗОУО). Она призвана резервировать вакансии для выпускников колледжа в образовательных округах, решать проблемы трудоустройства выпускников колледжа, их адаптации и социальной защиты в период начала трудовой деятельности. С ее помощью колледж получил регистрацию на сайте Координационного аналитического центра содействия трудоустройству по г. Москве.Ведущее направление деятельности службы – взаимодействие с работодателями:    организация и проведение маркетинговых и социологических исследований;    изучение и прогнозирование притока потенциальных абитуриентов в педагогический колледж №5;    мероприятия, проводимые совместно с Центром занятости населения ЦАО и правовым центром «Защита»;    разработка и распространение рекламной продукции колледжа;    участие в выставках «Образование и карьера», «Абитуриент»;    организация и проведение выездов с рекламной кампанией в образовательные учреждения Москвы;    организация и проведение встреч выпускников с руководителями и представителями окружных управлений образования, привлечение их к участию в ежегодном профессиональном конкурсе колледжа «Молодой специалист»;    возможность личной встречи выпускников и работодателей на ярмарке вакансий, которая проводится ежегодно в начале марта после выполнения студентами программы преддипломной практики;    размещение характеристик-отзывов работодателей на сайте колледжа в рубрике «Знакомьтесь – молодой специалист!» после летней и других видов производственной практики студентов.С учетом всех звеньев взаимодействия в педагогическом колледже №5 внедряют модель социального партнерства, разработанную С.Алашеевым, которая включает:    способы согласования спроса на специалистов квалификации «учитель начальных классов», «воспитатель детей дошкольного возраста» и предложения соответствующих рабочих мест;    способы учета изменяющихся требований работодателей (как главных заказчиков профессионального образования) к качеству профессиональной подготовки в учреждении педагогического образования;    форматы участия работодателей в деятельности системы профессионального образования колледжа для достижения соответствия спроса и предложения на рабочую силу (как по количественным, так и по качественным параметрам).(См. схему.)Все это позволяет придать взаимодействию с работодателями целенаправленный и скоординированный характер, наметить наиболее эффективные пути сотрудничества, добиваясь позитивных результатов в подготовке конкурентоспособных и востребованных специалистов.Тамара БЕЛЯЕВА,заместитель директора по УПРпедагогического колледжа №5

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте