Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Взгляд в будущее

Своя игра

Как помочь ребенку реализовать мечту
УГ - Москва, №47 от 21 января 2021. Читать номер
Автор:

​Система образования имеет особую миссию: она должна предугадать будущее, увидеть его раньше, чем оно состоится.

Проект «Дошкольное пространство без границ», инициированный Департаментом образования и науки города Москвы направлен на реализацию одновременно нескольких задач, взаимо­связанных между собой, и открывает перед ребенком большие возможности уже на первом уровне образования через изменение пространственной среды.

В игровом пространстве группы – участницы проекта имеются регулируемые по высоте детские столы, стульчики, вставляющиеся друг в друга, тумбы и стеллажи на колесах со стопорами. Стеллажи могут быть одновременно и зоной детской выставки, и книжным центром, и театральной ширмой, и размещением познавательной информации для детей. Дети, начиная со старших групп, совершенно безопасно и легко передвигают эту мебель самостоятельно, превращая ее в свои «норки», «замки», «закутки», места для игр в зависимости от замысла. Модульные конструкции полифункционального назначения позволяют в течение дня организовать на них разнообразные формы активности с детьми. Например, можно, как в кинозале, расположиться свободно на разных рядах и посмотреть слайды, интерактивные программы, а по окончании обсудить их, повернувшись друг к другу лицом, видя глаза своих друзей. Комфортная обстановка способствует непринужденной беседе.

Зачем это нужно? Чтобы свобода пространства передавалась ребенку, тогда его эмоциональное благополучие будет укрепляться даже через предметы. Чтобы у детей было больше возможностей для неформального общения и коммуникации со сверстниками, ведь в школьной жизни им придется выражать собственные мысли, уметь слушать и слышать других, уметь задавать вопросы, высказывать свое мнение, делать выбор и проявлять инициативу, чтобы педагог становился партнером в общении и в процессе узнавания окружающего мира, ведь только тогда дети быстрее доверятся ему и захотят узнать еще больше.

В группе благодаря трансформируемой мебели появляется пространство для разворачивания детских сюжетно-ролевых игр, строительства крупных построек, организации полосы препятствий из имеющегося инвентаря. У каждого ребенка появляется возможность создать свою игру, придумать правила и заинтересовать ею товарищей.

Почему это так важно? Наличие возможности выбора деятельности позволяет дошкольникам прожить свое детство разнообразно. А наигравшийся в дошкольном детстве ребенок – зрелый и сознательный ученик. Обсуждая построение пространства, дошколята учатся прогнозировать и принимать собственные решения, оказывать помощь сверстнику, встретиться с границами своих возможностей. Это очень важно, так как эти умения входят практически во все профессии будущего. Подготовить ребенка к успешной взрослой жизни – программа максимум любого взрослого поколения.

Конечно, невозможно просто поставить трансформируемую мебель в группу и успокоиться. Из этого выйдет мало положительного для всех: педагогов, детей и их родителей. Опыт Романовской школы по реализации проекта «Дошкольное пространство без границ» говорит о том, что необходима система работы управленческой и педагогической команд в поиске и апробации образовательных программ и технологий дошкольного образования, которые бы эффективно поддерживали новую предметную среду, помогали педагогам в работе с дошкольниками.

Это реально? На сегодняшний день наша образовательная организация является школой-консультантом, которая ежемесячно делится уже своим опытом работы с трансформируемым развивающим пространством в дошкольных группах с интересующимися коллегами – новичками проекта.
Есть уверенность, что изменения, происходящие в образовательной организации благодаря реализации проекта «Дошкольное образование без границ», помогут появиться новым изменениям во всей системе образования. Движение продолжается, потому что будущее, которое наступит завтра, уже сегодня входит в наши дошкольные группы!

Татьяна ЩИПКОВА, директор Романовской школы;
Елена МИХ, заместитель директора Романовской школы


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt